Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 3

Распределение детей старшего дошкольного возраста контрольной группы по уровням развития творческого воображения по результатам констатирующего этапа





Фамилия Имя

ребенка

Уровни развития компонентов творческого воображения


Общий результат

Уровень развития оригинальности

Уровень

развития

беглости

Уровень развития гибкости

1

Настя Б.

Н

Н

С

Н

2

Ваня Б.

С

Н

С

С

3

Полина Г.

Н

С

С

С

4

Виталик А.

Н

С

Н

Н

5

Коля Б.

Н

Н

Н

Н

6

Лариса А.

С

Н

Н

Н

7

Саша Р.

Н

Н

С

Н

8

Алена О.

Н

С

Н

Н

9

Вова С.

Н

Н

С

Н

10

Ксюша Г.

С

С

В

С

11

Вася Я.

Н

С

С

С

12

Аня К.

С

С

Н

С




Рис. 1 Уровень развития творческого воображения старших дошкольников
Результаты констатирующего этапа опытно-педагогической работы свидетельствуют о целесообразности проведения специальной работы по развитию у старших дошкольников творческого воображения.


На экспериментальной стадии были представлены факты, позволившие сформулировать следующие выводы.

Во-первых, дети старшего дошкольного возраста не рассматривают развитие воображения как приоритетное качество личной жизни в своей повседневной деятельности, что объясняется низким уровнем ответственности за их поведение и деятельность.

Во-вторых, детям было трудно объяснить причины, на которых были основаны их заявления.

В-третьих, представления о природе развития воображения основаны на эмоциональном и чувственном восприятии этого явления, а не на познавательной деятельности.

В-четвертых, уточнение понятий детей с точки зрения содержания терминов «эстетика», «культура», «воспитание», «произведения литературы» предполагает, что члены экспериментальной группы и контрольной группы этого не понимают.

Анализ результатов показал, что данные были очень похожи в экспериментальной и контрольной группах (таблицы 4, 5, 6).

Таблица 4

Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (когнитивный критерий творческой культуры)

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Количество

%

Количество

%

Высокий

18

15,5

23

17,4

Выше среднего

29

25,0

34

25,8

Средний

30

25,9

36

27,3

Низкий

39

33,6

39

29,5

Всего:

116

100

132

100



Таблица 5

Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (ценностный критерий творческой культуры)



Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Количество

%

Количество

%

Высокий

15

12,9

21

15,9

Выше среднего

24

20,7

30

22,7

Средний

34

29,3

39

29,5

Низкий

43

37,1

42

31,9

Всего:

116

100

132

100


Таблица 6

Уровень развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (деятельностный критерий творческой культуры)

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Количество

%

Количество

%

Высокий

17

14,5

22

16,7

Выше среднего

27

23,3

34

25,7

Средний

36

31,1

37

28,1

Низкий

36

31,1

39

29,5

Всего:

116

100

132

100


На основе анализа результатов этапа исследования была разработана программа формирующего этапа эксперимента, целью которой было развитие воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.


Дети активно участвовали в различных мероприятиях. В зависимости от задачи, содержания и методов проектирования воображения детей с произведениями литературы использовались следующие организационные формы обучения: коллективное участие детей в собраниях, конкурсах и т.д.

Участие родителей в общих мероприятиях (экскурсии по музеям, прогулки, семейный отдых с детьми и т.д.) - это не только развлекательные мероприятия, но и общие действия родителей и детей, которые передают ценность человеческой культуры.

Если педагог был основным информатором в образовательном процессе на первом этапе эксперимента, то на последнем этапе была обнаружена повышенная самостоятельность детей в поиске дополнительных источников творческой информации. Выяснилось, что некоторые дети хотели познакомиться с произведениями искусства, предполагая, что существует довольно высокий уровень образования по творческим потребностям, творческим интересам и увеличению творческих знаний.

Динамика развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского представлена ​​в таблице 7.

Таблица 7

Динамика развития воображения дошкольников средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (%)

Творческие

интересы

Констатирующий этап

Формирующий этап

Эксперим. группа

Контрол.

группа

Эксперим.

группа

Контрол.

группа

Литература

17,-4

20,7

52,3

25,8


Таким образом, перед экспериментом, когда только 17,4% дошкольников в экспериментальной группе проявили интерес к литературе, после того, как интерес вырос на 34,9%, а интересы читателей стали более разнообразными, они начали, а не просто вымысел, но и читать книги о музыкантах, художниках, актерах. В контрольной группе количество дошкольников, интересующихся литературой, увеличилось только на 5,1%.

В целом, анализ результатов таблицы 4 показывает, что дети экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой значительно повысили свой интерес к литературе и развили и улучшили свои творческие способности.


Дети с высоким уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского выступали в качестве модераторов, консультантов, сочинений для самостоятельной работы, исследовательских работ и участвовали в написании сценариев музыкальных и литературных мероприятий.

Дети со средним уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского помогали педагогу выбирать учебный материал, участвовать в ролевых играх, готовить сообщения и участвовать в определенных художественных мероприятиях.

Детям с низким уровнем развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского рекомендуют специальную литературу, помогают им в подготовке ответов и побуждают их участвовать в игровых ситуациях, творческих занятиях и т.д.

Компетенция педагога повышает его авторитет у детей, а совместная творческая деятельность выводит переход общения на другой уровень - уровень совместного творчества. Этот вывод подтверждается данными таблицы 8.

Таблица 8

Динамика показателей предпочтений детей старшего дошкольного возраста в выборе партнера при обсуждении проблем литературы на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (%)

Группы

Обсуждают с ровесниками

Обсуждают с родителями

Обсуждают с педагогами

Обдумывают

сами

ЭГ

37,1

52,3

9,8

18,9

28,8

48,3

24,3

22,7

КГ

27,6

31,1

10,3

11,2

31,9

34,4

30,2

29,3

Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Теоретические положения, которые мы сформулировали, были отправной точкой для решения проблемы этого исследования. Их решение было выполнено экспериментальной проверкой, уточнение и обобщением общей исследовательской гипотезы, которая была сформулирована на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы, а также наблюдения передового образовательного опыта.