Файл: Представление, определения, свойства Место дисциплины в системе подготовки бакалавров по.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 1. Туристско-рекреационное ресурсоведение: понятие, сущность
Тема 1. Туристско-рекреационное ресурсоведение: эволюционное
представление, определения, свойства
1.1. Место дисциплины в системе подготовки бакалавров по
направлению 43.03.02 «Туризм». Связь с географическими и
общественными дисциплинами. Практическое значение дисциплины в
планировании туристской деятельности
Дисциплина «Туристское ресурсоведение» входит в комплекс дисциплин естественно- научного цикла и рассчитана на формирование у студентов системных знаний о структуре туристско-рекреационного потенциала, методах его оценки, перспективах и ограничениях вовлечения в хозяйственную деятельность.
Человеческую деятельность невозможно представить в разрыве от какого-либо рода ресурсов. Изо дня в день люди используют имеющиеся в их доступности ресурсы и создают новые, а в процессе создания сами становится таким ресурсом. Когда в тех или иных объектах и явления, окружающих человека, возникает потребность, они начинают включаться в ресурсное пространство, входить в так называемую ресурсную базу. Для разработки стратегии развития общества необходимо определиться в вопросах сбалансированного ресурсопотребления, поиска и выбора оптимального с точки зрения ресурсосбережения того или иного вида ресурсов, рациональности их освоения при соответствующих технологических и социально-экономических условиях, экологической безопасности и правовой культуры ресурсопользования.
Целью этого курса является изучение основных ресурсов (природных, трудовых, материальных) в их взаимозависимости.
Курс знакомит студентов с экономическими аспектами проблем использования природно-ресурсного потенциала как базы развития регионов, а также способствует овладению методами его оценки и анализа.
В учебном пособии поднимаются вопросы из области географии и туризма. География используется как наука о природных комплексах, компонентах, ресурсах, процессах, циклах, характеристиках, свойствах, пространственно-временных закономерностях формирования и жизни окружающего мира, а также взаимоотношении человека с природными комплексами посредством использования многообразных свойств ее компонент в разнообразных отраслевых комплексах и туристском в том числе.
География комплексно со смежными науками исследует территориальные закономерности развития, свойства и характеристики природных компонентов, пригодных для использования в решении многих отраслевых задач в рекреации и туризме.
В настоящее время бурного развития туризма, активного формирования отраслевых комплексов (и кластеров) с использованием современных средств и технологий, эволюцией взглядов на природу и ее ресурсы, на пути их развития и использования весьма остро встают вопросы
сущностных, ресурсных, территориальных и правовых взаимоотношений человека и природы, границ и мест возможного использования.
Туризм, имея дело с многообразными и постоянно растущими потребностями человека, для их удовлетворения стремится использовать наибольшее разнообразие ресурсов как природного, так и антропогенного происхождения. Прежде всего туризм стремится выявлять особые свойства ресурсов, позволяющие удовлетворять комплекс туристско-рекреационных потребностей человека как биологического вида и одновременно как социального субъекта в чрезвычайно сложном переплетении и важности обоих направлений и во все периоды жизни человека.
В современном мире туризм и рекреация как отрасль хозяйства стали в ряд обязательных участников региональных (отраслевых) комплексов и практически всего иерархического ряда административных территорий с тесными взаимными связями. Едва ли не во всех странах мира туризм стал одним из важных факторов и источников благосостояния народов: сохранения и развития природных, культурных, духовных ценностей территорий, производств, занятости населения, сохранения исторических систем расселения, сохранения местных культур, в целом одним из факторов устойчивого развития регионов и территорий.
Туризм и рекреационная деятельность стали обязательным и необходимым (одним из самых эффективных) инструментом сохранения здоровья человека, его развития, совершенствования его образовательного, культурного и профессионального уровней. Фактически туризм стал рассматриваться как необходимая система постоянных (регулярных и осознанных) занятий для активной и плодотворной жизни современного человека.
При этом основными ресурсами развития туризма были и остаются природное, культурное и духовное наследие, потенциал, ресурсы, комплексы территорий, несмотря на некоторое различие этих терминов предназначение их в одном – быть основой развития и совершенствования духовных и физических сил человека.
Российская школа географических исследований природных рекреационных территорий (ресурсов), рекреационной деятельности и туризма разработала базовые закономерности и принципы их пространственной и временной приуроченности, методологию, принципы и критерии их оценок, а также закономерности функционирования и принципы их использования. Данные теоретические и методические работы в настоящее время продолжают оставаться базовыми при разработке основ
(концепций, планов, программ) современных исследований, районирований, оценок, практического использования как природных, так и историко- культурных туристско-рекреационных комплексов (ресурсов) любых территорий.
В условиях стремительно развивающихся и совершенствующихся способов и технологии использования туристско-рекреационных ресурсов взгляды на систему отдыха требуют определенного выстраивания
Туризм, имея дело с многообразными и постоянно растущими потребностями человека, для их удовлетворения стремится использовать наибольшее разнообразие ресурсов как природного, так и антропогенного происхождения. Прежде всего туризм стремится выявлять особые свойства ресурсов, позволяющие удовлетворять комплекс туристско-рекреационных потребностей человека как биологического вида и одновременно как социального субъекта в чрезвычайно сложном переплетении и важности обоих направлений и во все периоды жизни человека.
В современном мире туризм и рекреация как отрасль хозяйства стали в ряд обязательных участников региональных (отраслевых) комплексов и практически всего иерархического ряда административных территорий с тесными взаимными связями. Едва ли не во всех странах мира туризм стал одним из важных факторов и источников благосостояния народов: сохранения и развития природных, культурных, духовных ценностей территорий, производств, занятости населения, сохранения исторических систем расселения, сохранения местных культур, в целом одним из факторов устойчивого развития регионов и территорий.
Туризм и рекреационная деятельность стали обязательным и необходимым (одним из самых эффективных) инструментом сохранения здоровья человека, его развития, совершенствования его образовательного, культурного и профессионального уровней. Фактически туризм стал рассматриваться как необходимая система постоянных (регулярных и осознанных) занятий для активной и плодотворной жизни современного человека.
При этом основными ресурсами развития туризма были и остаются природное, культурное и духовное наследие, потенциал, ресурсы, комплексы территорий, несмотря на некоторое различие этих терминов предназначение их в одном – быть основой развития и совершенствования духовных и физических сил человека.
Российская школа географических исследований природных рекреационных территорий (ресурсов), рекреационной деятельности и туризма разработала базовые закономерности и принципы их пространственной и временной приуроченности, методологию, принципы и критерии их оценок, а также закономерности функционирования и принципы их использования. Данные теоретические и методические работы в настоящее время продолжают оставаться базовыми при разработке основ
(концепций, планов, программ) современных исследований, районирований, оценок, практического использования как природных, так и историко- культурных туристско-рекреационных комплексов (ресурсов) любых территорий.
В условиях стремительно развивающихся и совершенствующихся способов и технологии использования туристско-рекреационных ресурсов взгляды на систему отдыха требуют определенного выстраивания
взаимоотношений различных систем и структур, участвующих в формировании и реализации туристско-рекреационных потребностей человека. При этом материальной (физической) основой реализации туристско-рекреационных потребностей человека служат ресурсы территориального туристско-рекреационного комплекса, обладающие определенными свойствами, структурой, потенциалом.
В данном учебном пособии основной интерес представляли принципы и возможности создания логичной и относительно универсальной цепочки путей решения вопросов, ведущих к выявлению, позиционированию, оценкам основных свойств и показателей туристско-рекреационных ресурсов территорий и их комплексов. Данные вопросы решались в рамках отраслевых комплексов: рекреационных потребностей, базовой модели отдыха и системы свободного времени, преимущественно на основе использования основных показателей свойств, типологии и статуса туристско-рекреационных ресурсов, а также географических закономерностей их распространения. При рассмотрении этих вопросов автор опирался на фундаментальные работы
Ю.А. Веденина, Н.А Гвоздецкого, Г.А. Исаченко, В.М. Котлякова, Ю.Н.
Лобанова, Н.С. Мироненко, Л.И. Мухиной, В.С. Преображенского, Г.Д.
Рихтера, Б.Б. Родомана, И.Т. Твердохлебова, Г.К Тушинского, выполненные в разное время в близких и более широких областях, которые и послужили методологической и методической основой, и одновременно основанием составления данного пособия.
Взаимосвязь
туристского
ресурсоведения
и
комплексного
страноведения. Туристское ресурсоведение является одним из важнейших разделов таких дисциплин, как география туризма и комплексное страноведение. Однако если география туризма является обязательной дисциплиной, которую преподают студентам всех туристских специальностей, то комплексное страноведение преподают лишь в нескольких высших учебных заведениях страны.
Комплексноестрановедение – одно из трех основных составляющих, на которые подразделяется страноведение наряду с физико-географическим и социально-экономическим. Наряду с перечисленными составляющими страноведение подразделяется на политическое, экономическое, историко- культурное, демографическое, рекреационное и т.д.
Комплексное страноведение можно рассматривать в единстве трех аспектов: природа, население, хозяйство. При этом виды страноведческих знаний каждого из аспектов немыслимы без их совокупного восприятия.
Одним из видов таких знаний является туристское страноведение.
Использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.
Для формирования образа страны или региона необходимо использование разных вариантов схем комплексной страноведческой характеристики. Приведем пример одной из схем комплексной
характеристики страны:
В данном учебном пособии основной интерес представляли принципы и возможности создания логичной и относительно универсальной цепочки путей решения вопросов, ведущих к выявлению, позиционированию, оценкам основных свойств и показателей туристско-рекреационных ресурсов территорий и их комплексов. Данные вопросы решались в рамках отраслевых комплексов: рекреационных потребностей, базовой модели отдыха и системы свободного времени, преимущественно на основе использования основных показателей свойств, типологии и статуса туристско-рекреационных ресурсов, а также географических закономерностей их распространения. При рассмотрении этих вопросов автор опирался на фундаментальные работы
Ю.А. Веденина, Н.А Гвоздецкого, Г.А. Исаченко, В.М. Котлякова, Ю.Н.
Лобанова, Н.С. Мироненко, Л.И. Мухиной, В.С. Преображенского, Г.Д.
Рихтера, Б.Б. Родомана, И.Т. Твердохлебова, Г.К Тушинского, выполненные в разное время в близких и более широких областях, которые и послужили методологической и методической основой, и одновременно основанием составления данного пособия.
Взаимосвязь
туристского
ресурсоведения
и
комплексного
страноведения. Туристское ресурсоведение является одним из важнейших разделов таких дисциплин, как география туризма и комплексное страноведение. Однако если география туризма является обязательной дисциплиной, которую преподают студентам всех туристских специальностей, то комплексное страноведение преподают лишь в нескольких высших учебных заведениях страны.
Комплексноестрановедение – одно из трех основных составляющих, на которые подразделяется страноведение наряду с физико-географическим и социально-экономическим. Наряду с перечисленными составляющими страноведение подразделяется на политическое, экономическое, историко- культурное, демографическое, рекреационное и т.д.
Комплексное страноведение можно рассматривать в единстве трех аспектов: природа, население, хозяйство. При этом виды страноведческих знаний каждого из аспектов немыслимы без их совокупного восприятия.
Одним из видов таких знаний является туристское страноведение.
Использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.
Для формирования образа страны или региона необходимо использование разных вариантов схем комплексной страноведческой характеристики. Приведем пример одной из схем комплексной
характеристики страны:
1) географическое положение (особенности территории региона, страны) и его страноведческие следствия;
2) природные и экологические условия страны, ее природно- климатическое районирование;
3) историко-культурная характеристика региона или страны;
4) население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этно-конфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов);
5) основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности);
6) социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма);
7) политико-географическая характеристика страны (государственный строй и устройство, политические партии, криминальная обстановка и ее влияние на туризм);
8) рекреация и туризм (особенности размещения туристских центров и их специализация);
9) общие тенденции развития страны (определение типа страны, выявление ее характерных черт развития).
Таким образом, дисциплина
«Туристско-рекреационное ресурсоведение» является основополагающей для бакалавров направления подготовки Туризм и играет важную роль в успешном освоении в дальнейшем компетенций, связанных с планированием туристско- рекреационной деятельности.
1.2. Рекреационные ресурсы и их специфика. Особенности,
основные понятия
Туристское ресурсоведение – отрасль науки, которая изучает предпосылки и процесс становления туризма как отрасли хозяйственной деятельности на самых различных территориях. Развитие туризма в немалой степени зависит от наличия определенных ресурсов на конкретной местности, что предопределяет необходимость выявления и оценки туристско-рекреационного потенциала территории с последующей инвентаризацией туристско-рекреационных ресурсов и разработкой стратегии их использования.
Туристско-рекреационный потенциал территории– это со- вокупность природных, социально-экономических и историко-культурных предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории.
С точки зрения А.В. Дроздова, под туристско-рекреационным потенциалом территории следует понимать совокупность находящихся на данной территории природных и рукотворных объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристской деятельности и осуществления соответствующих туров, экскурсий и программ.
Данные определения туристско-рекреационного потенциала довольно близки по смыслу и содержат в себе общее ключевое слово –
«совокупность», которое свидетельствует о многоаспектности туристско- рекреационного потенциала, включающего в себя природные и культурные ландшафты, их компоненты, а также средства и условия осуществления туров.
Проведение подробного изучения и оценки туристско-рекреационного потенциала предназначено для выявления туристско-рекреационные ресурсов определенной территории. Так, понятие «туристско-рекреационный потенциал» является более широким, чем «туристско-рекреационные ресурсы», так как потенциал включает в себя также условия и средства использования туристско-рекреационных ресурсов для организации отдыха и туризма людей.
Понятие «туристско-рекреационные ресурсы» стало научным терминов в начале XXI в. С тех пор оно используется в качестве синонима к термину
«рекреационные ресурсы». Наряду с этим в Федеральном законе от
24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» было предложено использование схожей по смыслу дефиниции
«туристские ресурсы».
Туристские
ресурсы– природные, исторические, социально- культурные объекты, задействованные в организации и осуществлении туристской деятельности, а также иные объекты, способные удовлетворить эмоциональные, духовные и иные потребности туристов, а также содействующие поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических и моральных сил.
Туристско-рекреационные ресурсы – это объекты и явления при- родного и антропогенного происхождения, которые могут быть использованы и вовлечены в организацию и осуществление туристской деятельности, отдыха, курорта, санаторного лечения с использованием существующих технических и материальных возможностей. Туристско- рекреационные ресурсы обладают рядом следующих свойств:
1. Территориальность. Туристско-рекреационные ресурсы закреплены за конкретной территорией, географические особенности которой во многом определяют их величину, количество и качество. Использование туристско- рекреационных ресурсов в организации туристской деятельности означает их задействование на конкретной территории, в пределах которой они находятся.
2. Историчность. В контексте исторического развития общества туристско-рекреационные ресурсы могут меняться вследствие трансформации рекреационных потребностей людей, а также ввиду техники и технологий. Объекты и явления окружающего мира, ранее не имеющие значимость в качестве туристско-рекреационных ресурсов, могут приобретать определенную ценность и использоваться в туристской деятельности.