Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

Подготовительные игры-задания, которые можно включить в образовательную деятельность:

- Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

- Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

- Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

- Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции - котелок как гнездо, сумка, зеркало.

- Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например:  герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.


 Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

 По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;

самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;

выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;

найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга - скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание - сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт - отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или - придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

кто будет главным героем;

кто будет мешать герою;

кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);

придумать название к сказке;

какие зачины и концовки будут использованы;

придумывание сказочных слов и выражений;

присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы:

-  у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» - пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;



- или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цель: изучение скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов, разработанность (детализированность) образов.

Ребенку дается комок глины и задание, пользуясь им, за 5 минут, слепить какую-либо поделку, вылепить её из глины.

Фантазии ребенка оценивается от 0 до 10 баллов: 0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками; 2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из глины что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо; 4-5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех; 6-7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии; 8-9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана; 10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Итого: Низкий уровень - 0-3 балла, Средний уровень - 4-7 баллов, Высокий уровень - 8-10 баллов.

Данные методики могут быть использованы для исследования развития творческого воображения детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (16-17 лет). Ответы на задания этих методик, испытуемые должны дать в виде рисунков, поделок и названий к ним, а так же устное придумывание рассказа. Если дети не умеют писать или пишут медленно, экспериментатор помогает ребенку подписывать работы, при этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка. Все эти методики были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество.

При создании методик, авторы стремились получить модели творческих процессов, отражающую их природную сложность. Перед предъявлением каждой из методик, экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность (обоснованность) тестовых показателей.


Необходимо избегать употребление слов "тест", "тестирование", "экзамен", "проверка" во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять такие слова как упражнения, рисунки, картинки, давайте пофантазируем, и так далее. Во время тестирования, недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов. Необходимо обеспечить всех учащихся необходимым стимульным материалом (бланки, карандаши, глина). Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец карточек, а так же часы с секундомером. Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы 15-25 человек, то есть не более одного класса. Для младших школьников размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с экспериментатором. Выполнение методик ограничено во времени и колеблется от 5 до 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкции, раздачей стимульного материала и так далее для тестирования необходимо отвести 20-25 минут. При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам. Прежде, чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Важным условием высокой надежности тестов является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Процедуры измерения: 1. Прочитать внимательно инструкцию к методике. Важно осознавать концепцию творческого мышления автора теста и содержание каждого из показателей. 2. Следует определить, стоит ли засчитывать ответ, насколько он соответствует заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. 3. Обработка ответов. Каждый, соответствующий заданию, ответ (идею) ребенка нужно записать в подготовленный протокол к каждой методике.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3




Таблица 12

Результаты оценки развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (когнитивный критерий творческой культуры)

Уровень

Контрольная группа

ф*

Экспериментальная группа

До

эксперимента

После

эксперимента

До

эксперимента

После

эксперимента

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Высокий

18

15,5

21

18,1

0,23

23

17,4

47

35,6

Выше

среднего

29

25,0

31

26,7

0,21

34

25,8

51

38,6

Средний

30

25,9

34

29,3

0,22

36

27,3

22

16,7

Низкий

39

33,6

30

25,9

0,41

39

29,5

12

9,1

Всего:

116

100

116

100




132

100

132

100


Таблица 13

Результаты оценки развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (ценностный критерий творческой культуры)

Уровень

Контрольная группа

ф*

Экспериментальная группа

До

эксперимента

После

эксперимента

До

эксперимента

После

эксперимента

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Высокий

15

12,9

20

17,2

0,65

21

15,9

48

36,4

Выше

среднего

24

20,7

29

25,0

0,48

30

22,7

54

40,9

Средний

34

29,3

32

27,6

0,23

39

29,5

17

12,9

Низкий

43

37,1

35

30,2

0,71

42

31,9

13

9,8

Всего:

116

100

116

100




132

100

132

100