Файл: Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Предмет | История |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | Проектная деятельность |
Тема | «Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды» |
Цель | 1. Сформировать знания об ордынском владычестве (монголо-татарском иге) и его последствиях на Руси; 2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; 3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; 4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде. |
Основные термины, понятия | Золотая Орда, ярлык, баскаки, ордынский выход, численники, монголо-татарское иго. |
Планируемый результат | |
Предметные умения локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • проводить поиск информации в исторических текстах; • получить представления о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды, применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных последствий зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) организация монголо-татарской власти на Руси и принципы управления и сущность ига. • объяснять причины и следствия политической и экономической зависимость Руси от Золотой Орды; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, показывать общие черты и особенности; • давать оценку событиям и личностям периода политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды | Личностные УУД: формировать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству; уважительное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми. Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
| Книгопечатная продукция учебник А.А Данилова, Л.Г Косулиной «История России. С древнейших времен до конца 16 века», Технические средства обучения: карточки с заданиями по группам, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради. |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий. |
5 | Реализация построенного проекта | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
6 | Первичное закрепление | Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. |
Технология изучения
| Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | | ||
| Мотивация к учебной деятельности | Предметные: локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Здравствуйте, ребята, начинаем урок. − Вспомните, какой период истории России вы изучаете? − Сегодня вы продолжите изучение истории Руси после монголо-татарского нашествия. Я надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой. − Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? | Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания. | | ||
| Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные: получить представления о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды, применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого; Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | С чего начнете работу? (С повторения.) Повторение проводится фронтально. В процессе работы на доске фиксируются необходимые эталоны: краткие данные о нашествии монголо-татар на Русь; год начала похода монголо-татар на Русь; год захвата Киева; причины быстрого завоевания монголами Русской земли. − Вспомните, что вам известно о нашествии монголо-татар на Русь? − В каком году монголо-татары начали поход на Русь? − Какое русское княжество первым подверглось нападению? − Какие русские города оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарам? − В каком году монголо-татары захватили Киев? − В чем причина столь быстрого завоевания монголами Русской земли? − Что вы сейчас повторили? − Какое следующее задание я вам предложу выполнить? (Пробное задание.) − С какой целью вы будете выполнять пробное задание? − Вам надо ответить на следующий вопрос: в чем заключается политическая и экономическая зависимость Руси от Орды? | Отвечают на вопросы. Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового. | | ||
| Выявление места и причины затруднения | Предметные: объяснять причины и следствия политической и экономической зависимость Руси от Золотой Орды; Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | - На какой вопрос вы должны были ответить? − Почему вы не смогли ответить на вопрос? | В чем заключается политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Мы не знаем, в чем заключается политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. | | ||
Построение проекта выхода из затруднения | Предметные: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных последствий зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) организация монголо-татарской власти на Руси и принципы управления и сущность ига. Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | − Ордынское нашествие сменилось зависимостью Руси от Золотой Орды, она длилась более двух веков. Какова цель вашей дальнейшей деятельности? − Как бы вы предложили сформулировать тему урока? Тема фиксируется на доске. − Какими способами вы будете достигать цель урока? − Какие средства вы будете использовать при достижении цели? − Работать вы будете в парах. Каждой паре раздаются задания (у каждого ряда задание одинаковое). | Узнать, в чём заключается политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. «Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды». Учебник. | ||||
Реализация построенного проекта | Предметные: • проводить поиск информации в исторических текстах. получить представления о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Класс работает самостоятельно, каждому ряду предлагается работать с определенными страницами учебника | Читают учебник, обсуждают и выполняют задания в парах, заполняют рабочие листы. | ||||
Первичное закрепление | Предметные: локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | На доске зафиксированы основные понятия: Золотая Орда. Ярлык. Баскак. Ордынский выход. Численники. Монголо-татарское иго. Каждый ряд фронтально озвучивает выполнение задания. − Вы достигли поставленной цели? − Вы справились с затруднением? | Обсуждают выполненные задания. Формулируют точные определения ключевых понятий (учащиеся проверяют и записывают понятия в рабочий лист, на доске фиксируются понятия в виде определений). | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предметные: локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | которой перечислены факты политической и экономической зависимости. Вам надо отметьте красным цветом факты, которые свидетельствовали о политической, а зеленым − об экономической зависимости Руси от Золотой Орды. После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются. − Сделайте вывод, что такое монголо-татарское иго (ордынское владычество)? | Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который вывешен на доске. Монголо-татарское иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Золой Орды. | ||||
Включение в систему знаний и повторение | Предметные: локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | − Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знаний? Дальше можно провести опрос по ранее изученному материалу, задать вопросы, ответы на которые помогут учащимся работать на следующем уроке. | Ответы учащихся. | ||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предметные: локализовать во времени рамки и события политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды Метапредметные: регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Что нового вы узнали на уроке? − Какую цель вы ставили перед собой? − Вы достигли поставленной цели? − Как вы достигали цель? − Как вы открывали новые знания? − С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? − Как вы выходили из затруднений? − У вас на столах квадратики трех цветов: зеленые, желтые, красные. Оцените свою работу. Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, то поднимаете зеленый квадратик, если вы допустили 1−2 ошибки – желтый, а если вы допустили более двух ошибок, то поднимаете красные квадратики. − Что необходимо сделать тем, кто поднял желтые и красные квадратики? − Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу зеленым квадратиком? Зачем? − Запишите домашнее задание. | Ответы учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. |