ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3
Распределение детей старшего дошкольного возраста контрольной группы по уровням развития творческого воображения по результатам констатирующего этапа
№ | Фамилия Имя ребенка | Уровни развития компонентов творческого воображения | Общий результат | ||
Уровень развития оригинальности | Уровень развития беглости | Уровень развития гибкости | |||
1 | Настя Б. | Н | Н | С | Н |
2 | Ваня Б. | С | Н | С | С |
3 | Полина Г. | Н | С | С | С |
4 | Виталик А. | Н | С | Н | Н |
5 | Коля Б. | Н | Н | Н | Н |
6 | Лариса А. | С | Н | Н | Н |
7 | Саша Р. | Н | Н | С | Н |
8 | Алена О. | Н | С | Н | Н |
9 | Вова С. | Н | Н | С | Н |
10 | Ксюша Г. | С | С | В | С |
11 | Вася Я. | Н | С | С | С |
12 | Аня К. | С | С | Н | С |
Рис. 1 Уровень развития творческого воображения старших дошкольников
Результаты констатирующего этапа опытно-педагогической работы свидетельствуют о целесообразности проведения специальной работы по развитию у старших дошкольников творческого воображения.
На экспериментальной стадии были представлены факты, позволившие сформулировать следующие выводы.
Во-первых, дети старшего дошкольного возраста не рассматривают развитие воображения как приоритетное качество личной жизни в своей повседневной деятельности, что объясняется низким уровнем ответственности за их поведение и деятельность.
Во-вторых, детям было трудно объяснить причины, на которых были основаны их заявления.
В-третьих, представления о природе развития воображения основаны на эмоциональном и чувственном восприятии этого явления, а не на познавательной деятельности.
В-четвертых, уточнение понятий детей с точки зрения содержания терминов «эстетика», «культура», «воспитание», «произведения литературы» предполагает, что члены экспериментальной группы и контрольной группы этого не понимают.
Анализ результатов показал, что данные были очень похожи в экспериментальной и контрольной группах (таблицы 4, 5, 6).
Таблица 4
Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (когнитивный критерий творческой культуры)
Уровень | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Констатирующий этап | Констатирующий этап | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 18 | 15,5 | 23 | 17,4 |
Выше среднего | 29 | 25,0 | 34 | 25,8 |
Средний | 30 | 25,9 | 36 | 27,3 |
Низкий | 39 | 33,6 | 39 | 29,5 |
Всего: | 116 | 100 | 132 | 100 |
Таблица 5
Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (ценностный критерий творческой культуры)
Уровень | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Констатирующий этап | Констатирующий этап | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 15 | 12,9 | 21 | 15,9 |
Выше среднего | 24 | 20,7 | 30 | 22,7 |
Средний | 34 | 29,3 | 39 | 29,5 |
Низкий | 43 | 37,1 | 42 | 31,9 |
Всего: | 116 | 100 | 132 | 100 |
Таблица 6
Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (деятельностный критерий творческой культуры)
Уровень | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Констатирующий этап | Констатирующий этап | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 17 | 14,5 | 22 | 16,7 |
Выше среднего | 27 | 23,3 | 34 | 25,7 |
Средний | 36 | 31,1 | 37 | 28,1 |
Низкий | 36 | 31,1 | 39 | 29,5 |
Всего: | 116 | 100 | 132 | 100 |
На основе анализа результатов этапа исследования была разработана программа формирующего этапа эксперимента, целью которой было развитие воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.
Дети активно участвовали в различных мероприятиях. В зависимости от задачи, содержания и методов проектирования воображения детей с произведениями литературы использовались следующие организационные формы обучения: коллективное участие детей в собраниях, конкурсах и т.д.
Участие родителей в общих мероприятиях (экскурсии по музеям, прогулки, семейный отдых с детьми и т.д.) - это не только развлекательные мероприятия, но и общие действия родителей и детей, которые передают ценность человеческой культуры.
Если педагог был основным информатором в образовательном процессе на первом этапе эксперимента, то на последнем этапе была обнаружена повышенная самостоятельность детей в поиске дополнительных источников творческой информации. Выяснилось, что некоторые дети хотели познакомиться с произведениями искусства, предполагая, что существует довольно высокий уровень образования по творческим потребностям, творческим интересам и увеличению творческих знаний.
Динамика развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского представлена в таблице 7.
Таблица 7
Динамика развития воображения дошкольников средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (%)
Творческие интересы | Констатирующий этап | Формирующий этап | ||
Эксперим. группа | Контрол. группа | Эксперим. группа | Контрол. группа | |
Литература | 17,-4 | 20,7 | 52,3 | 25,8 |
Таким образом, перед экспериментом, когда только 17,4% дошкольников в экспериментальной группе проявили интерес к литературе, после того, как интерес вырос на 34,9%, а интересы читателей стали более разнообразными, они начали, а не просто вымысел, но и читать книги о музыкантах, художниках, актерах. В контрольной группе количество дошкольников, интересующихся литературой, увеличилось только на 5,1%.
В целом, анализ результатов таблицы 4 показывает, что дети экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой значительно повысили свой интерес к литературе и развили и улучшили свои творческие способности.
Дети с высоким уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского выступали в качестве модераторов, консультантов, сочинений для самостоятельной работы, исследовательских работ и участвовали в написании сценариев музыкальных и литературных мероприятий.
Дети со средним уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского помогали педагогу выбирать учебный материал, участвовать в ролевых играх, готовить сообщения и участвовать в определенных художественных мероприятиях.
Детям с низким уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского рекомендуют специальную литературу, помогают им в подготовке ответов и побуждают их участвовать в игровых ситуациях, творческих занятиях и т.д.
Компетенция педагога повышает его авторитет у детей, а совместная творческая деятельность выводит переход общения на другой уровень - уровень совместного творчества. Этот вывод подтверждается данными таблицы 8.
Таблица 8
Динамика показателей предпочтений детей старшего дошкольного возраста в выборе партнера при обсуждении проблем литературы на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (%)
Группы | Обсуждают с ровесниками | Обсуждают с родителями | Обсуждают с педагогами | Обдумывают сами | ||||
ЭГ | 37,1 | 52,3 | 9,8 | 18,9 | 28,8 | 48,3 | 24,3 | 22,7 |
КГ | 27,6 | 31,1 | 10,3 | 11,2 | 31,9 | 34,4 | 30,2 | 29,3 |
Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Теоретические положения, которые мы сформулировали, были отправной точкой для решения проблемы этого исследования. Их решение было выполнено экспериментальной проверкой, уточнение и обобщением общей исследовательской гипотезы, которая была сформулирована на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы, а также наблюдения передового образовательного опыта.