Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При использовании собраний и лекториев, педагогу следует придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию.

Семинар направлен на расширение знаний родителей о семейном воспитании, о приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Родители вовлекаются в обсуждение и осмысление семейных проблем, обмениваются опытом, и в ходе дискуссий вырабатывают пути разрешения проблем. Семинар позволяет сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи. В процессе такой работы могут быть использованы следующие приемы:

  • мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные   особенности   детей», «Возрастные кризисы развития ребенка-школьника», «Искусство хвалить и наказывать»), Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

  • групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

  • книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

В формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование. Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, оптимизация форм взаимодействия родителей и детей. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей.


Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Такие вечера должны проходить как равноправное общение родителей и педагогов, приглашенных специалистов. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов.

Таким образом, специфика работы с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, требует от педагога наличия таких профессиональных качеств, которые бы способствовали учреждения эффективного межличностного взаимодействия двух важнейших субъектов воспитания – семьи и школы.


Глава 3. Исследования процесса формирования педагогической культуры родителей на основе анализа культуры досуга у младших школьников на примере Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области

3.1.Определения уровня сформированности педагогической культуры родителей на основе анализа культуры досуга у младших школьников
Для определения уровня сформированности культуры досуга у младших школьников был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области.

В эксперименте приняли участие 43 учащихся 3 классов (3 «А» – 22 человека, 3 «Б» 21 человек) 3 «А» был выбран в качестве экспериментальной группы (ЭГ), а 3 «Б» в качестве контрольной (КГ). Высокий уровень культуры досуга характеризуется следующими показателями: высокий уровень потребности в самореализации, высокий уровень знаний об учреждения досуговой деятельности, высокий уровень познавательной активности, высокий уровень сформированности познавательных мотивов к досуговой деятельности.

Средний уровень подразумевает средний уровень потребности в самореализации, средний уровень знаний об учреждения досуговой деятельности, средний уровень познавательной активности, средний уровень сформированности познавательных мотивов
к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга характеризуется отсутствием потребности в самореализации; низким уровнем знаний об учреждения досуговой деятельности, низким уровнем познавательной активности, низким уровнем сформированности познавательных мотивов к досуговой деятельности (преобладание игровых мотивов).

В процессе исследования применялись следующие методики для выявления уровня сформированности культуры досуга у младших школьников:

  • карта интересов младших школьников;

  • диагностика реализации потребностей в саморазвитии

  • анкетирование младших школьников для оценки знаний об учреждения досуга;

  • методика «Оценка уровня познавательной активности»;

  • диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности.

Для выявления интересов младших школьников была предложена карта интересов А.И. Савенкова [13], которая состоит из 35 вопросов (приложение 5). Каждому обучающемуся выдается анкета, в которой требуется оценить вопросы, их всего 35. Если ответ на вопрос очень нравится, то ставится «++», если просто нравится, то – «+», если не нравится – «-».

На основании результатов карты интересов младших школьников выяснялось, что 36% из ЭГ и 33% КГ интересны коммуникативные виды деятельности, преимущественно групповые игры, 36% из ЭГ и 33% КГ интересны, 14% из ЭГ и 24% .Менее интересна деятельность, связанная с домашними делами и техникой (рисунок 3).


Рисунок 3.1.1 Интересы младших школьников

Учитывая интересы
младших школьников, подготовлен список учеников с наиболее привлекательными видами деятельности (учитывались ответы очень нравится).

Диагностика реализации потребностей в саморазвитии Н.П. Фетискина [33] включает в себя 15 утверждений. Обучающиеся должны оценить каждое из утверждений, поставить 5 если согласен, 4 если скорее согласен, чем нет, 3 – и да и нет, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен. Результаты диагностики представлены на рисунке 3.1.2.



Рисунок 3.1.2 Уровень реализации потребности в саморазвитии
Таким образом, у младших школьников средний уровень реализации потребности в саморазвитии 50% из ЭГ и 57% КГ, у 27% из ЭГ и 29% КГ низкий уровень и у 23% из ЭГ и 14% КГ – высокий. Уровень реализации потребности в саморазвитии обуславливает и выбор досуга младших школьников, большинство из них не стремятся к саморазвитию.

Анкета для младших школьников для оценки знаний об учреждения досуга включает в себя 5 вопросов. Анкета была составлена на основе исследований Родиченко М. С. [26]. Обучающимся предложено 5 вопросов с выбором вариантов ответа. Результаты анкетирования представлены на рисунке 3.1.3


Рисунок 3.1.3 Уровень знаний младших школьников об учреждения

досуговой деятельности
Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников преимущественно средний уровень знаний об учреждения досуга 46% учеников ЭГ и 52% КГ. Также высокая доля учеников с низким