Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Противодействие экстремизму в
современной образовательной среде
2.1 Основания возникновения интолерантности в
образовательных организациях
Образование в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова – это получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. По мнению Л. С. Выготского: «Образование ведет за собой развитие общества». Право на образование занимает особое место в системе прав человека. Оно входит в международные и, в частности, европейские стандарты прав человека, и находит свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 года), ст. 2 Протокола № 1 (1952 года) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года).
В статье 26 Всеобщей декларации прав человека отмечено, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами [4].
Право на образование единственное из социальных прав, присутствующее в Протоколе № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 009, и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших принципах данного права, как: а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве); б) обязанности государства в области образования и обучения; в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями [2].
Конституция Российской Федерации 1993 года ввела право каждого на образование в качестве элемента в конституционный статус личности и придала ему исходное значение. Государство, закрепив это конституционное право, предопределило его обеспечение в национальном образовательном законодательстве.
Конкретизация положений статьи 43 Конституции РФ, гарантии и порядок реализации права на образование, а также способы защиты этого права нуждаются не только в государственном закреплении, но и государственном обеспечении. Во-первых, потому, что право на образование является в основном декларацией, идеалом, особым юридически «слабым» правом публичного порядка, требующим правовой конкретизации, развернутой юридической регламентации, во многом зависимой от переменных величин: уровня развития экономики, социальной сферы, культуры данного общества, политики государства. Во-вторых, право на образование в практическом применении, коль скоро не выражено в конкретных юридических отношениях, защищаемых судом, ставит человека в зависимость от органов власти, должностных лиц, чиновников, от их усмотрения. Таким образом, право на образование изначально лишено тех необходимых свойств, которые бы позволили рассматривать его в качестве естественного права, права первого поколения.
Анализируя юридическую сущность права на образование сквозь призму классификации прав и свобод в соответствии с выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых они возникают и реализуются, можно отметить, что конституционное право на образование обладает свойствами, позволяющими отнести его к социальным, экономическим и к культурным правам. По нашему мнению, право на образование относиться к группе социально-экономических прав, поскольку уровень образования во многом определяет социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования является достижением социально-экономического развития общества.
Право на образование часто связывают с другим конституционным правом личности – правом на труд, поскольку оно делает возможным доступ к трудовой деятельности и к занятию определенных должностей. Именно в этом происходит юридическое объединение права на образование с правом на труд.
Право на образование непосредственно или косвенно связано с такими свободами, как свобода слова, свобода мысли, свобода совести и т.п., ведь речь идет о праве думать независимо, иметь свой взгляд на мир, собственные убеждения, излагать их и отстаивать. Осознать и оценить окружающую действительность, определить свое место в ней человек может только через процесс познания, который происходит в рамках образовательной системы. Также очевидна связь права на образование и свободы литературного, научного, технического и других видов творчества.
В современном обществе реализация права на образование сталкивается со множеством препятствий. Среди которых можно выделить некоторые, которые могут способствовать возникновению различных очагов нетерпимости и конфликтности как среди учащихся, так и в обществе в целом:
1. Обеспечение образовательной занятости молодежи как средство предупреждения молодежного экстремизма. В соответствии с п. 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Однако, в данном пункте исключаются государственные гарантии гражданам Российской Федерации на обязательность получения основного общего образования, гарантированного п. 4. ст. 43 Конституции РФ [1]. Следовательно, если нет обязательности посещения образовательных учреждений, то и следовательно с государства снимается функция контроля за условиями реализации права на обязательное основное общее образование. Считаю, что это приведет к возрастанию уровня экстремистского (девиантного) поведения молодежи. Прокурорские проверки образовательных учреждений Республики Мордовия в 2012 году показали, что условиями, способствовавшими противоправному поведению подростков являются: ослабление роли государственных органов в воспитании; халатное поведение отдельных должностных лиц по отношению к проблемам детей и молодежи; снижение воспитательного потенциала образовательных учреждений. Иными словами, педагогическими коллективами не принимается достаточных мер по профилактике противоправных действий среди учащихся [53]. Например, отголоски событий в Бирюлево, достигли Республики Мордовия, где 28 октября 2013 года в поселке Чамзинка около 150 молодых людей ворвались в общежитие, в котором проживают гастарбайтеры, работающие на птицефабрике «Чамзинская». Они стали избивать дубинками приезжих, среди которых были и строго придерживающиеся предписаний религии мусульмане. На этом участники беспорядков не остановились, они вылавливали представителей азиатских национальностей уже на улицах районного центра и также жестоко избивали [52].
2. Государственная гарантия на получение образования. Пункт 3 статьи 43 Конституции РФ, закрепляющий право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование, ограничивается в пункте 2 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возрастными рамками [6]. В законе указано, что право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ограничивается возрастом от семнадцати до тридцати лет и проживанием на территории Российской Федерации. Считаю, что подобное ограничение права является дискриминацией по возрастному и территориальному признаку, что нарушает также пункт 2 статьи 19 Конституции РФ, устанавливающей государственную гарантию равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности Конституцией РФ запрещены. Так как возраст в данном случае относится к социально-демографическим признакам личности, то это также является прямой формой нарушения положений Конституции РФ. Следует отметить, что перечисленные противоречия, создающие определенную дискриминацию, представляют определенную опасность, так как могут привести к обострению правовых, политических и социально – демографических отношений и на длительное время сохранить в обществе их конфликтогенность.
3. Кто будет обеспечивать реализацию права на образование на местах. В статье 331 Трудового кодекса РФ указано, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Данная статья вызывает много вопросов, в связи с тем, что согласно букве закона, педагогическая деятельность теперь не предполагает получения профессионального педагогического образования. Так, например, из средней школы был уволен учитель физической культуры, осужденный в 1994 году по ст. 213 УК РСФСР за нарушение действующих на транспорте правил, несмотря на то, что данное деяние уже 10 лет как было декриминализировано [61]; из средней школы уволен кочегар, осужденный по ч. 2 ст. 218 УК РСФСР (за незаконное ношение холодного оружия), не смотря на то, что уголовная ответственность за подобные деяния давно исключена [62]. И таких случаев, уже накопилось достаточное количество.
Глава 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующая вопросы профессионального обучения, не отражает особенностей реализации программ в области профессионального педагогического образования. Таким образом, возникают сомнения в выборе подходов педагога к процессу воспитания и обучения учащихся, без должной подготовки по педагогике, методике преподавания, общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также других предметов. Не получив востребованные профессией педагога знания не будут развиваться профессионально-важные качества, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности. Кроме этого, я как студентка педагогического Вуза, могу отметить, что по ходу обучения важное значение уделяется педагогической практике, когда под руководством компетентных методистов (по методике и психологии), есть возможность обучится применению полученных компетенций на практике. Многие из моих сокурсников определились с выбором профессии, именно проходя педагогическую практику. Считаю, что если будущий учитель не почувствовал в себе призвание к работе с детьми и желание воспитывать их несмотря на уровень оценки его со стороны общества, выражающийся в зарплате педагога, ему нечего делать в школе. Как могут родители рассчитывать на обеспечение конституционного права на образование их детей, если государство не гарантирует профессиональное качество кадров. Соглашусь с обращением инициативной группы педагогических работников к В. В. Путину в котором они указывают на назревающую проблему и отмечают, что дети – это не опытный материал для отработки педагогических умений и навыков [56]. Так, например 19 февраля 2013 года в средней школе № 15 города Королёв 9-классник Данил Потылицын избил своего классного руководителя – учителя истории Павла Сергеевича Черникова. В роковой день 9 «В» класс дежурил по школе, и на просьбу учителя вынести мусор и вытереть доску ученик ответил грубым отказом. Однако 25-летний «педагог» прокомментировал ответ юноши предложением сделать подарок на 8 марта, тем самым, сравнив его с противоположным полом. Пострадавший Павел Черников окончил юрфак Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ. Педагогического образования он не имел и, как следствие, не знал о психологических особенностях подростков этого возраста [58].