Файл: Тема нравственные основы правосудия Общая характеристика кодекса судейской этики от 19. 12. 2012 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Адвокат вправе беседовать с процессуальным противником своего доверителя, которого представляет другой адвокат, только с согласия или в присутствии последнего.

Адвокат должен воздерживаться от:

1) употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности;

2) использования в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам;

3) обсуждения с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями обоснованности гонорара, взимаемого другими адвокатами;

Адвокат не вправе склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом.

Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката.

Мерами дисциплинарной ответственности могут являться: замечание; предупреждение; прекращение статуса адвоката.

  1. Законные средства защиты и этические условия их применения адвокатом

Адвокат имеет право пользоваться только законными средствами защиты:

1. у адвоката отсутствует право на ложь, даже если ложь – единственный способ защитить невиновного;

2. адвокат обязан предотвращать попытки подзащитного злоупотреблять своими правами;

3. не имеет права обвиняемому рекомендовать не признавать свою вину, если он ее признает, и признавать, если он ее не признает (т.е. обвинять своего подзащитного). В тех случаях, когда подзащитный признал свою вину, а адвокат, изучив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что вина не доказана или вызывает сомнение, он должен занять самостоятельную, независимую от подзащитного позицию защиты;

4. адвокат имеет право пользоваться сомнительными доказательствами (в данном случае он использует право обвиняемого на толкование сомнительных доказательств в его пользу);


5. адвокат не имеет права обвинять не своего подзащитного. Однако на практике адвокаты это делают, умело пользуясь статьей, которая запрещает одному адвокату защищать двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого, и тем самым как бы разрешает адвокату обвинять человека, которого он не защищает. Выполнять функцию обвинения адвокат может, только участвуя в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца;

6. адвокат не имеет права сообщать следствию или суду те факты, которые обвиняемый от них скрывает. Речь идет о так называемом праве на «адвокатскую тайну», что подкреплено законом, поскольку адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля, даже если ему признались в совершении преступления.

Средства, применяемые адвокатом для выполнения его функции защитника, должны на любой стадии уголовного процесса отвечать требованиям права и морали, т.е. осуществляться законными и нравственными способами и методами. Адвокату, например, категорически запрещается использовать такие средства, как заведомо ложные показания, поддельные документы, вымышленные доказательства.

Реализуя свое конституционное право на защиту, обвиняемый, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, располагает рядом процессуальных прав. Разъясняя подзащитному его права, адвокат должен доступно доказать ему не только моральную недопустимость попыток злоупотребления своими правами, не только бесполезность этого, но и отрицательные последствия таких действий.

Например, согласно ст. 43 УПК, обвиняемый имеет право давать показания, либо отказаться от дачи показаний. Практика показывает, что отказ от дачи показаний во всех случаях нецелесообразен, так как лишает обвиняемого возможности высказать свою позицию по делу, создает у суда мнение о нежелании такого участника уголовного процесса добросовестно сотрудничать с судебными органами.

Отрицание обвиняемым своей вины также в ряде случаев создает для адвоката проблемы нравственного характера. Например, защитник, изучив обстоятельства дела, приходит к выводу, что отрицание обвиняемым своей вины, при наличии серьезных доказательств совершения им противоправного деяния, нецелесообразно, что оно может быть расценено судом как попытка уйти от ответственности. Адвокат в такой ситуации должен изложить обвиняемому свои соображения о возможных перспективах дела, предупредить его, что отрицание вины может быть воспринято судом как отсутствие раскаяния. Однако он не вправе склонять подзащитного к признанию вины. Вопрос о признании или отрицании вины должен решаться самим обвиняемым.



В случае, если обвиняемый обоснованно признал свою вину, адвокат не имеет ни юридического, ни морального права побуждать его отказаться от своих показаний. Но если адвокат убежден, что признание – самооговор, он не только вправе, но и обязан убедить подзащитного отказаться от самооговора.

На практике имеют место случаи, когда защитник по просьбе клиента тайно выносит из следственного изолятора или ИВС различные письма или записки, в которых его клиент просит свидетелей или других обвиняемых поменять показания, спрятать какие-либо предметы и т.д. Такое поведение адвоката категорически недопустимо и влечет применение к нему различных санкций.

Занимаясь профессиональной деятельностью по защите обвиняемого, адвокат должен исключить для себя применение недобросовестных приемов и, по возможности, противостоять аналогичным попыткам подзащитного.

  1. Культура профессиональной деятельности юриста

Профессиональная культура юриста включает:

· знание законодательства и возможностей юридической науки.

· Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;

· убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры сво­боды и справедливости.

· Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законно­сти, охраной и защитой прав и свобод граждан;

· умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятель­ности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

· Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уров­не последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Исключительно важное значение имеет проблема пре­одоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпе­тентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юри­дическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подго­товки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей про­фессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, да­вать им необходимые практические навыки: выступать пуб­лично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.


Разумеется, что культура юриста-профессионала долж­на быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

Профессиональная культура юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста.

Уровень профессиональной правовой культуры, т.е. правовой культуры профессиональной группы - сообщества юристов, определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и тем самым укреплять не только свой престиж, но и престиж сообщества юристов.

Юрист - личность. Именно - личность, поскольку юрист призван стать выше своих обыденных привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Клиенты юриста - также личности. Преступники - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми совсем не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - это схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Получение юридического образования - лишь первый шаг к утверждению себя как личности.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, всего правового поля государства, а не только его отдельных направлений,.

Правовая культура юриста усматривается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру юриста входит знание государственного языка, а также особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность.

Профессиональная культура юриста имеет такое содержание: знание законодательства и возможностей юридической науки.

Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.

Профессиональная культура юриста включает:

• знание законодательства и возможностей юридической науки.

• убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.


• умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой