Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди различных видов безопасности для образовательных организаций приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимосвязанными и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки. Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных организаций на должном уровне приводит к несчастным случаям и пожарам, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Для обеспечения комплексной безопасности школ Минобрнауки России разработаны Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года. При подготовке к проверке руководителю особое внимание следует уделить обеспечению противопожарной безопасности. Следует отметить, что в целях распространения знаний, необходимых для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, МЧС России подготовлена и размещена на официальном сайте Министерства Энциклопедия «Пожарная безопасность образовательного учреждения» [24, с. 51].
Кроме того, МЧС России создан в Интернете Портал детской безопасности «Спас-Экстрим». На сайте рассказано о государственных органах, призванных обеспечивать безопасность, о правилах пожарной безопасности, поведения на воде, поведения в чрезвычайной ситуации, об оказании первой помощи пострадавшим. Также на сайте размещены развивающие игры соответствующей направленности, рекомендации родителям.
Одной из проблем, вызывающей особую озабоченность общества, является растущее вовлечение молодежи и несовершеннолетних в наркопотребление, а также совершение ими наркопреступлений. По данным ФСКН, в 2012 году в России 18 млн. человек (13 % населения страны) имели опыт употребления каких-либо наркотиков, до трёх миллионов делали это регулярно. Количество подростков (15–17 лет), зарегистрированных как имеющие наркологические расстройства, в 2012 году составило 85740 человек, или 1989, 23 на 100 тыс. человек данной возрастной группы. Количество наркозависимых из них составило 396. Среди предложений по совершенствованию сферы противодействия потребления наркотиков можно выделить: введение в школах и других учебных заведениях обязательного тестирования на наркотики для более раннего выявления и лечения; установление специальных зон радиусом 300 метров вокруг школ и других учебных заведений (если в этой зоне будет пойман наркодиллер, наказание в отношении него будет увеличено в два раза) [25].
Совершенствование системы мер по сокращению оборота наркотиков предусмотрено в плане мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, который, в частности, включает: разработку и утверждение профилактических программ (на федеральном и региональных уровнях), направленных на различные целевые аудитории, в том числе школьников и студентов; подготовку и распространение обучающих материалов для родителей, учителей и преподавателей о построении взаимоотношений с детьми, признаках употребления психоактивных веществ, социальных и юридических последствиях незаконного потребления наркотиков, ресурсах помощи; проведение лекций, конференций, «круглых столов» с участием представителей молодежных организаций, обучающихся, студентов по организации работы по профилактике наркомании с привлечением экспертного сообщества; проведение всероссийского «родительского» всеобуча по проблемам антинаркотической направленности. В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп [49, с. 116].
Так, например, региональным управлением ФСКН России по Алтайскому краю проведены профилактические мероприятия в образовательных организациях Алтайского края и Республики Алтай, а также в ряде воинских частей Алтайского края. Для привлечения внимания родителей к вопросам профилактики наркомании и предупреждению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков с 10 по 21 марта 2014 года в образовательных организациях Алтайского края и Республики Алтай прошла межведомственная антинаркотическая акция «Родительский урок». В рамках этой акции проводились профилактические мероприятия с педагогами и родителями учащихся: просветительские беседы о юридических и медицинских аспектах злоупотребления наркотиками; родительские собрания с обсуждением проблем подростковой наркомании и наркопреступности; «круглые столы»; тематические видеолектории; педагогические советы по вопросам аддиктивного поведения детей и многое другое. Целью акции «Родительский урок» является организация более тесного взаимодействия родителей с учебными организациями, установление единой педагогической позиции в вопросе предупреждения наркомании, активизация профилактической антинаркотической работы с учащимися в школе.
В последние годы в зарубежных общеобразовательных учреждениях, особенно в США, распространилось такое явление, как стрельба в школах. Термин «стрельба в школе» обычно применяется к массовым убийствам учащихся, производимым одним из учеников либо посторонним лицом, пришедшим из-за пределов школьной территории. В XXI веке это явление добралось до Российской Федерации. 3 февраля 2014 года произошла стрельба в школе № 263 района Отрадное города Москвы. Ученик 10 «А» класса этой школы напал на учеников, учителей и сотрудников охраны, захватил заложников с последующим убийством учителя географии и сотрудника МВД России. 3 февраля 2014 года Президент РФ В. В. Путин назвал произошедшее трагедией и призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения. Спустя некоторое время после произошедшего председатель общероссийской общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина выступила с предупреждением о высокой вероятности повторения подобных трагедий в будущем и необходимости им противостоять вооружением охранников и учителей. В ходе интернет – голосования по этой инициативе, более 60 % аудитории поддержало данное предложение.
Следует отметить, что в системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений и обучающихся по безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс необеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Непрерывное развитие технологий требует постоянного внимания к проблеме безопасности образовательных организаций, регулярному обновлению средств защиты с учетом новых угроз и возможностей [17].
Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждениях, признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Президент России, «техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима – все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность». Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма [24, с. 52].
Таким образом, основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства должны стать: разработка и внедрение современных нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию безопасного образовательного пространства; наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства; совершенствование профессиональной компетентности; совершенствование механизмов аттестации образовательного учреждения по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса; разработка критериев эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию безопасного образовательного пространства.
Заключение
В последние годы сфера образования становится объектом повышенного внимания, как со стороны государства, так и общества в целом. Среди обсуждаемых проблем особое место занимает безопасность образовательных организаций. Подводя итоги проведенного исследования, следует сделать следующие выводы.
Во-первых, экстремизм проявляется в различных формах противоправных деяний, которые могут быть отнесены либо к административному правонарушению, либо к уголовно наказуемому деянию. Одним из методов (крайней формой) осуществления экстремистской деятельности (экстремизма) выступает терроризм. Несмотря на то, что существует значительное количество критериев, по которым возможно дать классификацию видов и форм экстремизма, представляется, определяющим из них должна выступать та или иная сфера общественной жизни, в которой он (экстремизм) проявляется (политика, экономика, экология, религия).
Во-вторых, история человечества показывает, что с экстремальными, крайними ситуациями и проявлениями, а, равно как и с прецедентами выхода из них, сталкивались практически все народы мира, поэтому экстремизм не является экзотическим явлением ни для России, ни для мира в целом. В нашу жизнь экстремизм вторгся на изломе крутых перемен в политической, экономической, социальной жизни общества, этому отчасти способствовали недостатки и пробелы в законодательстве. Стали исповедоваться политическая, экономическая, религиозная, расовая, национальная нетерпимость. Радикально настроенные силы все чаще прибегают к крайне агрессивным формам самовыражения (террористическим актам, массовым беспорядкам и т.д.).
В-третьих, профилактика экстремизма в российском образовании является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти с опорой на общественные объединения. Комплексный характер этой задачи обуславливает необходимость создания Министерством образования Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодёжной политики России, Министерством внутренних дел России специальной федеральной целевой программы для её решения [12].
В-четвертых, причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания молодежи