Файл: Физическое развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно наблюдать также в походке, жестах, во всем поведении. Таким образом, психологический портрет человека определяет его деятельность и поведение. Оттого, насколько правильно человек соотносит свою деятельность с типом темперамента, зависит его успешность.

Характер в переводе с греческого (character) означает «отличительная черта, признак» — это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

Темперамент в переводе с латинского означает «смесь, соразмерность», это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Изучением темперамента занимались многие отечественные и зарубежные ученые-психологи. Слово «темперамент» ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой жёлчи (др. - греч.  холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») - холериком.

Преобладание лимфы (др. - греч. флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») - флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») - сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др. - греч.  мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») – меланхоликом.

Продолжая исследования Гиппократа русский ученый физиолог, Иван Петрович Павлов исследовал психофизиологию типов темперамента. По мнению И. П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Сангвинический тип темперамента: сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Ребенок этого типа: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр и подвижен, даже суетлив. Он хватается с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея, настойчивости довести до конца, быстро к нему охладевает. Ум его живой и острый, но недостаточно глубокий и вдумчивый. Он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним. 


Флегматик - человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Ребенок этого типа - физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен и ленив. Его ум последовательный, вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью. Его чувства не горячи, но постоянны. В общем – добродушное, уравновешенное дитя.  

Холерический тип темперамента: люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Ребенок холерического типа - худощавый и стройный, он слишком решителен и быстр. Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. У него острый, проницательный и насмешливый ум. Его чувства страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Он властолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболее беспокойный и наименее уравновешенный. Меланхолический тип темперамента похож на флегматический, но есть одно существенное отличие от него.



Меланхолик – неуравновешенный человек со слабой нервной системой и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Ребенок меланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и основателен в проявлениях своей воли. С сильным, глубоким и вдумчивым умом. Крайне впечатлителен, мрачный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства. 

Составляя психологический портрет личности, следует учитывать психологический тип, к которому относится человек. Сегодня существует два основных психологических типа – это экстраверты и интроверты. Интроверсия и экстраверсия в психологии впервые описаны известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом в книге «Психологические типы». Экстраверсия — это ориентация в своих проявлениях вовне, на окружающих. Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, многолюдных мероприятиях и встречах. Интроверсия – это личностная ориентация на себя, «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Для того чтобы составить психологический портрет обучающихся нашей школы, мы провели тестирование, взяв за основу тест немецко-британского ученого-психолога Ганса Юргена Айзенка по определению типа темперамента (Приложение 1). Учитывая описание поведения экстравертов, интровертов, Г.Ю. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента является одним из четырех квадратов при пересечении двух ортогональных шкал: «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – лабильность». Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытость» внешнему миру, вторая - со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Г.Ю. Айзенк отождествлял с типом сангвиника, эмоциональной лабильности и экстраверсии - холерика, эмоциональной устойчивости с интроверсией - флегматика, а эмоциональной лабильности с интроверсией – меланхолика.


С 3 по 11 класс в МБОУ Шушенской СОШ № 8–43 обучающихся. Из них было протестировано 38 человек. В результате тестирования в школе выявлены представители всех четырех типов темперамента: холерик – 10 человек, флегматик – 8 человек, сангвиник – 4 человека, и – 16 человек показали принадлежность к типу – меланхолик. По психологической направленности – 14 человек – экстраверты; 24 человека – интроверты. Возможно, это связано с тем, что современные дети больше предпочитают уединение и общение в социальных сетях, нежели активное общение и пребывание в многолюдной компании.

В школе функционирует 7 объединений дополнительного образования. Направления деятельности объединений различны. «Сайтостроение» и «Мир цветов» требуют длительной концентрации внимания и сосредоточенности. Работа в этих объединениях допускает низкий уровень активности. Преимущество отдается работе с компьютером, а также с мелкими предметами: ткань, пайетки, бисер и др. Данный вид деятельности свойственен людям с меланхолическим типом темперамента и интровертным психологическим типом. По факту из 12 участников этих объединений лишь половина (6 человек) обладают типом темперамента – меланхолик, 3 человека – флегматики, 2 холерика и 1 сангвиник. Результаты показывают, что 6 человек быстро раздражаются при выполнении монотонной работы, поэтому их интерес ослабевает.

«Happy English» и «Занимательная геометрия» требуют настойчивости, усидчивости, дисциплинированности, систематичности и выдержанности. Преимущество отдается работе с числовыми и буквенными знаками, вычислениям и решению логических задач. Данный вид деятельности свойственен людям с флегматическим типом темперамента и интровертным психологическим типом. По факту из 13 участников этих объединений только 3 человека обладают типом темперамента – флегматик, доминантное количество участников (6 человек) – меланхолики, 2 холерика и 2 сангвиника. Результаты показывают, что большинство участников выбрали деятельность, не соответствующую их типу темперамента и результат – снижение заинтересованности и повышенная утомляемость.

«Психолог и Я», «В мире педагогики», «Секреты профессии «Учитель»» — это объединения, которые посещают участники группы предпрофильной подготовки педагогической направленности «Юность». Основная направленность данных объединений – профориентационная деятельность типа «человек-человек», которая требует настойчивости, устойчивости внимания и терпения, эмоциональной выдержки, интенсивности действий, а также четкости дикции и выразительности речи. В основе лежит работа с сильными и неожиданными раздражителями. Данный вид деятельности свойственен людям с сангвиническим типом темперамента и экстравертным психологическим типом. По факту из 7 участников этих объединений только данным типом темперамента не обладает никто, 4 человека – холерики и 3 меланхолика. Исследования показывают, что для достижения качественных результатов в деятельности этих объединений участникам приходится прикладывать большие усилия, поскольку их тип темперамента не соответствует данной деятельности.


ВВПОД «Юнармия» - объединение, деятельность которого преимущественно направлена на укрепление физической закалки и физической выносливости, активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству. От участников объединения требуется сила, подвижность, высокий уровень энергичности и настойчивости. Данный вид деятельности свойственен людям с холерическим типом темперамента и экстравертным психологическим типом. По факту из 20 участников этих объединений только 6 человек обладают типом темперамента – холерик, доминантное количество участников (8 человек) – флегматики, 5 меланхоликов и 1 сангвиник. Результаты показывают, что большинство участников выбрали деятельность, не соответствующую их типу темперамента и в результате снижается концентрация и повышается физическая утомляемость и раздражительность участников.

Задание 4. Разработайте проект на тему «Повышение эффективности учета педагогом дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся».

При подготовке проекта воспользуйтесь следующей схемой:

Структура проекта.

Выбор темы, ее актуальность

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования (описание)

Список литературы

Подготовка к защите и защита работы.

Требования к проекту: не менее 15 страниц, подробное описание всех разделов, список литературы должен составлять не менее 20 источников.

Задание 5. Подготовьте краткое тезисное сообщение на тему «Потенциал изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в формировании индивидуальных особенности обучающихся в учреждении дополнительного образования» (возраст обучающегося на выбор). В сообщении раскройте 3–5 тезисов. Обоснуйте, имеет ли педагог дополнительного образования, реализующий программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для формирования различных индивидуальных особенностей обучающихся? Если да, то почему. В сообщении приведите конкретные примеры реализации данного потенциала. Объем сообщения- до 3 стр.

Ответ: Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании внутренней культуры подрастающего поколения, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное мышление.