Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Очевидно, что формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде не даст ожидаемых положительных результатов, если будет проводиться лицами без знаний возрастных психологических особенностей этой возрастной группы, а это – предмет возрастная психология, который преподается в педагогических Вузах. Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия в ученической среде непрофессионалом даст совсем другой результат.

4. Запреты. Отсутствие понятия экстремизма и расплывчатость понятия экстремистской деятельности в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [7] допускает весьма широкое толкование, несмотря на неоднократные указания на этот счет Комитета по правам человека ООН. Проблемы формирования ценностного пространства моральных и нравственных устоев общества волнуют человечество еще с античности. Моральные нормы могут быть интерпретированы и конструктивно, и деструктивно, как например это делают идеологи экстремизма. В современном обществе к экстремизму можно отнести не только вооруженные нападения и захваты заложников, но и другие, более мягкие его проявления: экономический, политический, идеологический, духовный и психологический экстремизм. Экстремизм исходит из убеждения своей правоты, и соответственно в глазах экстремиста обесцениваются общечеловеческие ценности – жизнь, здоровье, свобода и личность тех людей, которых он использует или против которых он настроен. Абсолютная убежденность в собственной правоте экстремисту внушается извне, подтверждается в частности авторитетом учителя.

По итогам заседания президиума Государственного совета РФ, состоявшегося в г. Уфе 11 февраля 2011 года, Президент РФ дал поручение разработать законопроект, устанавливающий запрет на работу с детьми для лиц, осужденных или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности. Введение подобного запрета было направлено на исключение возможности проведения незаконной агитации и склонения детей и молодёжи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности. На первый взгляд, это вполне оправданное ограничение. Однако, реализуя данное поручение, народные избранники использовали прежний подход, включив в качестве основания для запрета на работу с детьми совершение всех преступлений, перечисленных в главе 24 УК РФ. Таким образом, согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности .


5. Особенности получения теологического и религиозного образования. Пункт 1 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) [5]. Данный пункт не раскрывает содержание понятия «основы духовно-нравственной культуры», а фактически подменяет его религиозным образованием. Одним из свидетельств религиозного характера предлагаемых учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) является необходимость предоставлять «примерные основные образовательные программы» для прохождения экспертизы «в центральной религиозной организации» на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке (п. 3 ст. 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Пункт 5 этой же статьи устанавливает, что учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией. Пункт 6 разрешает привлекать религиозные организации к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии. Пункт 10 статьи 87 устанавливает, что примерные образовательные программы, обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент) утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией [5].

Полагаю, что вышеперечисленные особенности теологического и религиозного образования противоречат пункту 1 статьи 14 Конституции РФ, утверждающей, что «Российская Федерация – светское государство» и пункту 2 статьи 14 Конституции РФ, гласящей, что «религиозные объединения отделены от государства», а также пункту 6 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющему «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».



2.2 Способы обеспечения безопасности

образовательных организаций

Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. От построения образования зависит, насколько подрастающее поколение сможет осознать свою роль в жизни общества, как хорошо оно сможет проявить себя, улучшить мир вокруг себя и во всем обществе. Образование решает, будет человечество двигаться вперед, стоять на месте или двигаться в обратном направлении развитию. Образование решает ход развития жизни страны, всего мира и каждого человека в отдельности. Недооценивать мощнейшую силу этого педагогического процесса было бы большой ошибкой. Российская система образования является одним из элементов стабильности общества, поэтому проблема обеспечения безопасности данной сферы приобретает особую остроту.

Понятие безопасности образовательного учреждения включает в себя множество аспектов. Ряд экспертов трактуют данный термин так: это – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов учащихся и работников от каких-либо опасностей или угроз в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве [48, с. 17].

Целью системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса является сохранение жизни и здоровья детей и работников образовательных учреждений.

Основные задачи: обеспечение выполнения работниками и детьми требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания; предотвращение несчастных случаев в ходе образовательного процесса и во время проведения мероприятий, организованных образовательным учреждением; профилактика производственного травматизма; выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; формирование устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; профилактика и пресечение противоправного поведения, защита учащихся и работников от преступных посягательств; оснащение образовательных учреждений современным противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения; организация транспортной безопасности при перевозке детей; обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения [49, с. 16].


Повышение уровня безопасности образовательных учреждений тесно связано с созданием современных условий обучения. Задача создания таких условий особенно актуальна, прежде всего, для общеобразовательных учреждений и решается на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». По итогам 2012 года подготовлен доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году, в котором отмечаются проблемы развития общего образования. В докладе отмечается, что по данным, представленным субъектами Российской Федерации для электронного мониторинга, всего в 2012 году было построено 122 новых школ, в 3714 общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт [35]. Необходимо отметить, что внедрение инновационных технологий в образовании предъявляет новые требования к проектам школьных зданий. В старых зданиях внедрение новых технологий, аппаратуры проблематично, в том числе с точки зрения безопасности.

Во всех федеральных округах продолжается замена устаревшего парка автобусов. В регионах распространяется обеспечение безопасности школьных перевозок через оснащение школьных автобусов современным навигационным оборудованием (ГЛОНАСС). В 2012 году продолжались работы по преодолению ветхости и аварийности школьных зданий, а также по улучшению материально-технической базы образовательных учреждений. Во всех субъектах РФ проводится обеспечение безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций. Среди проблем реализации инициативы «Наша новая школа» 38 % субъектов Российской Федерации отмечают износ основных фондов, ветхость и аварийность части школьных зданий. На 2013 год в рамках реализации этой инициативы среди приоритетных направлений работы были выделены: создание региональных целевых программ, позволяющих произвести масштабную плановую реконструкцию школьных зданий; улучшение материально-технической базы образовательных учреждений; обновление и расширение парка школьных автобусов; продолжение работ по преодолению ветхости и аварийности школьных зданий; строительство и реконструкция школьных зданий; обеспечение безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций; создание условий для обеспечения доступа общеобразовательных учреждений к высокоскоростному Интернету [35].


Необходимо отметить, что государственная политика в области образования ориентирует образовательные организации на принятие программ развития. Стимулирование процесса разработки таких программ происходит через проведение конкурсов среди образовательных организаций, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также в рамках инициативы «Наша новая школа». Программы развития большинства вузов включают такие направления, как подготовка кадров и проведение исследований, выполнение научных разработок в сфере обеспечения безопасности производства, природопользования, жизнедеятельности человека.

Программой развития Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Амосова на 2010 – 2019 годы предусмотрена образовательная и научная деятельность, в том числе по таким направлениям, как энергоресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере, обеспечение устойчивости и безопасности зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах в условиях изменения климата и сейсмической активности. Подготовка кадров и проведение исследований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности предусмотрены программой создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на 2009 – 2017 годы [24, с. 51].

Вместе с тем следует отметить, что далеко не все вузы включают в свои программы развития разделы и целевые индикаторы по обеспечению собственной безопасности. Можно привести лишь отдельные примеры. Так, в программе развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина на 2010 – 2020 годы предусмотрено обеспечение комфортных и безопасных условий для обучения, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса. В качестве целевого показателя эффективности деятельности университета по данному направлению университетом принят интегральный коэффициент удовлетворенности сотрудников уровнем комфорта и безопасности условий деятельности, который к 2017 году должен составить 90 %.

Предоставляется важным, чтобы вузы разрабатывали программы обеспечения безопасности на своих территориях. Публикация информации об обеспечении безопасности в вузах могла бы сыграть позитивную роль и в сфере привлечения иностранных студентов и специалистов в российские образовательные организации. Безопасность образовательной организации представляет собой условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательной организации от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Безопасность образовательной организации включает в себя все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании», и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания [48, с. 171].