Файл: Представление, определения, свойства Место дисциплины в системе подготовки бакалавров по.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

примеру, возрождение народных художественных ремесел и промыслов во многих средиземноморских странах Африки происходит преимущественно за счет роста туристических потоков, интереса иностранцев к данному культурному наследию этой территории.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяют на:
- памятники, представляющие собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями: памятники религиозного назначения (церкви, костелы, мечети и др.); мемориальные квартиры; мавзолеи и отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; археологические объекты;
- ансамбли, включающие группы изолированных или объединенных памятников, четко локализуемые на исторически сложившихся территориях: фортификационные сооружения, дворцовые и жилые комплексы, торговые и производственные строения, сооружения религиозного назначения (дацаны, монастыри и др.), произведения ландшафтной архитектуры и садово- паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
- достопримечательные места, являющиеся результатом творчества человека или его сотворчества с природой: центры народных ху- дожественных промыслов, памятные места/культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов, жизнью выдающихся исторических личностей, центры исторических поселений, остатки построек древних городов и стоянок, места совершения религиозных обрядов
3
Духовные же историко-культурные ресурсы, исключительно достижения человечества в науке, культуре, искусстве, образовании, быте – это особый пласт духовного и культурного наследия цивилизации.
Некоторые из этих ресурсов всегда были частью туристско-рекреационной деятельности, например, театр, театрализованные представления; они изначально создавались для удовлетворения духовных, познавательных, культурных и иных потребностей человека. Вероятно, изначально театр возник как один из способов реализации духовных потребностей человека средствами игры (в отличие от спорта), а затем, постепенно развиваясь и совершенствуясь, используя различные достижения науки и техники, стал выразителем значительно более широкого круга потребностей человека.
В настоящее время большая часть культурных ресурсов все активнее и активнее включаются в программы туристско-рекреационной деятельности.
Достаточно сказать, что организуются целые туры со своими программами, целиком основанными на национальных культурных программах
3
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция). // Справочная система
«КонсультантПлюс».

разнообразных карнавалов, фестивалей, праздников, юбилеев, конгрессов, значимых дат тех или иных территорий, стран и т.д.
Мифы и легенды тех или иных территорий, являясь частью духовной культуры народов, в настоящее время все активнее и активнее вовлекаются в туристско-рекреационную деятельность, превращаясь в реальный ресурс отрасли. Порой там, где его нет, создаются мифы и легенды как одни из ресурсов территорий и инструменты удовлетворения определенного круга туристско-рекреационных потребностей человека путем проведения разнообразных туристских мероприятий и как инструменты более широкого привлечения туриста.
Человечество всегда на всех этапах своего развития сталкивалось с множеством «необъяснимых» явлений и процессов, многие из которых рано или поздно становились настоящими объектами изучения, например, снежный человек, Атлантида и множество других «загадочных» явлений и свойств. Так, в Нижегородской области озеро Светлояр является одним из известных объектов, «обросших» многочисленными сказаниями и легендами, начиная от возникновения самого озера, необычных характеристик его воды и до легенд «О невидимом граде Китеже». Причем легенды довольно тесно переплетаются со многими реальными событиями прошлого – озеро
Светлояр, град Китеж со временем монгольского нашествия на Русь, описанного в литературных произведениях классиков отечественной литературы. Более того, на основе легенд озера Светлояр был создан самодеятельный музей, в котором авторы созданных экспонатов демонстрируют тесное, логичное и высоко художественное переплетение легенд и реальных произведений. На основе легенд создаются произведения, хранящие их дух и суть.
Духовные
ресурсы становятся особой частью туристско- рекреационных ресурсов человечества, и во многих странах именно благодаря активной туристской деятельности по удовлетворению растущего спроса на духовное наследие они возрождаются как бы заново. Сложные процессы развития стран могут в значительной степени способствовать возрождению интереса как к культуре вообще, так и, в частности, к открытию «заново» собственного духовного и культурного наследия, как, например, происходит с познавательной ветвью внутреннего туризма в
России в настоящее время. Многочисленные памятники истории и культуры многих исторических городов и их пригородов в настоящее время испытывают настоящий бум познавательного, религиозного туризма.
Проходя трудные переходные периоды жизни, человек всегда начинает заново прочитывать свою историю, по-иному смотреть на свою культуру, проявляя особый интерес к ней. Индустрия туризма стремится быстро реагировать на новые тенденции и новые потребности современного человека.
При этом технологии удовлетворения духовных потребностей туристов все теснее переплетаются с современными достижениями науки и практики, когда в решении профессиональных вопросов могут принимать участие


(наблюдать) и туристы, например, в зрелищных характеристиках карнавалов, театральных постановках, праздниках и т.п.
Открытая политика и духовная жизнь большинства религиозных направлений также способствует быстрому росту духовных потребностей человечества. Например, все более открытым становится Тибет и его духовное наследие, что способствует не только росту туризма этих территорий, но и приводит к взаимопроникновению, а порой и слиянию туризма и культуры в целом. Некоторые «закрытые» по ряду причин города
России в недавнем прошлом, например, Нижний Новгород, теперь даже в некоторых рекламных материалах по туризму называются «открытыми», как бы предлагая свои туристско-рекреационные ресурсы для посещения и более близкого знакомства.
Историко-культурные туристско-рекреационные объекты играют важную роль в развитии туризма, однако природные туристско- рекреационные ресурсы имеют основополагающее значение для развития туризма, так как наличие огромного историко-культурного наследия в условиях отсутствия комфортных природных предпосылок не способно стать достаточным условием для формирования устойчивых туристских потоков.
В целом, следует признать, что туризм – это ресурсоемкая отрасль хозяйственной деятельности, характеризующаяся высокой степенью из- бирательности к качеству и величине запасов туристско-рекреационных ресурсов. Организация каждого конкретного вида туризма требует наличия определенных видов туристско-рекреационных ресурсов.
В зависимости от значимости туристско-рекреационных ресурсов для организации тех или иных видов туризма туристско-рекреационные ресурсы следует подразделять на несколько групп:
1) главные, без наличия которых невозможна организация конкретного вида туризма. Например, для лечебно-оздоровительного туризма главными туристско-рекреационными ресурсами являются климатические, бальнеологические ресурсы, а также ресурсы лечебных грязей;
2) второстепенные, не являющиеся основными для организации конкретного вида туризма, но позволяющие наиболее эффективно достичь поставленные туристами цели путешествия. Например, в рамках лечебно- оздоровительного туризма, второстепенными ресурсами могут выступать ресурсы растительного и животного мира (фитотерапия, апитерапия, кумысолечение и т. д.) или историко-культурные рекреационные ресурсы
(экскурсии).
По видам использования туристско-рекреационные ресурсы можно разделить на три категории:
1) интенсивно используемые. Ресурсы этой группы длительное время используются для организации нескольких видов туризма одновременно в пределах компактной территории;
2) экстенсивно используемые. Как правило, это ресурсы территории, недавно освоенной в туристском отношении, при этом ее освоение чаще всего носит неорганизованный, стихийный характер;


3) неиспользуемые. К этой группе относятся ресурсы территории, характеризующейся сложной транспортной доступностью или наличием ряда лимитирующих факторов, существенно ограничивающих возможности развития туризма. Например, особо охраняемые природные территории, режимные объекты, зоны экологического неблагополучия и т. д.
2.2. Эволюционное представление о туристско-рекреационных
ресурсах
Хорошо известно, что природные объекты в том или ином виде существовали на Земле много раньше, чем человек стал понимать, что часть из них способна доставлять ему не только физиологическое и физическое, но и моральное, эстетическое, психологическое удовольствие, радость познания, духовное и материальное обогащение, т.е. они могут быть и их необходимо использовать в определенных формах отдыха, оздоровления, лечения, совершенствования, познания, в духовной сфере. Это долгий и интересный путь случайных и закономерных проб, открытий, сравнений, опытов, познания, а затем выработки способов и технологий использования их в оздоровлении, формировании духовной культуры, традициях и других целях человека. Фактически этот путь в большой степени является отражением или частью пути познания человеком природы, ее свойств, закономерностей ее жизни, эволюции, взаимосвязей, территориальных закономерностей и способов использования в многообразных целях и развитии потребностей самого человека
К настоящему времени разнообразие рекреационных ресурсов, а также способов (технологий) их использования соответствуют уровню развития общества, его потребностей, уровню развития его производительных сил, т. е. очевидна подвижная сбалансированность представлений и знаний о ресурсах, их свойствах и способах (технологиях) использования их в рекреационной деятельности современного человека. Очевидно, что теснота таких связей «проверялась и корректировалась» на каждом этапе развития человечества такими инструментами, как практикой использования туристско-рекреационных ресурсов для удовлетворения текущих рекреационных потребностей. Фактически наблюдается постоянное совершенствование способов использования основных свойств туристско- рекреационных ресурсов в решении своих (постоянно возникающих, циклических, эволюционных) целевых задач. Постепенно вырабатывались определенные принципы и технологии туристско-рекреационной деятельности. Очевидна диалектичность связей и представлений и по основным направлениям туристско-рекреационной деятельности.
Более того, сама индустрия туризма, включая ее территориальную организацию, вслед за нашими потребностями проходит аналогичные этапы и циклы и становится одним из необходимых инструментов (посредников) реализации основных целей отдыха. При этом само развитие и специфика, а также структура отрасли тесно связаны с разнообразием туристско- рекреационных ресурсов. К настоящему времени в промышленно развитых странах мира уже завершен этап, «экстенсивного» развития туристско-

рекреационной деятельности, и в рамках традиционных направлений туризма происходит углубление и дифференциация способов и технологий использования одних и тех же ресурсов для удовлетворения растущих (или более высоких) потребностей современного человека. Диалектизм изучения и оценивания природных ресурсов в целях туризма и рекреации для определения степени их благоприятности и пригодности для проведения тех или иных видов отдыха и туризма неизбежно приводит к выделению лишь тех природных территорий (объектов, комплексов), которые обладают благоприятными для туризма рекреации свойствами, они и становятся ресурсами отрасли.
Переход от туристско-рекреационных объектов к ресурсам тесно связан с этапом практического и теоретического осмысления их полезности и пригодности для туризма и рекреационной деятельности (общества индивида, группы людей), а затем необходимости их отраслевого использования (рис. 2.3). Это требует измерения и определения их количественных и качественных характеристик, т.е. оценочных работ. Таким образом, на определенном этапе развития уже очевидна потребность выработки определенных отраслевых оценок, отраслевых норм, эталонов в системе туристско-рекреационные ресурсы (потенциал). А последние можно получить и подтвердить только через практическую деятельность.
Переход объектов природы (культуры) через условия туристско- рекреационной деятельности к ресурсам связан с эволюционным осмыслением хозяйственной (отраслевой) ценности используемых объектов для общества, человека, а также их пространственно-временных характеристик, технологических и экономических возможностей освоения на современном уровне производительных сил для удовлетворения туристско- рекреационных потребностей человека, хотя самодеятельный туризм давно использовал и использует практически все туристско-рекреационные объекты для реализации своих потребностей еще до вовлечения их в производственную сферу деятельности индустрии туризма. В этом отношении он, во многом, является индикатором (и в некоторой степени, локомотивом), предшествующим отраслевому освоению ресурсов.

Рис. 2.4. Эволюционное представление рекреационных ресурсов
Изучение и последующее освоение туристско-рекреационных объектов, т.е. их превращение в ресурсы происходит как минимум в три
этапа:
1) оценка объекта или природно-территориального комплекса для выявления пригодности его свойств и характеристик в туристско- рекреационной деятельности, для проведения тех или иных видов отдыха, т.е. выявление благоприятных для туризма и рекреации качеств (свойств, характеристик);
2)
определение временных и пространственных показателей распределения туристско-рекреационных свойств комплексов (объектов) и других основных характеристик (цикличность, жизненность, потенциал, емкость) для организации рентабельной туристско-рекреационной деятельности;
3)
формирование тематической структуры территориального рекреационного комплекса как хозяйствующей единицы отрасли для удовлетворения определенного комплекса туристско-рекреационных потребностей человека отраслевыми способами и технологиями.
Все эти этапы формирования и развития туристско-рекреационных ресурсов посредством отраслевого (и самодеятельного) использования приводят к формированию туристско-рекреационных фондов, т.е. превращению ресурсов в орудия и средства труда в индустрии туризма, в предметы длительного пользования.
Сами же туристско-рекреационные занятия постепенно формируются в постоянный многовариантный процесс, с одной стороны, зависящий от