Файл: Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Приведённые в табл. 1 источники в целом отражают специфику представленных выше принципов финансового обеспечения будущих пенсионных выплат. Финансирование пенсионного капитала и будущих пенсионных выплат за счёт общих налогов будет производиться на уровне государственного пенсионного обеспечения и в некоторых случаях − государственного пенсионного страхования, за счет страховых взносов - как на уровне государственного пенсионного страхования, так и в рамках дополнительных пенсионных схем. Последний источник − накопленный инвестиционный резерв − будет являться доминирующим в случае индивидуальных добровольных программ пенсионного страхования, хотя не исключается его присутствие и в дополнительных пенсионных схемах в рамках обязательного пенсионного страхования. Следовательно, финансовой основой обязательного пенсионного страхования является формирование из взносов работодателей и застрахованных лиц специальных фондов, средства которых распределяются между участниками, получившими ущерб от действия социальных рисков [20, с. 70]. Захаров, И.Н. Актуарный прогноз страхового баланса пенсионной системы в условиях изменения трудоспособного возраста населения / И.Н. Захаров // Труд и социальные отношения. – 2021. – Т. 32, № 6. – С. 99-110.


Порядок и направления использования средств обязательного пенсионного страхования, включают в себя, во-первых, непосредственно осуществление пенсионных выплат, специфика которого определяется условиями исчисления, переоценки и назначения пенсий − то есть, непосредственно затрагивается процесс формирования страховой (трудовой) пенсии − и, во-вторых, направления реализации прочих целей пенсионного страхования. Условия и методики исчисления и переоценки пенсий, будут состоять из следующих четырёх компонентов − трёх основных и одного дополнительного:

  • способы учёта пенсионных прав;

  • оценка и переоценка пенсионных прав (дополнительный компонент);

  • условия назначения пенсий;

  • методика расчёта пенсий;

  • способы индексации пенсий.

  1. В настоящее время выделяют два способа учёта пенсионных прав: «системы с персонифицированным учетом пенсионных обязательств и системы с учетом пенсионных прав застрахованных лиц». Основное отличие между данными двумя способами заключается в полноте отражения сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения страховой пенсии в будущем [12, с. 272]. Захаров, И.Н. Актуарный прогноз страхового баланса пенсионной системы в условиях изменения трудоспособного возраста населения / И.Н. Захаров // Труд и социальные отношения. – 2021. – Т. 32, № 6. – С. 99-110.



Методика расчёта пенсии включает в себя структуру пенсии, формулу её расчета, а также индексацию уже выплачиваемых пенсий. К дополнительному элементу относится оценка и переоценка пенсионных прав, обычно осуществляемая в ходе проведения пенсионной реформы в стране.

  1. В случае с обязательным пенсионным страхованием, право граждан на пенсионные выплаты определяется обязанностью уплаты страховых взносов в соответствии с установленными государством условиями (в том числе и квалификационными) без дополнительной проверки степени нуждаемости в доходе. Фактически данное условие совпадает с первым признаком у пенсионного обеспечение и это снова дает нам основания подтвердить то, что пенсионное обеспечение является более широким понятием, чем обязательное пенсионное страхование [2, с. 12]. Андросова, В. В. Государственное регулирование пенсионного обеспечения в России / В.В. Андросова // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: Материалы симпозиума XIV (XLVI) Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летию Кемеровского государственного университета, Кемерово, 01–30 апреля 2019 года. Том Выпуск 20. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – С. 11-13.


По прочим элементам необходимо отметить, что здесь различие определяется спецификой национального пенсионного законодательства, но чаще всего, при определении размера пенсии в модели обязательного пенсионного страхования существует высокая степень эквивалентности размера назначаемой пенсии и величиной страхового вклада застрахованного, определяемого продолжительностью трудового стажа и размером дохода, с которого отчислялись страховые взносы. В пенсионном обеспечении данная зависимость соблюдается не всегда, следовательно, компенсация утраченного заработка осуществляется в объеме, меньшим или большим внесенному страховому вкладу − то есть, неэквивалентном размере.

  1. Таким образом, под обязательным пенсионным страхованием понимается самостоятельный элемент пенсионного обеспечения, основной функцией которого является компенсация утраченного заработка в размере, эквивалентном страховым взносам, внесенным на формирование страховой пенсии. Следовательно, в рамках настоящего исследования обязательное пенсионное страхование является одним из элементов структуры пенсионного обеспечения. В тоже время нецелесообразно полностью отрицать и другие точки зрения, поскольку: вторая точка зрения, согласно которой обязательное пенсионное страхование и обеспечение являются различными понятиями, основана на том, что, во-первых, указанные институты являются самостоятельными финансовыми категориями а, во- вторых, в настоящее врет обязательное пенсионное страхование играет заметную роль в социальном обеспечении населения и является самостоятельным отдельным компонентом социальной защиты населения [57, с. 75]. Хадыкина, Е.В. Понятие и содержание государственной политики РФ в области пенсионного обеспечения / Е. В. Хадыкина // Право и экономика : Монография / Гл. редактор Г.Н. Петров. – Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 71-83.




В основе третьей точки зрения лежит предположение о том, что указанные различия не являются существенными. До недавнего времени в законодательной практике регулирования социального обеспечения доминировала именно данная позиция, так как применяемая модель пенсионного страхования преимущественно носила распределительный характер.

Таким образом, обязательное пенсионное страхование обладает двой­ственной природой. С одной стороны, оно представляет собой самостоятельную часть пенсионного обеспечения, основной функцией которого является компенсация утраченного заработка в размере, эквивалентном страхо­вым взносам, внесенным на формирование страховой пенсии. С другой стороны, оно является компонентом социальной защиты населения. Специфическая черта обязательного пенсионного страхования заключается в том, что оно направлено на всех без исключения граждан, застрахованных в его системе, то есть, имеет всеобщий уровень охвата.
1.3 Пенсионная реформа РФ 2018 года


  1. Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, развивается крайне динамично и постоянно подвергается изменениям. В 2012 г. была принята «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ» [35] Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_139981/

, которая определила на период до 2030 г. социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах её реализации. Как указано в преамбуле документа, стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации и мировых тенденций развития пенсионных систем. Вместе с тем огромное количество преобразований, произошедших в пенсионной сфере с момента принятия стратегии, свидетельствуют о недостаточной всесторонней и системной проработке пенсионного вопроса, поскольку далеко не все принимаемые новведения в полной мере соответствуют положениям стратегии.

  1. Действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение, постоянно претерпевают изменения, дополняются новыми положениями, принимаются новые нормативные документы, некоторые утрачивают силу, применяются в части (например, ФЗ «О трудовых пенсиях» [55]). Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_139981/

  2. С принятием ФЗ «О страховых пенсиях» [54] Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_139981/

  3. и ФЗ «О накопительной пенсии» [52] Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_139981/


кардинально поменялись условия назначения и порядок определения размера страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по потере кормильца). Указанные преобразования были направлены не только на обеспечение сбалансированности бюджета и решение проблемы дефицита средств в Пенсионном фонде РФ, но и, по словам законодателя, с целью сделать механизм расчёта размера страховой пенсии прозрачным и понятным для граждан. Вместе с тем, несмотря на активную просветительскую деятельность с использованием средств массовой информации и сети Интернет, для большинства граждан новые условия и механизм расчета страховой пенсии остаются непонятными.

  1. С 2018 года в России проходит пенсионная реформа. Суть данного преобразования заключается в поэтапном изменении срока выхода на пенсию, как для женщин, так и для мужчин (с учётом переходного периода) ежегодно с шагом 1 год. Все изменения уже будут происходить с 1 января 2019 года (из этого следует, что уже к действующему сроку выхода на пенсию будет добавлен 1 год). Самой значимой поправкой Президента к этому законопроекту являлось снижение женщинам пенсионного возраста до 60 лет, вместо планируемых 63 лет. Также будут существовать льготные условия в первые два года (2019 и 2020 годах) по выходу на пенсию. Что касается тех граждан, которые должны были выйти на пенсию по старому закону в течение ближайших двух лет (2019 ,2020 году), то исходя из поручений Президента Российской Федерации будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 0,5 года раньше. Данные изменения можно проследить по данным в табл. 1.2 [39, с. 145]. Семенкова, Н. А. Пенсионная реформа 2018 года / Н. А. Семенкова, В. В. Тарасенко // Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России: Материалы 5-й межрегиональной научно-практической конференции, Воронеж, 29 марта 2019 года. – Воронеж: Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. – С. 144-151.



Таблица 1.2 – Пенсионный возраст, согласно пенсионной реформе

2018 года


Дата выхода на пенсию

по старому

законодательству

Новый пенсионный возраст с

учетом переходного периода

По новому законодательству

Женщины

Мужчины

2019

55+1-0,5=55,5

60+1-0,5=60,5

2019,2020

2020

55+2-0,5=56,5

60+2-0,5=61,5

2021,2022

2021

55+3=58

60+3=63

2024

2022

55+4=59

60+4=64

2026

2023

55+5=60

60+5=65

2028



Исходя из данной таблицы следует, что:

  • В период с 2019 по 2022 год граждане смогут выходить на пенсию ежегодно с перерывами в полгода (год);

  • После 2022 года на пенсию будут выходить только по четным годам (2024,2026,2028);

  • И уже после 2028 года выход на пенсию будет происходить ежегодно.

  1. Выход на пенсию граждан согласно новой реформе, детально по годам рождения относительно женщин и мужчин представлен в табл. 1.3 [3, с. 26]. Афтахова, А.В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для вузов / А.В. Афтахова. − М.: Издательство Юрайт, 2020. − 240 с. − ISBN 978-5-534-12393-7. − Режим доступа: https://urait.ru/bcode/447429



Таблица 1.3– Окончательные годы выхода на пенсию мужчин и женщин, согласно пенсионной реформе 2018 года


Женщины

Мужчины

Окончательный год выхода на пенсию

Год рождения

Новый пенсионный возраст

Год рождения

Новый пенсионный возраст

1964

55,5

1959

60,5

2019 и 2020

1965

56,5

1960

61,5

2021 и 2022

1966

58

1961

63

2024

1967

59

1962

64

2026

1968 и т.д.

60

1963 и т.д.

65

2028 и т.д.


По таким сравнительным таблицам можно сказать, что переходный период пенсионной реформы будет длиться на протяжении 10 лет (с 2019 по 2028 годы). Но при всем при этом окончательный пенсионный возраст для женщин наступит уже к 2023 году, следовательно, через 5 лет.

коснуться не всех категорий граждан, а именно для некоторых останутся прежние правила выхода на пенсию. В эту категорию включаются:

  • Граждане, которые по состоянию на 01.01.2019 уже оформили пенсию по старости;

  • Граждане, которые осуществляют трудовую деятельность в опасных и вредных условиях труда:

  • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах.

  • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;

  • на подземных работах, в горячих цехах;

  • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;

  • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;

  • лётчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.