Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы на фоне усилившейся миграции народов из слабо развитых экономически республик и округов в центры России. Отсутствие системы нравственного и духовного воспитания в учебных заведениях, культ силы и сильной личности, пропагандируемый СМИ, свобода в ее низшем проявлении (как распущенность и потакание низменным инстинктам), – становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодежных экстремистских объединений, рост ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной, политической почве [37, с. 325]. Решение этих задач – не только миссия правоохранительных органов, но и образовательных заведений всех уровней, государственных структур, призванных обеспечивать интеллектуальное и нравственное развитие личности, гарантировать демократические права, снижать риски, вызванные социальными потрясениями и политическими реформами.
Во-пятых, в целях противодействия возникновения интолерантности в современной образовательной среде необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации п. 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности получения основного общего образования, гарантированного п. 4. ст. 43 Конституции РФ. В частности, возможна следующая переформулировка пункта 3 статьи 5 : «В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
В-шестых, существует необходимость приведения в соответствие с п. 3 ст. 43 Конституции РФ пункта 2 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для исключения дискриминации по возрастному и территориальному признаку и обеспечения доступа к бесплатному и качественному высшему образованию каждого гражданина Российской Федерации.
В-восьмых, следует дать законодательное определение экстремизма, во избежание необоснованного привлечения к ответственности. Можно согласиться с отдельными авторами и определить экстремизм как социальное негативное явление
, проявляющееся в совокупности общественно опасных и уголовно наказуемых деяний, совершаемых в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами [59].
В-девятых, необходимо предельно конкретизировать профессиональные запреты, установленные ст. 331 Трудового кодекса РФ, которые имеют расширительное толкование, так как в результате неопределенности понятий «педагогическая деятельность», «сфера образования», «сфера воспитания», сфера развития несовершеннолетних» и т.д., уволенными и не принятыми на работу в образовательные учреждения оказываются многие граждане, (к тому же имеющие либо имевшие судимость за незначительные преступления), осуществляемая либо предполагаемая трудовая деятельность которых никак не связана с образованием и воспитанием несовершеннолетних.
Подводя итог, следует отметить, что экстремизм – проблема, злободневная для России. Это явление угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны. Важнейшая задача современной системы образования – содействие полноценному личностному развитию детей и подростков, формирование человека – носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237. 1.
2. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 009 от 20 марта 1952 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года // Московский журнал международного права. – 2001. – № 4. – Ст. 233.
4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 11. – Ст. 1146.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.
9. Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
10. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
11. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 8. – Ст. 925.
13. Постановление Правительства Российская Федерации от 1 февраля 2005 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 7. – Ст. 1125.
14. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 года № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
Литература
15. Акмаев, А. Р. Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент : учеб. пособие / А. Р. Аклаев. – М. : Дело, 2010. – 472 с.
16. Амелин, В. В. Этническое многообразие и власть в российском регионе / В. В. Амелин. – М. : ИЭА РАН, 2009. – 320 с.
17. Аникеева, О. Б. Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений / О. Б. Аникеева // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 8 (420). – С. 21.
18. Арутюнян, Ю. В. Трансформация постсоветских наций / Ю. В. Арутюнян. – М. : Наука, 2009. – 207 с.
19. Арестов, В. Н. Религиозный экстремизм : содержание, причины и формы проявления, пути преодоления / В. Н. Арестов. – Харьков : Выща школа, 1987. – 162 с.
20. Байрамов, Ш. Б. История международного и российского терроризма (от Древнего мира до Нового времени) / Ш. Б. Байрамов, А. Ю. Пиджаков, Б. А. Смыслов. – СПб. : Издательский Центр ГМТУ, 2010. – 214 с.
21. Беликов, С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах : эксклюзивные материалы / С. В. Беликов. – М. : Книжный Мир, 2011. – 256 с.
22. Борисов, С. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. Борисов // Мировой судья. – 2009. – № 4. – С. 9–10.
23. Борисов, С. Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодёжной среде / С. Борисов, Д. Вагурин // Законность. – № 4. – 2013. – С.12.
24. Бойцова, Л. В. Безопасный образовательный процесс в России / Л. В. Бойцова // Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. – 2011. – № 5. – С. 48–54.
25. Боргоякова, Т. В. Преодоление негативных явлений в молодежной среде, влияющих на безопасность в образовательных учреждениях / Т. В. Боргоякова //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 8 (420). – С. 13.
26. Волков, Н. В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена / Н. В. Волков. – М. : Наука, 2009. – 207 с.
27. Верховский, А. Политический экстремизм в России / А. Верховский, А. Папп, В. Прибыловский. – М. : Юристъ, 2000. – 368с.
28. Виноградов, Н. А. Правосознание и национальная идее / Н. А. Виноградов, А. Д. Пиджаков // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 11–15.
29. Винокуров, А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора / А. Винокуров // Законность. – 2007. – № 11. – С. 33–36.
30. Вторушин, М. И. Очерки истории мирового и международного терроризма, государственного терроризма и контртеррора с древнейших времен до 1990-х гг. (по материалам отечественной и зарубежной историографии) / М. И. Вторушин. – М. : Наука, 2010. – 442 с.
31. Ген имперского мышления // Экспресс. – 2004. – № 6. – С. 76.
32. Гегель, Г. В. Ф. Речи директора гимназии / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет : в 2 т. Т. 1. – М., 1972. – 213 с.
33. Губаева, Т. В. Судебная экспертиза по делам об экстремизме / Т. В. Губаева // Вестник Института экономики, управления и права. – Сер. 2. Право. – Вып. 7. – С. 303–315.
34. Дети в России. 2009 : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. – М. : ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
35. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kpmo.ru/
36. Егоров, М. И. Экстремизм : понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению / М. И. Егоров // Молодой ученый. – 2011. – № 3. – С. 83–86.
37. Емельянов, В. П. Терроризм и преступления террористической направленности / В. П. Емельянов. – Харьков : Публицист, 2004. – 365 c.
38. Жидков, Э. В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки / Э. В. Жидков // Государство и право. – 1995. – № 4. – С. 23–34.
39. Замковой, В. И., Терроризм – глобальная проблема современности / В. И. Замковой, М. З. Ильчиков. – М. : Институт международного права и экономики, 2000. – 218 с.
40. Зорин, В. Ю. Национальная политика в России : история, проблемы, перспектива / В. Ю. Зорин. – М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2009. – 287 с.
41. Иванов, С. Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России / С. Н. Иванов. – Ижевск : Дрофа, 2010. – 242 с.
42. Исаева, Т. Б. Террористическая идеология в политических и правовых учениях российской оппозиции (XIX – начало ХХ вв.) / Т. Б. Исаева. – Смоленск : Универсум, 2010. – 243 с.
43. Ляхов, Е. Г. Терроризм : национальный, региональный и международный контроль / Е. Г. Ляхов, А. В. Попов. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 1999. – 171 с.
44. Мартыненко, Б. К. Политический терроризм : понятие, признаки, классификация / Б. К. Мартыненко // Северо-Кавказский юридический вестник. – 1999. – № 7. – С. 66–74.
45. Медведев запретил осужденным за экстремизм работать с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rg.ru/
46. Мжельский, А. Е. Формирование профессиональной мотивации в юридическом образовании и развитие правовой культуры молодежи / А. Е. Мжельский // Инновации в образовании. – 2005. – № 5. – С. 103–114.
47. Образование в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/
48. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения / С. В. Петров. – М. : ЭНАС, 2009. – 310 с.
49. Повышение открытости общества и динамика толерантности : Проблемы формирования толерантного сознания в полиэтичной социокультурной среде / отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 2003. – 208 с.
50. Федорко, С. Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации / С. Н. Федорко // Российский следователь. – 2007. – № 16. – С. 44–47.
51. Хлебушкин, А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ / А. Г. Хлебушкин. – Саратов : Саратовский юридический институт МВД России, 2007. – 228 с.
Во-пятых, в целях противодействия возникновения интолерантности в современной образовательной среде необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации п. 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности получения основного общего образования, гарантированного п. 4. ст. 43 Конституции РФ. В частности, возможна следующая переформулировка пункта 3 статьи 5 : «В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
В-шестых, существует необходимость приведения в соответствие с п. 3 ст. 43 Конституции РФ пункта 2 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для исключения дискриминации по возрастному и территориальному признаку и обеспечения доступа к бесплатному и качественному высшему образованию каждого гражданина Российской Федерации.
В-восьмых, следует дать законодательное определение экстремизма, во избежание необоснованного привлечения к ответственности. Можно согласиться с отдельными авторами и определить экстремизм как социальное негативное явление
, проявляющееся в совокупности общественно опасных и уголовно наказуемых деяний, совершаемых в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами [59].
В-девятых, необходимо предельно конкретизировать профессиональные запреты, установленные ст. 331 Трудового кодекса РФ, которые имеют расширительное толкование, так как в результате неопределенности понятий «педагогическая деятельность», «сфера образования», «сфера воспитания», сфера развития несовершеннолетних» и т.д., уволенными и не принятыми на работу в образовательные учреждения оказываются многие граждане, (к тому же имеющие либо имевшие судимость за незначительные преступления), осуществляемая либо предполагаемая трудовая деятельность которых никак не связана с образованием и воспитанием несовершеннолетних.
Подводя итог, следует отметить, что экстремизм – проблема, злободневная для России. Это явление угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны. Важнейшая задача современной системы образования – содействие полноценному личностному развитию детей и подростков, формирование человека – носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237. 1.
2. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 009 от 20 марта 1952 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года // Московский журнал международного права. – 2001. – № 4. – Ст. 233.
4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 11. – Ст. 1146.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.
9. Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
10. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
11. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 8. – Ст. 925.
13. Постановление Правительства Российская Федерации от 1 февраля 2005 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 7. – Ст. 1125.
14. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 года № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : СПС Гарант
Литература
15. Акмаев, А. Р. Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент : учеб. пособие / А. Р. Аклаев. – М. : Дело, 2010. – 472 с.
16. Амелин, В. В. Этническое многообразие и власть в российском регионе / В. В. Амелин. – М. : ИЭА РАН, 2009. – 320 с.
17. Аникеева, О. Б. Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений / О. Б. Аникеева // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 8 (420). – С. 21.
18. Арутюнян, Ю. В. Трансформация постсоветских наций / Ю. В. Арутюнян. – М. : Наука, 2009. – 207 с.
19. Арестов, В. Н. Религиозный экстремизм : содержание, причины и формы проявления, пути преодоления / В. Н. Арестов. – Харьков : Выща школа, 1987. – 162 с.
20. Байрамов, Ш. Б. История международного и российского терроризма (от Древнего мира до Нового времени) / Ш. Б. Байрамов, А. Ю. Пиджаков, Б. А. Смыслов. – СПб. : Издательский Центр ГМТУ, 2010. – 214 с.
21. Беликов, С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах : эксклюзивные материалы / С. В. Беликов. – М. : Книжный Мир, 2011. – 256 с.
22. Борисов, С. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. Борисов // Мировой судья. – 2009. – № 4. – С. 9–10.
23. Борисов, С. Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодёжной среде / С. Борисов, Д. Вагурин // Законность. – № 4. – 2013. – С.12.
24. Бойцова, Л. В. Безопасный образовательный процесс в России / Л. В. Бойцова // Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. – 2011. – № 5. – С. 48–54.
25. Боргоякова, Т. В. Преодоление негативных явлений в молодежной среде, влияющих на безопасность в образовательных учреждениях / Т. В. Боргоякова //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 8 (420). – С. 13.
26. Волков, Н. В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена / Н. В. Волков. – М. : Наука, 2009. – 207 с.
27. Верховский, А. Политический экстремизм в России / А. Верховский, А. Папп, В. Прибыловский. – М. : Юристъ, 2000. – 368с.
28. Виноградов, Н. А. Правосознание и национальная идее / Н. А. Виноградов, А. Д. Пиджаков // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 11–15.
29. Винокуров, А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора / А. Винокуров // Законность. – 2007. – № 11. – С. 33–36.
30. Вторушин, М. И. Очерки истории мирового и международного терроризма, государственного терроризма и контртеррора с древнейших времен до 1990-х гг. (по материалам отечественной и зарубежной историографии) / М. И. Вторушин. – М. : Наука, 2010. – 442 с.
31. Ген имперского мышления // Экспресс. – 2004. – № 6. – С. 76.
32. Гегель, Г. В. Ф. Речи директора гимназии / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет : в 2 т. Т. 1. – М., 1972. – 213 с.
33. Губаева, Т. В. Судебная экспертиза по делам об экстремизме / Т. В. Губаева // Вестник Института экономики, управления и права. – Сер. 2. Право. – Вып. 7. – С. 303–315.
34. Дети в России. 2009 : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. – М. : ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
35. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kpmo.ru/
36. Егоров, М. И. Экстремизм : понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению / М. И. Егоров // Молодой ученый. – 2011. – № 3. – С. 83–86.
37. Емельянов, В. П. Терроризм и преступления террористической направленности / В. П. Емельянов. – Харьков : Публицист, 2004. – 365 c.
38. Жидков, Э. В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки / Э. В. Жидков // Государство и право. – 1995. – № 4. – С. 23–34.
39. Замковой, В. И., Терроризм – глобальная проблема современности / В. И. Замковой, М. З. Ильчиков. – М. : Институт международного права и экономики, 2000. – 218 с.
40. Зорин, В. Ю. Национальная политика в России : история, проблемы, перспектива / В. Ю. Зорин. – М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2009. – 287 с.
41. Иванов, С. Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России / С. Н. Иванов. – Ижевск : Дрофа, 2010. – 242 с.
42. Исаева, Т. Б. Террористическая идеология в политических и правовых учениях российской оппозиции (XIX – начало ХХ вв.) / Т. Б. Исаева. – Смоленск : Универсум, 2010. – 243 с.
43. Ляхов, Е. Г. Терроризм : национальный, региональный и международный контроль / Е. Г. Ляхов, А. В. Попов. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 1999. – 171 с.
44. Мартыненко, Б. К. Политический терроризм : понятие, признаки, классификация / Б. К. Мартыненко // Северо-Кавказский юридический вестник. – 1999. – № 7. – С. 66–74.
45. Медведев запретил осужденным за экстремизм работать с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rg.ru/
46. Мжельский, А. Е. Формирование профессиональной мотивации в юридическом образовании и развитие правовой культуры молодежи / А. Е. Мжельский // Инновации в образовании. – 2005. – № 5. – С. 103–114.
47. Образование в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/
48. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения / С. В. Петров. – М. : ЭНАС, 2009. – 310 с.
49. Повышение открытости общества и динамика толерантности : Проблемы формирования толерантного сознания в полиэтичной социокультурной среде / отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 2003. – 208 с.
50. Федорко, С. Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации / С. Н. Федорко // Российский следователь. – 2007. – № 16. – С. 44–47.
51. Хлебушкин, А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ / А. Г. Хлебушкин. – Саратов : Саратовский юридический институт МВД России, 2007. – 228 с.