Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четвертый этап. В школьные годы в воображении происходит еще один важный сдвиг. Активизация процесса воссоздающего воображения обусловлена необходимостью понимания учебного материала. Ребенок начинает активно использовать свое воображение, чтобы усвоить знания. Данная активизация вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Помимо этого бурное развитие воображения связано еще и с тем, что ребенок получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Новые представления являются прекрасной основой для воображения и хорошим стимулятором творческой деятельности. Приемы в развитии воображения Приемы в развитии воображения играют важную роль.

Рассмотрим некоторые из них: деятельность воображения успешно протекает на основе многочисленных и разнообразных представлений, поэтому запас представлений надо постоянно увеличивать. Его маленький запас приводит к бедности воображения и, наоборот, богатство представлений дает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения; Важно развивать способность мысленно сосредотачиваться на воображаемом объекте, слышать и видеть его внутренним зрением и слухом. Важно этот воображаемый объект представлять во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют; развивать способность инициативного воображения и руководить развитием воображения так, чтобы всегда стояла определенная и ясная цель, а результаты воображения можно было проверить практикой и контролировать постановкой вопросов – где, как, когда, почему и др. Когда воображение иссякает и не дает результатов, взять помощь со стороны; В процессе активной творческой работы систематически упражнять способность воображения. Для применения творческого воображения, не следует упускать ни одного случая, а в результате воображение будет совершенствоваться.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [11, c. 38].

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [12, c. 47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.


С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [53, c. 95].

Развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими дошкольниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям (Л.С. Выготский) [14, с. 14].

С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта.

Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет–заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов–атрибутов (М.Г. Витязь). Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы–заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое). При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.



В старшем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.

Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.

При творческом процессе деятельность человека направлена на создание какого–либо нового и оригинального продукта. Для того чтобы процесс был творческий необходимо накопить соответствующий опыт, знания, умения и навыки. Творческий процесс характеризуется своеобразным переходом количества идей к решению какой–либо проблемы в их новое качество, которое и будет её решением.

Между собой творчество и воображение имеют тесную связь, а роль воображения в творчестве уникальна. Когда человек думает о каком–то объекте, то каждый раз включается воображение, даже если с этим объектом отсутствует непосредственный контакт. Творческое воображение дает возможность это представление преобразовать. В исходном смысле этого слова творчество есть сотворение нового. Этот смысл слово сохранило и в науке. Часто в обиходе творчеством называют то, что имеет связь с искусством – рисование, музыка, литература, архитектура и др. Но, надо сказать, что игра на музыкальных инструментах не обязательно несет в себе элемент какой–то новизны. Например, музыкант, исполняет в 100–й раз какую–то мелодию и в данном случае он не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. У древних греков слово искусство обозначалось словом технология, т.е. вершина мастерства.

Под творчеством надо понимать особый вид деятельности, поэтому наблюдатель не всегда может определить занимается ли человек творчеством или же обычной рутинной работой. Признаками, характеризующими творческий процесс, является активизация воображения и мышления, а также концентрация внимания на предмете стараний [22, c. 35].

Поскольку творчество является порождением нового, то это требует значительных затрат. Обычная рутинная работа имеет свои признаки: Воображение и мышление не напрягаются; Человек, во время деятельности думает о посторонних вещах; Отсутствие концентрации на процессе деятельности. Без участия воображения творчество невозможно. Например, воображение дает возможность ученому строить гипотезы, представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нестандартные решения проблем. Творчество связано не только с воображением, но и с другими психическими процессами, а степень его развития имеют для творчества большое значение. Психология творчества проявляется во всех конкретных видах деятельности – изобразительном, научном, литературном, художественном и др. Возможность творчества человека определяют такие факторы: Знания человека, его способности и целеустремленность; Наличие переживаний, создающих эмоциональный тон творческой деятельности.


Попытку исследовать творческий процесс предпринял английский ученый Г. Уоллес. Ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: зарождение или подготовка идеи; концентрация знаний, т.е. созревание; озарение или интуитивное схватывание искомого результата; проверка.

Целую теорию решения творческих задач, разработал другой ученый Г.С. Альтшуллер. Он выделял уже пять уровней творчества: Первый уровень задач решаются с применением средств, предназначенных для этих целей – требуется мысленный перебор общепринятых вариантов решения. Сам объект при этом не меняется; этот уровень задач требует уже видоизменения объекта, чтобы получить необходимый эффект. Перебираются десятки вариантов решения; приемы решения задач третьего уровня надо искать в смежных областях знаний, потому что их правильное решение скрыто среди сотен неправильных, а совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен; На данном уровне совершенствуемый объект меняется полностью; Решение задач пятого уровня достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект, при этом многократно возрастает число проб и ошибок. Средства решения этих задач могут оказаться за пределами возможностей современной науки, поэтому сначала важно сделать открытие, а потом искать решение [11, c. 58].

Творческое преобразование действительности в воображении, таким образом, подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Благодаря операциям синтеза и анализа, то, что уже было в сознании, дает новые представления. Мысленное разложение исходных представлений на составные части – анализ и соединение их в новые сочетания – синтез, носят аналитико–синтетический характер. Это значит, что творческий процесс опирается на механизмы, которые участвуют в формировании обычных образов воображения. На творчество, как многогранный процесс, большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но еще и эмоции, воля, восприятие.

Особенности творческого воображения Творческое воображение имеет свои особенности: Помогает создать совершенно новые образы на основе собственных мыслей субъекта; Творческое воображение может быть произвольным и непроизвольным; Творческое воображение можно развить, хотя способность к нему отчасти определяется с рождения человека; Сходные этапы и приемы позволяют увидеть взаимосвязь воображения и творчества.


Концепция Т.Рибо С помощью различных приемов интеллектуальных операций создаются образы творческого воображения, в структуре которого различают два их типа: Операции, посредством которых формируются идеальные образы; Операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Механизмы функционирования воображения он исследует по аналогии с функционированием воли по управлению движениями и считает, что это больше всего аналогично творческому воображению. Но факторов, которые управляли бы процессом создания творческих продуктов, он не указывает [37, c. 15].

По мнению ученого, воображение, как и воля, носят субъективный характер, поэтому Т. Рибо творческое воображение рассматривает как самостоятельную психическую функцию. Регулятором и источником этой функции служит внутренний мир – актуальные эмоционально–насыщенные потребности. В этом, считает он, заключается отличие воображения от познания – воображение оперирует образами, познание оперирует фактами. Созидающее воображение и рациональное исследование имеют общую черту – способность улавливать сходство. Мышление это сходство улавливает и на этой основе воображение создает образы, которые корректируются мышлением. Возможно, поэтому достаточно трудно разделить деятельность мышления и воображения. Т. Рибо видит механизм функционирования творческого воображения как субъективный синтез единства трех компонентов – умственного, эмоционально–аффективного и бессознательного.

С помощью этих компонентов строится идеальный образ будущего реального продукта. Он выделяет аффективный элемент в качестве ведущего компонента функционирования творческого воображения и не сомневается в самостоятельности творческого воображения как психической функции. Ученый рассматривает деятельность творческого воображения как «умственную химию», в процессе которой возникает единство трех взаимодействующих компонентов, но механизм возникновения этого единства, он не рассматривает. В процессе анализа у Рибо творческое воображение как психологический феномен исчезает.

Таким образом, мотивационно–волевая, познавательно–интеллектуальная аффективно–эмоциональная сферы и бессознательная часть психики, в концепции Т. Рибо представлены как единая система. В ней использовались элементы системного подхода, но отсутствие разработанности не позволило определить роль творческого воображения при создании изобретений разного уровня сложности.