Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– экологический экстремизм – выступает против эффективной государственной природоохранительной политики, против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Таким образом, можно сделать следующий вывод – экстремизм проявляется в различных формах противоправных деяний, которые могут быть отнесены либо к административному правонарушению, либо к уголовно наказуемому деянию. Одним из методов (крайней формой) осуществления экстремистской деятельности (экстремизма) выступает терроризм. Несмотря на то, что существует значительное количество критериев, по которым возможно дать классификацию видов и форм экстремизма, представляется, определяющим из них должна выступать та или иная сфера общественной жизни, в которой он (экстремизм) проявляется (политика, экономика, экология, религия).

1.2 Историко-правовые основания закрепления форм и способов противодействия экстремизму

Вся история человечества показывает, что с экстремальными, крайними ситуациями и проявлениями, а, равно как и с прецедентами выхода из них, сталкивались практически все народы мира, поэтому экстремизм не является экзотическим явлением ни для России, ни для мира в целом. В нашу жизнь экстремизм вторгся на изломе крутых перемен в политической, экономической, социальной жизни общества, этому отчасти способствовали недостатки и пробелы в законодательстве. Стали исповедоваться политическая, экономическая, религиозная, расовая, национальная нетерпимость. Радикально настроенные силы все чаще прибегают к крайне агрессивным формам самовыражения (террористическим актам, массовым беспорядкам и т.д.). История вокруг правового закрепления в России борьбы с экстремизмом стала нагнетаться в 1993–1995 годах, в разгар президентства Б. Н. Ельцина. В 1995 году появляется указ Президента № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Во исполнение этого указа была создана комиссия при президенте, которая должна была выдать юридическое обоснование термину «фашизм» и указать действия, подпадающие под это определение. Однако, результаты «титанических» усилий комиссии неприятно удивили заказчиков. Оказалось, что все действия правящего ельцинского режима подпадают под определение фашизма, сформулированное данной комиссией. Результаты работы не были доведены до широкой общественности, а сама комиссия как структура тихо прекратило своё существование.


Превентивная блокада экстремизма была возложена на Министерство образования и науки Российской Федерации, согласно приказу Госкомвуза РФ от 30.03.1995 года № 436 ему вменено в обязанность предусмотреть в учебных программах общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин изучение норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, о запрете создания и деятельности объединений, чьи цели и действия связаны с насильственным изменением основ конституционного строя, разжиганием социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Экспертный совет проводит государственную религиоведческую экспертизу при Министерстве юстиции РФ, сформирован из представителей органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений.

Однако более чем через год после выхода данного указа в пункте 2.2.2 Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 года № 600, Российской академии наук, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и ряду министерств и ведомств все еще вменялись в обязанность подготовка теоретической трактовки категорий «фашизм», «экстремизм», «экстремистские действия» и юридических понятий указанных деяний как составов преступлений (проступков), а также внесение предложений о дополнении законодательства нормами об ответственности за такого рода действия. Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1998 года № 6987 были утверждены «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму» и «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию и распространению радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998–2000 году».

Это были первые нормативные правовые документы, определившие реальные угрозы национальной безопасности России со стороны политического радикализма, национализма и сепаратизма, выступающими под знаменем ислама и пользующимися поддержкой внешних антироссийских сил. Они расширили правовую базу борьбы с проявлениями религиозного экстремизма. Следующим этапом стал доклад, подготовленный региональным общественным фондом «Информатика для демократии» по заказу администрации президента

, по проблемам политического экстремизма в России. Этот доклад стал основой федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму в Российской Федерации на 1999–2000 годах, принятой коллегией министерства юстиции и одобренной правительством. В рамках этой программы были разработаны соответствующие законопроекты, в частности - «О запрещении нацистской символики» и «О противодействии политическому экстремизму», которые были направлены на рассмотрение в Государственную Думу. В «Программе» даётся следующее определение этого явления: «Политический экстремизм – это деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признаку». Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, определившая основные направления политики в области противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

В 2001 году Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 года № 629 в целях становления открытого гражданского общества в стране была утверждена федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005 годы). Предусмотренные ею направления конструктивного взаимодействия социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, должны были быть достигнуты на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, путем ускоренного развития нормативной правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих формирование толерантности, разработки действенных мер и механизмов внедрения норм толерантного поведения в социальную практику противодействия экстремизму через взаимодействие со средствами массовой информации в активной работе по опережению и предупреждению социальных кризисов, посредством использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач создания установок толерантного поведения у молодежи.

В некоторых республиках Российской Федерации были приняты законы, направленные на противодействие различным формам экстремизма. Так, 4 мая 2000 года Народным собранием Карачаево-Черкесской Республики был принят Закон Карачаево-Черкесской Республики № 6-РЗ «О противодействии политически и религиозному экстремизму на территории КЧР. В целях недопущения ваххабитской и иной экстремистской деятельности, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики, Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 года приняло Закон Республики Дагестан № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».


В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы, которые устанавливают административную ответственность за нарушение общественного порядка, выражающееся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это Закон г. Москвы от 15 января 1997 года № 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» (с изменениями и дополнениями 26 мая 1999 года), Закон Московской области от 25 октября 1999 года № 71/ 99-ОЗ «Об административной ответственности за изготовление, распространен: и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области. Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 года № 154-13 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга».

По информации территориальных органов Минюста России, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, по состоянию на 25 мая 2010 года в округе действует 541 нормативный правовой акт в рассматриваемой сфере правоотношений: Саратовская область – 115, Пензенская область – 86, Самарская область – 73, Чувашская Республика – 46, Республика Татарстан – 'Оренбургская область – 41, Ульяновская область – 32, Пермском крае – по 23, Кировская область – 15, Республика Мордовия и Удмуртская Республика – по 12. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 года в статье 98 устанавливает, что на Правительство Республики Мордовия возложены полномочия по осуществлению мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Закон Республики Мордовия от 3 мая 2007 года № 42-3 «О профилактике правонарушений в Республике Мордовия. Одной из основных задач закона является обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий (бездействия) путем предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению. Субъектами профилактики являются органы государственной власти Республики Мордовия, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственные учреждения образования, культуры, физической культуры, спорта, туризма, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, органы службы занятости, центры профилактики правонарушений, другие государственные органы и организации системы профилактики правонарушений, а также общественные объединения и граждане.


Закон Республики Мордовия от 29 января 2004 года №19-3 «О референдуме Республики Мордовия», в статье 40 устанавливает ограничения при проведении агитации по вопросам референдума. Агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет»), выступления представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Указом Главы Республики Мордовия от 12 мая 2006 года № 76-УГ «Об Антитеррористической комиссии Республики Мордовия» создана комиссия в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму. Распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2009 года № 269-р «Об утверждении Перспективного плана работы Администрации городского округа Саранск на 2010 год» организуются мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма. В Уставы районов республики также были включены мероприятия по профилактике экстремизма. Например, Решением Совета депутатов Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 30 января 2008 года № 27 «Об утверждении мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Ельниковском муниципальном районе на 2008–2010 годы» были спланированы совместно с Прокуратурой и МВД предупредительные мероприятия по профилактике экстремизма.