ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разработки образовательных программ, направленных на формирование и развитие детей с использованием произведений литературы. Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов этой сложной и разнообразной проблемы.
Необходимо углубленное изучение возможности нейтрализации негативного влияния социальной среды и средств массовой информации на творческое воспитание современных дошкольников. Эффективность педагогического сопровождения развития воображения детей через произведения литературы значительно повышается, если мы реализуем функционально-информативную модель развития воображения детей.
Методика работы с картами В.Я. Проппа
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппаизвестна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи,которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
- формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
- карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Дж. Родари сократил число этих функций до 20:
запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.
Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка - Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» - родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил. Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.
Методика
Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).
Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).
Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:
Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
Концовка
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:
Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.
Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:
Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом.
Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.
Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.
Необходимо углубленное изучение возможности нейтрализации негативного влияния социальной среды и средств массовой информации на творческое воспитание современных дошкольников. Эффективность педагогического сопровождения развития воображения детей через произведения литературы значительно повышается, если мы реализуем функционально-информативную модель развития воображения детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. -
Аюева И. Воспитай личность! // Дошкольное воспитание. 2002, № 2. -
Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М., 1968. -
Богословский В.В. Основы общей психологии. М.,1981. -
Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001, № 1. -
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. -
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж: НПО «МДОЭК», 1996. -
Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1 Л., 1974. -
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание,1973. -
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972, № 2. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика – Пресс, 1991. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -
Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -
Дубровина И.В. Психология. М.: Академия,2004. -
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.,1966. -
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1987, № 1. -
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 1988, №6. -
Дьяченко О.М. Особенности развития воображения // Дошкольное воспитание. 1993, № 8. -
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов М.: Просвещение, 1964. -
Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. 1998, № 2. -
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Педагогу о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. -
Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно–творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. -
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ,1979. -
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996. -
Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 1989, № 12. -
Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. -
Крылов Е.П. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. 1993, № 3. -
Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности // Вопросы психологии. 1988, № 4. -
Ливергант Александр Киплинг. Издательский дом: Молодая гвардия. 2011. – 59 с. -
Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -
Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. -
Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. -
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. -
Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. -
Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х. Резерв успеха – творчество. М., 1989. -
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996. -
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2002. -
Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. СПб.: Детствопресс, 2000. -
Психологическая диагностика: Учебник для вузов./ Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. -
Психолого–педагогическая диагностика интеллектуального развития ребенка от 3 до 7 лет. / Под ред. Т.В. Панченковой. Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 1996. -
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших дошкольников // Психология младшего дошкольника. М., 1960. -
Розетт И.М. Психология фантазии. Экспериментально теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. Минск, 1977. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -
Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. 1993, № 10. -
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996. -
Филатов Ф.Р. Психология. Ростов–на–Дону: Феникс, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика работы с картами В.Я. Проппа
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппаизвестна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи,которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
- формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
- карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Дж. Родари сократил число этих функций до 20:
запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.
Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка - Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» - родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил. Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.
Методика
Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).
Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).
Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:
Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
Концовка
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:
Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.
Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:
Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом.
Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.
Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.