Файл: Самостоятельная работа по дисциплине психология безопасности выполнила Тихоновская Владлена Станиславовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОНСУЛЬТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Самостоятельная работа по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


Выполнила

Тихоновская Владлена Станиславовна,




Студент группы ПБВ-ППП-УД-2022-1


Проверил


Безносов Дмитрий Сергеевич,

Доцент кафедры управления социальной сферой

Санкт-Петербург,

2022
Эссе на тему: «Современные ситуации информационно-психологической агрессии против России на основе метода контент-анализа»
В эпоху информационной революции XXI века победу в борьбе за пространство определяют не только военные, но и культурно-информационные технологии. Само пространство в информационном обществе – понятие прежде всего информационное. Это определяет главный геополитический закон в эпоху информационной революции: тот, кто контролирует источники информации на данной территории, – тот контролирует и саму территорию. Согласно этому закону символический капитал в геополитике приобретает значение ноосферного оружия: тот, кто владеет символическим капиталом культуры, обладает решающими преимуществами в информационном пространстве, а значит, и на геополитической карте мира. Проведем анализ информационного воздействия на население страны со стороны США и некоторых западных стран с целью распада России. Используем некоторые данные, приведенные Мухаевым Р. Т., Нартовым Н. А. и Нартовым В. Н. [1, 2]. Для создания глобально монополярного мира, где все народы жили бы под руководством США, у западных политиков и ученых много стратегий, таких как: стратегия «анаконды» (направлена на «удушение» России путем размещения вблизи ее границ военных баз и отторжения береговых территорий); стимуляция интереса Китая к малозаселенным территориям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока; тихое поэтапное продвижение НАТО на Восток, тем самым создавая вокруг России «санитарный кордон» времен холодной войны; расчленение России. Для достижения этих глобальных целей Вашингтон использует весь арсенал политических, экономических, дипломатических мер, а также информационную стратегию. Цель информационной стратегии состоит в использовании механизмов саморазрушения противника. Пропаганда собственного образа жизни и дискредитация системы ценностей противника включает механизмы его мягкого и незаметного саморазрушения. Информационная стратегия представляет собой последовательность следующих действий: – дискредитация всех основных атрибутов общественного устройства: вывод из строя системы управления; – включение механизмов экономического саморазрушения: создание системы экономического управления через международные институты и финансовые программы «помощи»; – перепрограммирование населения на новый образ жизни с помощью пропаганды новой системы ценностей: массированная пропаганда через СМИ; – поддержка любых оппозиционных движений, подкуп элиты; раскол населения на враждующие группы,
состояние хаоса и гражданской войны; – маскировка образа агрессора как бескорыстного «спасителя» страны от язв и пороков прежнего «тоталитарного» образа жизни. Информационные войны как новый тип войн стал следствием холодной войны, в ходе которой использовались информационные технологии. Ее смысл сформулировал директор ЦРУ США Ален Даллес: «Мы бросим все, что имеем – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели непокорного народа, окончательного угасания его самосознания»[3]. В эпоху глобализации информационное противоборство в геополитике приобретает значительно более широкий контекст, выходя за рамки информационного соперничества противостоящих геополитических субъектов, поскольку битва идет за умы и сердца большинства человечества. В современных условиях традиционные методы жесткого управленческого воздействия на общество применяются все реже и заменяются, при все большей формализации прав человека, методами прямого централизованного воздействия на население с целью добиться формирования такого общественного мнения, которое выражало бы не подлинные интересы людей, а заложенные в их сознание пропагандой нужные стандартизированные мнения и оценки. Средствами достижения этих целей являются современные средства массовой информации (телевидение, радио, пресса), или, как они сами себя называют, «четвертая власть». Сюда же можно включить и Интернет. Сотрудники средств массовой информации превращаются в особую организацию, формирующую уровень сознания и мышления всей страны.
В итоге позиция людей зависит от той информации, которую они получают. Сегодня нет более мощной легальной силы в становлении общественного мнения, чем СМИ, именно поэтому власть над ними оберегается с такой непреклонностью. Информационное воздействие малозаметно, проявляется постепенно, менее затратно, экологически безопасно, а самое главное – трудно устранимо. Чтобы сломать сложившийся стереотип под воздействием ранее поданной информации, надо затратить усилий, финансов и времени в 10 раз больше. Вашингтон понимает, что традиционное вооружение и военная техника, конечно, нужны, но информационное оружие тоже играет очень большую роль для создания глобального монополярного американского мира. В узком смысле информационное оружие – это средство искажения, уничтожения и хищения информации;

средство преодоления систем защиты; средство ограничения доступа отдельных пользователей; средство дезорганизации действия технических средств, компьютерных систем. Атакующим информационным оружием при этом считают: компьютерные вирусы; логические бомбы (программные закладки); средства подавления информационного обмена и фальсификации информации; средства нейтрализации текстовых программ; различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение [4, с. 22]. В широком смысле информационное оружие – это использование информационных технологий и информации для разрушительного воздействия на информационные системы и менталитет противника. Информационное оружие имеет ярко выраженный наступательный характер, поскольку эффект информационного удара заложен в его превентивности. Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет сразу определить информационного агрессора. Наступательность информационного оружия дает возможность измерить потенциал агрессивности, если определить объем информации, целенаправленно транслируемой из одной страны в другую. Эффект внезапности, превентивности информационного удара заложен сегодня в концепции глобального информационного лидерства США, которую эксперты весьма точно охарактеризовали как программирующее лидерство. Эта стратегия сформировалась в начале 1990-х гг., в период президента Б. Клинтона, и продолжилась кабинетом Д. Буша. Стратегия программирующего лидерства состоит в выдвижении международной повестки дня, включающей формулировку наиболее актуальных проблем в наиболее выигрышном для лидера формате, что предполагает некоторый спектр совместных действий ряда государств под руководством лидера и в его интересах. Стратегия программирующего лидерства состоит из нескольких программных принципов: – опережающее внешнеполитическое планирование и вбрасывание в политический дискурс идей и концепций, воплощение в жизнь которых отвечает интересам лидера; – опережающее формулирование основополагающих целей международной повестки дня в выгодном для лидера ракурсе; – решительное дистанцирование от «чужой игры» и игнорирование целей других субъектов мировой политики; – искусственное создание лидером условий, подталкивающих партнеров к инкорпорированию предлагаемой лидером повестки дня в их внешнеполитические программы.

Достаточно ярким примером является вбрасывание в политический дискурс таких идей и концепций, как «столкновение цивилизаций» и «борьба с терроризмом». Они послужили основой для последующего программирования операций в Югославии, Афганистане и Ираке. Весьма инновационным фактором в среде вооружений является, что долговременная эффективность информационного оружия во многом обратно пропорциональна его агрессивности: чем мягче методы информационного воздействия, тем они коварнее и разрушительнее в исторической перспективе. Компьютерные вирусы и логические бомбы действуют непосредственно и агрессивно, но их можно достаточно быстро и эффективно обезвредить. Воздействия на эмоции, чувства и мысли людей коварно и незаметно разрушают социум изнутри, и эти разрушения зачастую не восстановимы. Важным фактором применения информационного оружия является принцип его тайного, незаметного использования. Серьезным преимуществом информационного оружия многие эксперты считают его относительную дешевизну по сравнению с другими видами вооружений, поскольку в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения, поэтому эффективность применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства против самого себя – создать эффект саморазрушения. Современные теоретики информационной войны по аналогии с методом гипноза предлагают и используют такую концептуальную схему информационного противоборства [5]: – расслабить общество – внушать через СМИ, что врагов больше нет и не будет, и для отвлечения обсуждать незначительные исторические периоды и события, интересы отдельных малых народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания); – заставить общество слушать только противника, например, с помощью пропаганды его образа жизни, исключив опыт других стран и народов; – заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из СМИ серьезные аналитические передачи, сделав акцент на ярких развлекательных шоу; – сосредоточить внимание общественности на каком-то отдельном предмете, помимо направленного манипуляционного потока, например на терроризме, чтобы подсистема защиты
, ответственная за анализ информации, не выполняла свою функцию и была дезориентирована; – постоянно внушать, что само общество становится все лучше и лучше, чтобы снизить критические способности людей. В современном информационном противоборстве в сознание человечества США «вбивают» идею глобализации. Она заключается в том, что в страхе перед терроризмом, включая ядерный (американцы немало и потрудились и потратили денег на организацию и вскармливание талибов, «Аль-Каиды», Бен-Ладена и т.д.), нации сдадут свои суверенные права международным организациям, которые наведут жесткий и стабильный порядок, мировая экономика будет вращаться вокруг глобальной экономики, а главные международные разграничительные линии будут проходить не между цивилизациями, а между теми, кто-либо отверг ее, либо по той или иной причине оказался неспособным играть по ее правилам [6, с. 31]. Не надо особо напрягать ум и зрение, чтобы увидеть за этой установкой звездно-полосатый флаг.
Для пропаганды и привлечения широких масс американцы применяют массовую культуру, рассчитанную на удовлетворение первичных физиологических потребностей. В России эта идея звучит до глупости просто: «Бери от жизни все!», т.е. стремись к легкому и примитивному. Глобальные СМИ (отечественные и зарубежные) постепенно изменяют самые главные человеческие способности: сопоставлять факты, анализировать их, приглушают и глушат способности к творчеству. Американцы почти два десятка лет активно «выуживают» творчески мыслящих личностей изо всех стран мира, а чаще всего из России. В информационных технологиях (особенно электронных) все больший упор делается не на слова, а на образное восприятие, как говорят на телевидении, «на картинку, на видеоряд». А в результате роль логического мышления постоянно снижается. Кроме того, по замерам социологов, до 70% российских телепрограмм носит развлекательный характер. Большая часть телевизионных программ и телефильмов несут в себе проявления жестокости и насилия, что воспитывающим образом воздействует на людей, особенно на молодое поколение. А на таких программах, как «Времена», «Зеркало» и др., умело действуют телевизионные «наперсточники», которые всегда оставляют за собой последнее слово, где слушателям навязывают одну «правильную» (заказанную заинтересованными людьми или странами) точку зрения. Кроме того, СМИ концентрируют внимание на скандальных фактах