Файл: Альное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования российский университет дружбы народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не смотря на различные классификации семантики повеления в русском языке, существуют следующие интерпретации высказывания побуждения, такие как просьба, запрет, инструкция, разрешение, приказ, требование, предостережение, предложение, призыв, совет и пр.

Классификация этих интерпретаций по данным критериям оказывается асимметричной в связи с неравнозначностью, при общении, различных типов побудительности, в качестве примеров можно привести с одной стороны, речевые акты, выражающие просьбу, совет, или предложение имеющие большую степень употребления в коммуникации, а с другой акты речи, содержащие значения приказания, лозунга или инструкции. Так, в то время как, немедленное начало выполнения действия характерно команде; неконкретные, временные и нелокализованные действия присущие лозунгу; уверенность адресанта в выполнении адресатом действия предполагается в поручении.

Разнородные классификации значений императива дают нечётких границ между ними, которые в свою очередь приводят к непониманию их релевантности, так как лишь контекст, способен определить точные границы.

В спектр контекста входит сосредоточенность адресантом смыслового компонента значения императива, для достижения при коммуникации какой-либо цели и в зависимости от отношения адресата к ней, например, в этом случае логично будет сравнивать между приказом и требованием или приглашением с предложением.

Формы повелительного наклонения 2 лица единственного и множественного числа делает его универсальным средством выражения всех видов императивных высказываний и могут использоваться в любой обстановке.

Большинство модальных значений форм повелительного наклонения закреплено за тем или иным видом. Так, значения побуждения, приглашения обычно выражаются формами несовершенного вида; в значениях совета, просьбы употребляется в основном совершенный вид.

Глаголы несовершенного вида употребляются в повелительном наклонении 2-ого лица для выражения продолжения начатого действия или возобновления его, например, (пой, Сара! Ты хорошо поёшь; Почему ты встала? сиди!) (Лекант, Диб рова, Касаткин, Клобуков, 2014, с.294). Эти глаголы могут выражать образа действия: (Говори громче! ничего не слышу), а в некоторых случаях для выражения происходящих одновременно действий (
Жарь яйца! пока я буду делать салат).

Выражая значение неограниченного повторения, повелительное наклонение 2-ого лица глаголов НСВ часто употребляется для выражения общего совета или предложения при обращении к множеству лиц: (Покупайте свежий хлеб утром, это очень вкусно и питательно).

Глаголы 2-ого лица НСВ также употребляются в повелительном наклонении для выражения побуждения к началу назначенного действия или возможности его начинать: (всё хорошо. Вы написали текст? все слова понятны? хорошо! переводите их на английский).

Глаголы 2-ого лица совершенного вида употребляются в повелительном наклонении для выражения: просьбы, совета, требования, происходящих одновременно или дистантно: Возьмите меня с собой! Я очень люблю Москву; На следующей неделе придите к декану , он вас примет.
Они также могут употребляться для выражения ряда действий, происходящих одно за другими: (Зайди в бюро информаций, попроси Ивана, позвони мне от него)или приказать слушающего совершать конкретное и простое действие:
(Скажите, где почта?).

На категориальном значении побуждения основано употребление форм повелительного наклонения при выражении значений желательности, долженствования, вынужденности, невозможности осуществления действия, и неограниченной возможности легкости осуществления действия.

Так, побуждение в соединении со значением желательности выражается формой повелительного наклонения в возможном сочетании с частицей бы, например, помой бы тарелки!; побуждение в соединении со значением долженствования, например, в таких употреблениях: Нина не отвечает, а ты, Сергей, отправь им продукты!; значение вынужденности выступает при употреблении форм 2-го лица единственного числа в сочетании с частицей хоть в ряде фразеологических оборотов: Вы бы хоть придумали примеры сами! ; значение невозможности совершения действия обнаруживается в случаях типа: Ему и слова не скажи; значение неограниченной возможности или легкости осуществления действия представлено в таком употреблении: Добрый преподаватель Игорь! Он в кабинете сидит, приходи к нему спросить (Шведова, 1980, с. 622).

«Различные формы повелительного наклонения неоднородны по выражаемым ими побудительным значениям, – пишет по этому поводу А. В. Немешайлова, – Одни из них более емки, способны выражать большой круг разновидностей побуждения

, другие отличаются определенной специализацией, закрепленной лишь за отдельными видами побуждений» (Немешайлова, 1961, с. 14). Например, формы повелительного наклонения 2-го лица могут выражать волеизъявление любого характера – от категорического приказания до мягкой просьбы и мольбы: Пожарные, лей! (команда); нарисуй вот это! (приказание); возьмите меня с собой (просьба); покури (предложение); не опоздай, Оля (предостережение); брось все, учись на актера! (совет, поучение).

В то же время формы совместного действия выражают преимущественно приглашения и предложения. Гуляешь? – спросил он. Идем вместе.

Формы повелительного наклонения 3-го лица выражают пожелания и заклинания: Пусть сильнее грянет буря.

2.1.2. Формы выражения значений повелительного наклонения в русском языке
В русском языке, как правило, используются личные формы единственного и множественного числа для выражения значений повелительного наклонения. Формы второго лица единственного числа образуются от основы настоящего времени одним из двух способов: путем присоединения к основе настоящего времени значимой или нулевой флексии при чередовании согласных в конце основ по твёрдости - мягкости.

Первый способ образования характеризует следующие группы глаголов:

1. Глаголы с основой настоящего времени, заканчивающей на согласном (и с ударением на флексии в форме 1-ого лица единственного числа настоящего времени): смотрю - смотри, говорю -говори, пеку – пеки, и.п.

2. Глаголы с инфинитивом на -ить, имеющие в 1-ом лице единственного числа ударение на флексии и с основой настоящего времени на гласный: таить - таю - таи, поить - пою - пои.

3. Глаголы разных классов с ударением в 1-ом лице единственного числа настоящего времени на основе, при условии, если основа оканчивается на сочетание согласных: кончу-конч-и(-те),вспомню-вспомн-и(-те)

4. Глаголы с префиксом вы-: вынеси, выкупи, вышли, выскажи, и т.д.

Второй способ образования представлен двумя разновидностями:

а- В том случае, если основа настоящего времени оканчивается на парно-твердую согласную, форма повелительного наклонения оканчивается на парно-мягкую согласную: будут - будь, встанут - встань.

б- В том случае, если основа настоящего времени оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую, или в форме повелительного наклонения чередования в конце основы отсутствуют
: бросят - брось, мурлычут – мурлычь и.д.

Ряд глаголов образует формы повелительного наклонения от основы, отличающейся от основы настоящего времени. Сюда относятся:

1- глаголы с основами настоящего времени на -j: вставать – встаjу, создавать, узнавать, у которых форма повелительного наклонения имеет вид вставай, создавай, узнавай.

2- изолированные глаголы дать, создать у которых форма повелительного наклонения образуется от основы на -j, совпадающей с основой настоящего времени глаголов давать - даj, создавать – создаj, и.т.д.

3- Исключение составляют глаголы ехать – поезжай, белеут - белей, лягут – ляг… .

Лексическое значение глагола может препятствовать возможности образования форм второго лица единственного числа в повелительном наклонении. Так, не употребляются глаголы действия и состояния: весить, выглядеть, значить, подзабыть, присутствовать и др. Не образуется повелительное наклонение от глаголов, называющих такие действия, которые исходят от неодушевленных предметов: близиться, добрить, булькать и др. Рекомендуется избегать употребления форм повелительного наклонения от глаголов болеть (испытывать боль), мочь, хотеть (Лекант, 2000, с. 267).

В формах повелительного наклонения агглютинатируется окончание–те которое придает значение множественного числа основой (2 лицо, единственное число) и совместной форме повелительного наклонения: ешь-те, пей-те, пойдем-те, скажем-те (Виноградов, 1986, с.482-483). А.М. Пешковский подчеркивал, что –те – это не обычный для русского языка аффикс, а скорее надставка агглютинативного типа. Это частица присоединяется к глаголам совершенного вида – к форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения: пойдем-те.

Ах, да поедемте, Петр Николаевич! – сказал прокурор нетерпеливо дрыгнув ногой. (“Сирена” А.П. Чехов).

Формы совместного действия без –те совпадают с формой первого лица множественного числа настоящего и будущего времен изъявительного наклонения…

А.В Немешайлова отмечает, что совместные формы на –м отличаются от омонимичной с ней формы изъявительного наклонения способностью к агглютинации при образовании формы множественного числа, особыми значениями лица и числа, обязательным отсутствием при ней местоимения-подлежащего, невозможностью сочетаться с отрицательной –не и особой побудительной интонацией.

Частица –ка, приклеиваясь к формам повелительного наклонения, придаёт волеизъявлению смягченный характер:
пойдем-ка.

Частица давай(те) присоединяется в сочетании с инфинитивом глаголов несовершенного вида для выражения совместного смягчённого действия: давайте петь, давайте играть.

Пока время есть, давайте, отец Христофор считать”, - сказал Кузъмичов.

(“Степь” А.П. Чехов).

Частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов совершенного вида: давайте напишем. Давай сходим к ней завтра вечером (“Моя жизнь” А.П. Чехов).

Частицы пусть, пускай, дасочетаются аналитическим образом с глаголом в изъявительном наклонении для выражения побуждения третьему лицу единственного и множественного числа, например, пусть он учится, пускай они говорят всё (Шведова, 1980, с. 625).

Для выражения повеления в русском языке также употребляются несобственно-вопросительные высказывания как косвенные речевые акты, они могут выражать не только значение более вежливого побуждения, но и неудовольствия говорящего по поводу поведения адресата, такие высказывания (Ты будешь заниматься или нет?, вы всегда будете ссориться?).в этом случае часто выражают требование или приказание (Иосифова, 2005, с. 23).

Употребление косвенной формы побуждения может быть по объектным причинам, например, когда адресант просит от адресата выполнить действия, которое не входит в обязанности последнего, тогда он должен быть более вежливым и употреблять вопросительно-побудительное высказывание, а не глагол в повелительном наклонении. (Вы не могли бы открыть окно?)

В то же время, если речь идет о действиях, входящих в обязанности собеседника, тогда говорящий может использовать непрямыми или прямыми способами побуждения (Дайте, пожалуйста, пачку сигарет! / Будьте добры, пачку сигарет), или же он может прибегнуть к более вежливому, косвенному способу (Не могли бы Вы дать мне пачку сигарет? Не будете ли Вы так любезны дать мне пачку сигарет?) (Серль, 1986, с. 195-222).

Следует отметить, что эти формы, типа Не будете ли Вы так добры…?; Не будете ли Вы так любезны…?; Вас не затруднило бы…? Не характерны для речевого общения среднего и молодого поколения, и когда они их используют, то только для выражения иронического отношения к собеседнику, например, простите, преподаватель, не можете ли уделить мне пару минут?