Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным событием в формулировании понятия «экстремизм» стало принятие 27 июня 2002 года Государственной Думой РФ Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [7]. Следует отметить, что данный Закон уже был изменен Федеральными законами от 27 июля 2006 года № 148-ФЗ и № 153-ФЗ, от 10 мая 2007 года № 71-ФЗ, от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ, от 29 апреля 2008 года № 54-ФЗ. Причем эти изменения коснулись в основном понятия экстремизма, и в настоящее время оно выглядит следующим образом:

«экстремистская деятельность (экстремизм):

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

– воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

– совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;


– организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (п. 1 в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ)» [7].

Таким образом, в Федеральном законе отождествляются понятия «экстремистская деятельность» и «экстремизм». Понятия, предлагаемые некоторыми авторами, также содержат указание на экстремизм именно как на деятельность. А. Г. Хлебушкин предлагает считать экстремизмом противоправную деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» [51, с. 27]. По мнению А. Ф. Истомина и Д. А. Лопаткина, экстремизм - это деятельность объединений и организаций, должностных лиц и граждан, основанная на приверженности крайним взглядам, сопровождающаяся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства [39, с. 40]. Таким образом, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность.

По сути, экстремизм характеризуется своими внутренними квалифицирующими признаками, поэтому при его определении необходимо учитывать не только проводимую государственную политику и состояние социальной обстановки в стране, но и сущность экстремизма. В настоящее время он приобретает общераспространенный характер на всей территории России.

В результате анализа литературы, посвященной экстремизму, можно определить следующие его признаки:

– отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.);

– попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

– апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их «истинное» толкование или «углубление» и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений;

– доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей, обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму;



– создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить их непогрешимыми, а все их распоряжения – не подлежат обсуждению.

Опираясь на признаки экстремизма, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, экстремизм – это определенное деяние. С точки зрения права нельзя считать экстремизмом приверженность к крайним мерам и взглядам, преданность реакционным, политическим, религиозным и иным теориям, учениям, воззрениям.

Во-вторых, экстремизм есть использование крайних, радикальных форм и методов деятельности. «Крайность» предполагает, как указано в Шанхайской конвенции 2001 года, физическое или психическое насилие.

В-третьих, все виды экстремистской деятельности, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» связывает одна черта – идейная основа, которая выражается в отрицании всякого инакомыслия, ксенофобии, желании навязать свои теории и взгляды другим людям.

В-четвертых, если рассматривать экстремизм с правовой точки зрения, то его признаком является противоправность экстремистских действий, то есть их запрещенность законом. Они могут быть запрещены нормами уголовного, административного и иных отраслей права. Экстремистские действия признаются законодателем противоправными потому, что они причиняют вред определенным общественным отношениям.

В-пятых, субъектами экстремистской деятельности могут быть юридические и физические лица. Например, за производство и распространение экстремистских материалов несут административную ответственность как граждане, в том числе должностные лица, так и юридические лица.

С точки зрения, государственно-политического подхода должен быть введен дополнительный признак, каковым является признак общественной опасности. Только те сторонники крайних взглядов и мер могут быть признаны экстремистами, с государственно-политической точки зрения, приверженность которых своим убеждениям прямо или косвенно угрожает безопасности личности, общества и государства. Если же такой опасности они не представляют, то и отнесение их к экстремистам может носить только чисто формальный характер.

Вместе с тем экстремизм представляет собой целое направление в рамках современных идеологических течений и общественно-политических движений, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Теоретическое обоснование экстремизма сводится к тому, что современное общество утратило способность к конструктивному и ненасильственному решению общественно-политических проблем.


Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Большинство таких теорий основываются на незначительном числе теоретических посылок, которые зачастую абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Следует также подчеркнуть, что экстремистские течения, как правило, не связаны с властью и стремятся к диктатуре. Все разновидности экстремизма используют теории заговора.

Объектом агрессивных нападок экстремистов становятся все современные социально-политические, экономические институты, властные структуры, представляющиеся несовершенными, так как именно они, по мнению идеологов экстремизма, являются главным препятствием на пути установления основ нового порядка [15, с. 9].

Экстремизм представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Россия, как многонациональная страна, сформирована в соответствии с национально-территориальным и административно-территориальным принципами. Поэтому экстремистские действия направлены не только против конкретного лица.

Проявления экстремизма достаточно разнообразны – от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.

Как отмечал В. В. Устинов, классификация экстремизма не может быть единственной, окончательной и носить абсолютный характер, поскольку это явление многогранное и соответствующая классификация предполагает большое количество критериев (по целям, способам проявлений, источникам финансирования и составу участников экстремистских организаций и т.д.). Кроме этого, экстремизм динамичен, и на его сущность может влиять национальный признак [16, с. 34]. В отечественной научно-исследовательской литературе нет единого мнения о видах и формах экстремизма. Например, Р. Тамаев указывает на то, что существуют три основные формы экстремизма: политический, национальный, религиозный [38, с. 56]. Н. В. Волков наряду с указанными формами выделяет этнический экстремизм.

Следует отметить, что В. Н. Арестов, взяв за основу характер деятельности субъектов экстремизма, в своей работе выделил экстремизм политический и такую его составную часть, как религиозный экстремизм. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками и штампами, он писал: «Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность прикрывшихся религией антиобщественно настроенных элементов и отдельных религиозных фанатиков по внесению в сознание верующих буржуазно-клерикальных идей... проявляющуюся в антиобщественных взглядах и поступках, инспирированную империалистической пропагандой, выражающую интересы мирового империализма в его противоборстве с социализмом» [19, с. 34–35].


Выделяя те же формы экстремистской деятельности, что и В. Н. Арестов, Н. И. Гальперин указывал на недопустимость рассмотрения религиозного экстремизма в качестве составной части экстремизма политического. Критерием деления здесь, по его мнению, должна выступать конечная цель экстремистов. «Нам трудно согласиться с утверждением, будто религиозный экстремизм представляет собой деятельность лишь прикрывающихся религией враждебных социализму элементов, как и с тем, что он якобы был инспирирован империалистической пропагандой. Ведь возник религиозный экстремизм не в результате идеологической экспансии империализма, а вырос на нашей почве религиозный экстремизм не преследует политических целей цель религиозных экстремистов - обеспечить выживание церкви» [19, с. 48–52].

Иные критерии классификации видов экстремизма были предложены в 2001 году в Аналитическом вестнике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, в зависимости от сферы общественных отношений, в которые может проникнуть феномен экстремизма, исследователи выделяли:

– экономический экстремизм – направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов;

– националистический экстремизм – выражается в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов;

– экстремизм в области культуры – ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием, и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры российских граждан;

– религиозный экстремизм – проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий и используется в борьбе религиозных организаций против светского государства или в политических целях, за утверждение власти представителей одной из конфессий;