Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций [10, c. 36]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Он выделил четыре стадии развития воображения:

–переход от пассивного воображения к творческому;

–одушевление ребенком окружающих предметов;

–стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;

–период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять. Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего–либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.

Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо–лимбическая система.

Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки.


Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна. Основные функции воображения Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой [4, c. 9].

Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно–технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;

Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого–либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;

Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;

Контрольно–корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;

Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её [11, c. 50].

Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:

Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что–то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;



Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании. В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности. Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего.

Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды: рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта; иллюзия. Видимость принимается за сущность; мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.

Функции воображения показаны на рис. 1.

Рис. 1 Функции воображения
Воображение по–разному проявляется в деятельности человека и его общественной жизни. У людей степень развития воображения и тип образов, которыми они чаще всего оперируют, различны, что говорит об индивидуальных особенностях воображения. О степени развития воображения свидетельствуют яркость и глубина образов, новизна и осмысленность результатов переработки прошлого опыта. Низкий уровень переработки представлений говорит о слабом развитии воображения, а оно влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, требующих наглядного представления конкретной ситуации [18, c. 35].

Разносторонняя эмоциональная жизнь при недостаточном уровне развития воображения сильно затруднена. Между собой люди различаются наиболее отчетливо по степени яркости образов воображения, а самый высокий уровень его развития характерен для людей, занимающихся творческим трудом – писатели, художники, музыканты и др. Различаются люди и в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего у людей преобладают слуховые, зрительные, двигательные образы воображения. Но, есть и такие, у кого отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Это люди смешанного типа.


Сам по себе вопрос о принадлежности людей к тому или иному типу воображения вызывает большие споры. Ряд ученых настаивают на том, что можно выделить такие типы людей:

–визуалы. развито зрительное восприятие и воображение;

–аудиалы. развито слуховое восприятие и воображение;

кинестетики. развито тактильное восприятие и воображение.

Другие ученые считают, что просто взять и поделить людей на три типа весьма наивно, потому что можно найти людей с развитым воображением во всех модальностях, а можно найти и тех, у кого воображение развито очень плохо. Специалисты говорят, что если бы было все так просто, то визуал переходил бы дорогу, внимательно глядя по сторонам, аудиал, прежде чем перейти дорогу – прислушался бы к звуку проезжающих машин. Кинестетику ничего не оставалось бы делать, как ощупать проезжающие мимо машины, прежде чем перейти дорогу. На индивидуально–психологические особенности человека очень сильно влияет принадлежность к тому или иному типу воображения. Например, в своих размышлениях люди слухового или двигательного типа часто драматизируют ситуацию. Люди не рождаются сразу с развитым воображением, его развитие происходит в ходе онтогенеза и требует накопления запаса представлений для создания образов воображения [31, c. 45].

Развитие воображения происходит в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Достаточно трудно определить конкретные возрастные границы, которые характеризуют динамику развития воображения, хотя есть примеры очень раннего его развития – Моцарт начал сочинять музыку в 4 года, Репин и Серов хорошо рисовали уже в 6 лет. Есть и другие примеры, когда воображение развивалось достаточно поздно, например, Эйнштейн, ставший впоследствии гением.

Таким образом, воображение – это процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность и создают новые представления. Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент. Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности. Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения.

1.2 Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте
Определить этапы развития воображения достаточно сложно, но, тем не менее, можно выделить определенные закономерности в его формировании [17, c. 34].

Первый этап. Проявления воображения на этом этапе связаны с процессом восприятия. Например, в полтора года детям сложно слушать даже простые сказки или рассказы. Они отвлекаются, засыпают, но с удовольствием слушают рассказ о том, что сами пережили. Здесь явно прослеживается связь воображения и восприятия. Рассказ о своих переживаниях ребенок слушает потому, что хорошо представляет, о чем идет речь. На следующей ступени развития эта связь между восприятием и воображением сохраняется, потому что в играх он начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул, например, может превратиться в самолет, коробка в домик и др. Первые образы ребенка всегда связаны с деятельностью, он воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже если это игра;

Второй этап. Дальнейшее развитие воображения связано с тем возрастом, когда ребенок начинает овладевать речью. Благодаря речи в воображение можно включить не только конкретные образы, но и отвлеченные представления и понятия. Овладевая речью, ребенок может перейти от выражения образов воображения в деятельности к их непосредственному выражению в речи. Вместе с овладением речью у ребенка увеличивается практический опыт и развивается внимание, значительно легче выделяются отдельные части предмета, но синтез происходит с искажениями действительности. Создать образ, близкий к реальной действительности, он еще не может, потому что еще нет достаточного опыта и критичности мышления. Возникновение образов воображения на этом этапе носят непроизвольный характер;

Третий этап. Появляются активные формы воображения, и процесс становится произвольным. Активные формы воображения вначале связаны с побуждающей инициативой со стороны взрослых, например, ребенка просят нарисовать дерево, в результате процесс воображения активизируется. Для выполнения просьбы взрослого, ребенок сначала должен воссоздать в своем воображении определенный образ. По своей природе этот процесс уже является произвольным, потому что ребенок пытается его контролировать, позже это произвольное воображение он будет использовать без участия взрослого. В развитии воображения происходит значительный скачок, который свое отображение находит в характере игр ребенка. Игры становятся целенаправленными и сюжетными. Вещи, окружающие ребенка, становятся материалом для воплощения образов его воображения. В возрасте 4–5 лет он комбинирует их в соответствии со своим замыслом;