Файл: Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися
Комплекс мероприятий с классом,
Комплекс мероприятий с классом,
Организация работы с неуспевающими обучающимися
Причины и характер неуспеваемости обучающихся и меры ее преодоления
Этапы формирования положительного отношения к учению
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
обязанностей;
привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях;
вовлечение в посещение секций, кружков и факультативов;
привлечение к дежурству по школе, подготовке оборудования к урокам;
индивидуальные консультации с учителями по вопросам поведения, успеваемости обучающегося;
организация оказания помощи предметников в обучении, проведении индивидуальных (дополнительных) занятий;
организация взаимодействия предметников с родителями обучающегося;
анализ успеваемости обучающегося по предметам;
анкетирование обучающегося с целью выявления причин неуспеваемости;
беседа с обучающимся «Что мне мешает учиться?»;
дополнительные занятия с обучающимся после уроков (по отдельному расписанию);
дополнительные занятия с обучающимся (разовые): Как правильно работать с исторической картой;
стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность (систематически);
опрос обучающегося на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию;
работа с обучающимся на уроке: в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или
похвалой;
при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающему, привлечение его в качестве помощника;
в ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа решения, ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки; подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий;
проверка всех домашних заданий;
организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки;
проведение бесед по проблемным вопросам развития обучающегося;
консультации родителей по вопросам обучения и поведения обучающегося;
консультации родителей по вопросам выполнения домашнего задания;
привлечение родителей к посещению родительских собраний, участие в них с выступлениями;
привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков.
Для слабоуспевающих обучающихся важно в учебной деятельности обеспечить освоение содержания программы в соответствии с требованиями рабочей программы уровня «ученик научится». Для обеспечения усвоения обучающимся основного содержания необходимо обеспечить его познавательную активность. В практике хорошо зарекомендовали себя ряд
методических приемов.
В ходе опроса можно использовать прием по выполнению одного и того же задания несколькими обучающимися у доски. При этом учитель сокращает затраты учебного времени на проверку знаний обучающихся, может увидеть ошибки, несформированность тех или иных понятий и способов деятельности. Обучающиеся у доски работают в комфортных условиях, есть эффект состязательности, возможность опираться на работу другого ученика у доски. Учитель оперативно может оказать помощь и поддержку, указать на ошибку. Остальные обучающиеся наблюдают за решением, сравнивают их, что активизирует мыслительную деятельность. Учитель обучающимся по вариантам (рядам) дает задание проконтролировать решение конкретного обучающегося у доски, на листочках оценить его работу, указать и исправить ошибки. За работу по проверке ответов у доски обучающимся тоже может быть выставлены оценка или учесть работу в накопительной оценке.
Для обучающихся, которые испытывают сложности с самооценкой своей деятельности полезно предлагать прослушать и оценить свой устный ответ, записанный на диктофон. Для анализ учебных действий, особенностей коммуникации полезно дать оценить свою работу по видеозаписи. Для психологического комфорта обучающему полезно предложить исправить свои собственные ошибки, скорректировать при этом оценку.
При работе над понятиями, освоении алгоритмов можно использовать эстафету ответов. Устная работа по цепочке от слабого ученика к сильному по вызову учителя позволяет обучающимся сосредоточиться на ответах, проговорить свой ответ, что обеспечивает
усвоение учебного содержания. Замыкает цепочку сильный обучающийся, который дает полный и верный ответ. Возможно обратное движение от сильного обучающегося к слабому, при этом дети улучшают свои ответы, а сильный обучающийся комментирует их, отмечая улучшение, может скорректировать оценку.
Для развития самоконтроля своей деятельности полезно организовать самостоятельную работу с проверкой по эталону и критериям оценивания. После проверки по эталону обучающийся проводит работу над ошибками и выполняет второе аналогичное задание. Обучающиеся, успешно справившиеся с первым заданием, переходят к работе в группе над комбинированными или творческими заданиями.
Временная и стабильная неуспеваемость часто связана с низкой информационной компетентностью обучающихся. Неумение работать с текстовой информацией затрудняет учебную деятельность обучающихся. Для коррекции должна быть организована систематическая работа.
Если обучающийся невнимательно читает текст, то ему следует предложить прочитать текст и задать вопросы по тексту. В ходе работы необходимо проанализировать типологию вопросов: последовательность событий (повествование), описание героев, событий (описание), впечатления, выводы, рассуждение. Для обучения выделения ключевых слов следует предлагать небольшие тексты (1 – 2 абзаца).
Если обучающийся испытывает сложности с формулировкой вопросов по тексту, то необходимо проработать типологию вопросов. Вопросы «Что? Когда? Где?» задаются к тексту-повествованию, в котором рассказывается о последовательных фактах. Вопросы «Какой? Каков?»
задаются к тексту- описанию, в котором присутствует описание признаков, действий, состояний. Вопросы «Как? Почему? Зачем?» к тексту-рассуждению позволяют провести развернутый анализ причинно-следственных связей.
Полезно по тексту составлять таблицы, схемы, диаграммы, что способствует анализу учебной информации, ее интериоризации.
С неуспевающими обучающимися важно систематически работать над формированием мотивации к учебной деятельности. Мотивированный обучающийся проявляет самостоятельность, активность, в учебной деятельности, отличается работоспособностью, может преодолевать препятствия и рутину в учебной деятельности. Низкая мотивация школьников проявляется в скуке и безынициативности, в слабом волевом контроле, в рассеянности и забывчивости.
При организации работы необходимо учитывать ведущую потребность учебной мотивации и ценностное отношение к знанию обучающихся. У школьников в качестве ведущей потребности может быть значимо самореализация, социальное самоутверждение, социальная справедливость, творчество, социальное признание, и т.п.
привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях;
вовлечение в посещение секций, кружков и факультативов;
привлечение к дежурству по школе, подготовке оборудования к урокам;
-
взаимодействие педагогов-предметников:
индивидуальные консультации с учителями по вопросам поведения, успеваемости обучающегося;
организация оказания помощи предметников в обучении, проведении индивидуальных (дополнительных) занятий;
организация взаимодействия предметников с родителями обучающегося;
анализ успеваемости обучающегося по предметам;
-
организация работы с обучающимся:
анкетирование обучающегося с целью выявления причин неуспеваемости;
беседа с обучающимся «Что мне мешает учиться?»;
дополнительные занятия с обучающимся после уроков (по отдельному расписанию);
дополнительные занятия с обучающимся (разовые): Как правильно работать с исторической картой;
стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность (систематически);
опрос обучающегося на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию;
работа с обучающимся на уроке: в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или
похвалой;
при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающему, привлечение его в качестве помощника;
в ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа решения, ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки; подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий;
проверка всех домашних заданий;
организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки;
-
взаимодействие с родителями обучающегося:
проведение бесед по проблемным вопросам развития обучающегося;
консультации родителей по вопросам обучения и поведения обучающегося;
консультации родителей по вопросам выполнения домашнего задания;
привлечение родителей к посещению родительских собраний, участие в них с выступлениями;
привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков.
Для слабоуспевающих обучающихся важно в учебной деятельности обеспечить освоение содержания программы в соответствии с требованиями рабочей программы уровня «ученик научится». Для обеспечения усвоения обучающимся основного содержания необходимо обеспечить его познавательную активность. В практике хорошо зарекомендовали себя ряд
методических приемов.
В ходе опроса можно использовать прием по выполнению одного и того же задания несколькими обучающимися у доски. При этом учитель сокращает затраты учебного времени на проверку знаний обучающихся, может увидеть ошибки, несформированность тех или иных понятий и способов деятельности. Обучающиеся у доски работают в комфортных условиях, есть эффект состязательности, возможность опираться на работу другого ученика у доски. Учитель оперативно может оказать помощь и поддержку, указать на ошибку. Остальные обучающиеся наблюдают за решением, сравнивают их, что активизирует мыслительную деятельность. Учитель обучающимся по вариантам (рядам) дает задание проконтролировать решение конкретного обучающегося у доски, на листочках оценить его работу, указать и исправить ошибки. За работу по проверке ответов у доски обучающимся тоже может быть выставлены оценка или учесть работу в накопительной оценке.
Для обучающихся, которые испытывают сложности с самооценкой своей деятельности полезно предлагать прослушать и оценить свой устный ответ, записанный на диктофон. Для анализ учебных действий, особенностей коммуникации полезно дать оценить свою работу по видеозаписи. Для психологического комфорта обучающему полезно предложить исправить свои собственные ошибки, скорректировать при этом оценку.
При работе над понятиями, освоении алгоритмов можно использовать эстафету ответов. Устная работа по цепочке от слабого ученика к сильному по вызову учителя позволяет обучающимся сосредоточиться на ответах, проговорить свой ответ, что обеспечивает
усвоение учебного содержания. Замыкает цепочку сильный обучающийся, который дает полный и верный ответ. Возможно обратное движение от сильного обучающегося к слабому, при этом дети улучшают свои ответы, а сильный обучающийся комментирует их, отмечая улучшение, может скорректировать оценку.
Для развития самоконтроля своей деятельности полезно организовать самостоятельную работу с проверкой по эталону и критериям оценивания. После проверки по эталону обучающийся проводит работу над ошибками и выполняет второе аналогичное задание. Обучающиеся, успешно справившиеся с первым заданием, переходят к работе в группе над комбинированными или творческими заданиями.
Временная и стабильная неуспеваемость часто связана с низкой информационной компетентностью обучающихся. Неумение работать с текстовой информацией затрудняет учебную деятельность обучающихся. Для коррекции должна быть организована систематическая работа.
Если обучающийся невнимательно читает текст, то ему следует предложить прочитать текст и задать вопросы по тексту. В ходе работы необходимо проанализировать типологию вопросов: последовательность событий (повествование), описание героев, событий (описание), впечатления, выводы, рассуждение. Для обучения выделения ключевых слов следует предлагать небольшие тексты (1 – 2 абзаца).
Если обучающийся испытывает сложности с формулировкой вопросов по тексту, то необходимо проработать типологию вопросов. Вопросы «Что? Когда? Где?» задаются к тексту-повествованию, в котором рассказывается о последовательных фактах. Вопросы «Какой? Каков?»
задаются к тексту- описанию, в котором присутствует описание признаков, действий, состояний. Вопросы «Как? Почему? Зачем?» к тексту-рассуждению позволяют провести развернутый анализ причинно-следственных связей.
Полезно по тексту составлять таблицы, схемы, диаграммы, что способствует анализу учебной информации, ее интериоризации.
С неуспевающими обучающимися важно систематически работать над формированием мотивации к учебной деятельности. Мотивированный обучающийся проявляет самостоятельность, активность, в учебной деятельности, отличается работоспособностью, может преодолевать препятствия и рутину в учебной деятельности. Низкая мотивация школьников проявляется в скуке и безынициативности, в слабом волевом контроле, в рассеянности и забывчивости.
При организации работы необходимо учитывать ведущую потребность учебной мотивации и ценностное отношение к знанию обучающихся. У школьников в качестве ведущей потребности может быть значимо самореализация, социальное самоутверждение, социальная справедливость, творчество, социальное признание, и т.п.