ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка [18, с. 1].
Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10–15 минут, к 4–5 годам игра может продолжаться 40–50 минут, а в 5–6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников.
Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности.
Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.
С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому–либо факту действительности.
Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.
Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить [34, с. 26].
В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.
Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений.
Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.
Итак, выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
–воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;
–постепенно оно превращается в фантазирование;
–ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
–постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.
Воспитание детей начинается с детства, поэтому и развитие воображения начинать надо именно с дошкольного возраста. У дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством.
По мнению О.М. Дьяченко: « … развитие воображения ребенка требует особого внимания потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроения и отношения с окружающим его миром … « [3, с. 13].
Развитие это может происходить разными путями: через игру, через различную деятельность, через сказку, материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает. В этой работе будет рассмотрено влияние сказки на развитие воображения дошкольника.
Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, – утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, – то он сам станет их выдумывать» [20, с. 158].
Сказка – фольклорный или литературный жанр, содержащий в себе сюжеты бытового, героического или волшебного характера.
Сказка – это тот жанр, который сопровождает человека с самого его детства, в шутливой и забавной форме подавая детям важные нравственные уроки.
Литературная (авторская) сказка – это эпическое произведение, тесно связанное с народной сказкой.
Различия литературной и фольклорной сказок:
-у литературной сказки есть конкретный автор, фольклорная же так долго передавалась из уст в уста, что у неё нет автора;
-литературная сказка записана, её вид неизменен, в то время как фольклорная сказка может иметь множество вариантов;
-в литературной сказке отражены ценности и мнения конкретного автора, а в фольклорной – ценности целого народа;
-на литературную сказку оказывают влияние господствующие в момент её создания литературные жанры;
-на сюжеты фольклорных сказок воздействовали только исторические события.
Литературная сказка – это огромное пространство для вымысла и фантазии, это неисчислимое количество возможностей оформить самые важные мысли и самые добрые идеи в волшебную оболочку [21, c. 74].
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора М.А. Никитина. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [2, с. 6].
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые поддают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения.
Сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так, как через каналы связи–сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [17. с. 30].
Дети сильно переживают сказки, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют взрослые. Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне... или: Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне... Непринужденность и создает близость, доверительность.
В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в сказке, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка.
Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И ее щедро питают книги. Только для этого с детьми надо играть.
«Я не знаю, во что мне играть», – часто жалуются дети.
Вникая в игры по книгам, появляются дополнительные возможности для воспитания детей. Так, ребята любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Пусть веселятся, но разыгрывать надо и те эпизоды, из которых видно, что герои не только шалуны, по и хорошие товарищи и верные друзья. Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь грубой силой: «Я – Карабас, у меня есть плетка! Все меня боятся!». В таком случае надо напоминать, чем кончил этот злодей (его победил Буратино и его друзья).
В наше время значение игр но книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах, читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своем воображении, наслаждаясь художественным словом.
Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства юмора. Благодаря игре ребенок, еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения [18, с. 61]
Значение книг для рисования также огромно, потому что питает детский ум, фантазию. С большой охотой ребенок откликается на предложение самому проиллюстрировать сказки или отдельные строки из них. Маленькие дети не в силах написать отзыв на книгу, но могут выразить свое впечатление от чтения в рисунках и поделках из пластилина, палочек, лоскутков.
Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные сказки, рисунки сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений [30, с. 13].
Итак, на сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает
Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10–15 минут, к 4–5 годам игра может продолжаться 40–50 минут, а в 5–6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников.
Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности.
Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.
С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому–либо факту действительности.
Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.
Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить [34, с. 26].
В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.
Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений.
Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.
Итак, выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
–воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;
–постепенно оно превращается в фантазирование;
–ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
–постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.
1.3 Сказка как средство развития воображения
Воспитание детей начинается с детства, поэтому и развитие воображения начинать надо именно с дошкольного возраста. У дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством.
По мнению О.М. Дьяченко: « … развитие воображения ребенка требует особого внимания потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроения и отношения с окружающим его миром … « [3, с. 13].
Развитие это может происходить разными путями: через игру, через различную деятельность, через сказку, материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает. В этой работе будет рассмотрено влияние сказки на развитие воображения дошкольника.
Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, – утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, – то он сам станет их выдумывать» [20, с. 158].
Сказка – фольклорный или литературный жанр, содержащий в себе сюжеты бытового, героического или волшебного характера.
Сказка – это тот жанр, который сопровождает человека с самого его детства, в шутливой и забавной форме подавая детям важные нравственные уроки.
Литературная (авторская) сказка – это эпическое произведение, тесно связанное с народной сказкой.
Различия литературной и фольклорной сказок:
-у литературной сказки есть конкретный автор, фольклорная же так долго передавалась из уст в уста, что у неё нет автора;
-литературная сказка записана, её вид неизменен, в то время как фольклорная сказка может иметь множество вариантов;
-в литературной сказке отражены ценности и мнения конкретного автора, а в фольклорной – ценности целого народа;
-на литературную сказку оказывают влияние господствующие в момент её создания литературные жанры;
-на сюжеты фольклорных сказок воздействовали только исторические события.
Литературная сказка – это огромное пространство для вымысла и фантазии, это неисчислимое количество возможностей оформить самые важные мысли и самые добрые идеи в волшебную оболочку [21, c. 74].
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора М.А. Никитина. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [2, с. 6].
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые поддают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения.
Сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так, как через каналы связи–сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [17. с. 30].
Дети сильно переживают сказки, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют взрослые. Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне... или: Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне... Непринужденность и создает близость, доверительность.
В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в сказке, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка.
Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И ее щедро питают книги. Только для этого с детьми надо играть.
«Я не знаю, во что мне играть», – часто жалуются дети.
Вникая в игры по книгам, появляются дополнительные возможности для воспитания детей. Так, ребята любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Пусть веселятся, но разыгрывать надо и те эпизоды, из которых видно, что герои не только шалуны, по и хорошие товарищи и верные друзья. Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь грубой силой: «Я – Карабас, у меня есть плетка! Все меня боятся!». В таком случае надо напоминать, чем кончил этот злодей (его победил Буратино и его друзья).
В наше время значение игр но книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах, читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своем воображении, наслаждаясь художественным словом.
Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства юмора. Благодаря игре ребенок, еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения [18, с. 61]
Значение книг для рисования также огромно, потому что питает детский ум, фантазию. С большой охотой ребенок откликается на предложение самому проиллюстрировать сказки или отдельные строки из них. Маленькие дети не в силах написать отзыв на книгу, но могут выразить свое впечатление от чтения в рисунках и поделках из пластилина, палочек, лоскутков.
Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные сказки, рисунки сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений [30, с. 13].
Итак, на сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает