Файл: Программа среднего профессионального образования Дисциплина Математика Практическое занятие 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммер32432423ческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
Дисциплина: Математика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Новиков Артём Игоревич
Преподаватель:
Сазонова Элеонора Борисовна
Цель занятия: формирование умений решать текстовые задачи; применять математические методы для решения профессиональных задач; закрепление навыков решения простейших статистических задач; закрепление навыков применять правила приближенных вычислений; закрепление навыков работы с основными свойствами геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Задание 1. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Таблица – «Виды моделирования при решении текстовых задач»
В таблице «Виды моделирования при решении текстовых задач» заполните позицию «Необходимо определить» в графе «Интерпретация модели».
Задача | Модель | Интерпретация модели |
1. Было 7 кубиков, проиграно 4 кубика. Сколько кубиков осталось? | -4 | Пример ответа: Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между начальным и конечным состоянием объекта; числовое значение величины отношения между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины конечного состояния объекта. |
2. Было 4 кубика, стало 7 кубиков. Что произошло? | ? | Известно: начальное и конечное состояние объекта; направленность отношения между ними. Необходимо определить характер и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. |
3. Имеется 7 кубиков после того, как добавили 4 кубика. Сколько кубиков было до добавления? | +4 | Известно: значение величины конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. Необходимо определить числовое значение величины начального состояния объекта. |
4.Было 7 кубиков, стало 4 кубика. Что произошло? | ? | Известно: значение величины начального и конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины отношения между состояниями объектов. |
5.В первый раз принесли 7 кубиков, во второй раз – забрали 4 кубика. Что произошло в результате? | -4 +7 ? | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта (начального, промежуточного и конечного). Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
6. В первый раз забрали 7 кубиков, во второй – принесли 4 кубика. Что произошло в результате? | -4 +7 ? | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
7.В первый раз забрали 4 кубика. После того, как кубики забрали второй раз, всего было отдано 7 кубиков. Что произошло во второй раз? | -4 ? +7 | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
8. В первый раз забрали 7 кубиков. После того, как во второй раз принесли кубики, оказалось, что всего было отдано 4 кубика. Что произошло во второй раз? | -7 ? -4 | Известно:направленность отношений между состояниями объекта; значение величин отношений между начальным и промежуточным, между промежуточным и конечным состоянием объекта. Необходимо определить отношения между промежуточным и конечным состояниями объекта. |
Задание 2. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Используя диаграммы Эйлера-Венна решить задачу.
При выборе кружков для детей оказалось, что 60% родителей желают, чтобы их ребенок посещал кружок рисования, 50% предпочли занятия по гимнастике, 50% отметили, что выбрали бы занятия музыкой. При этом 30% родителей предпочитают, чтобы их дети посещали занятия и по рисованию, и по гимнастике, 20% – сделали выбор в пользу занятий по гимнастике и музыке, а 40% родителей – пожелали бы, чтобы ребенок рисовал и занимался хоровым пением, и только 10% из них выразили свое мнение за посещение детьми всех кружков. Определите процентное соотношение родителей, которые:
1) не желают водить детей в кружки;
2) выбрали не менее двух кружков.
Решение:
Составим диаграмму Эйлера-Венна и нанесем на нее известные нам данные.
1) не желают водить детей в кружки – 0%;
2) выбрали не менее двух кружков – 20%+10%+30%+10%=70%.
Задание 3 (максимальное количество баллов – 5 баллов)
При измерении получены данные:
Номер измерения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Данные | 20 | 20 | 5 | 10 | 10 | 15 | 20 | 5 | 5 | 20 |
Выполните задания с учетом исходных данных, подробно описывая ход решения.
a) Построить статистический ряд распределения частот.
b) Построить полигон распределения.
c) Вычислить выборочную среднюю, дисперсию, моду, медиану.
d) Построить выборочную функцию распределения.
Решение:
a) Построить статистический ряд распределения частот.
Построим дискретный вариационный ряд. Для этого отсортируем ряд по возрастанию и подсчитаем количество повторения для каждого элемента ряда.
Таблица для расчета показателей.
xi | Кол-во, fi | xi·fi | Накопленная частота, S | |x-xср|·fi | (x-xср)2·fi | Относительная частота, fi/f |
5 | 3 | 15 | 3 | 24 | 192 | 0,3 |
10 | 2 | 20 | 5 | 6 | 18 | 0,2 |
15 | 1 | 15 | 6 | 2 | 4 | 0,1 |
20 | 4 | 80 | 10 | 28 | 196 | 0,4 |
Итого | 10 | 130 | 24 | 60 | 410 | 1 |
b) Построить полигон распределения.
c) Вычислить выборочную среднюю, дисперсию, моду, медиану.
Для оценки ряда распределения найдем следующие показатели:
Показатели центра распределения.
Средняя взвешенная (выборочная средняя)
Мода.
Мода - наиболее часто встречающееся значение признака у единиц данной совокупности.
Максимальное значение повторений при x = 20 (f = 4). Следовательно, мода равна 20.
Медиана.
Медианой (Me) называется значение признака, приходящееся на середину ранжированной (упорядоченной) совокупности. Находим xi, при котором накопленная частота S будет больше ∑f/2 = 6. Это значение xi =15 . Таким образом, медиана равна 15.
Медиана служит хорошей характеристикой при асимметричном распределении данных, т.к. даже при наличии "выбросов" данных, медиана более устойчива к воздействию отклоняющихся данных.
Показатели вариации.
Абсолютные показатели вариации.
Размах вариации - разность между максимальным и минимальным значениями признака первичного ряда.
R = xmax - xmin = 20 - 5 = 15
Среднее линейное отклонение - вычисляют для того, чтобы учесть различия всех единиц исследуемой совокупности.
Каждое значение ряда отличается от другого в среднем на 6
Дисперсия - характеризует меру разброса около ее среднего значения (мера рассеивания, т.е. отклонения от среднего).
Среднее квадратическое отклонение.
Каждое значение ряда отличается от среднего значения 13 в среднем на 6,403
d) Построить выборочную функцию распределения.
xi | 5 | 10 | 15 | 20 |
pi | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,4 |
Функция распределения F(X).
F(x≤5) = 0
F(5< x ≤10) = 0,3
F(10< x ≤15) = 0,2 + 0,3 = 0,5
F(15< x ≤20) = 0,1 + 0,5 = 0,6
F(x>20) = 1
Задание 4 (максимальное количество баллов - 4 балла)
Решите примеры, связанные с погрешностями, подробно описывая ход решения.
a) Округлить число 4,45575250 до шести, пяти, четырех, трех, двух и одного десятичных знаков; до целого числа.
b) Число 12,75 определено с относительной погрешностью 0,3, %. Найдите абсолютную погрешность округления.
c) Определите верные и сомнительные цифры числа 13,27 ± 0,03.
Округление натурального числа — это замена его таким ближайшим по значению числом, у которого одна или несколько последних цифр в его записи заменены нулями.
Чтобы округлить натуральное число, нужно в записи числа выбрать разряд, до которого производится округление.
Правила округления чисел:
1. Подчеркнуть цифру разряда, до которого надо округлить число.
2. Отделить все цифры справа от этого разряда вертикальной чертой.
3. Если справа от подчеркнутой цифры стоит 0,1, 2, 3 или 4 — все цифры, которые отделены справа, заменяем нулями. Цифру разряда, до которой округляли, оставляем без изменений.
4. Если справа от подчеркнутой цифры стоит 5, 6, 7, 8 или 9 — все цифры, которые отделены справа, заменяем нулями. К цифре разряда, до которой округляли, прибавляем 1.
a) Округлить число 4,45575250 до шести, пяти, четырех, трех, двух и одного десятичных знаков; до целого числа.
Решение:
шести десятичных знаков 4,45575250≈4,455753
пояснение: шестой десятичный знак – цифра 2, справа от нее стоит цифра 5, следовательно, к цифре 2 прибавляем 1. пяти десятичных знаков 4,45575250≈4,45575
пояснение: пятый десятичный знак – цифра 5, справа от нее стоит цифра 2, следовательно, цифру 5 оставим без изменений.
четырех десятичных знаков 4,45575250≈4,4558
пояснение: четвертый десятичный знак – цифра 7, справа от нее стоит цифра 5, следовательно, к цифре 7 прибавляем 1. трех десятичных знаков 4,45575250≈4,456
пояснение: третий десятичный знак – цифра 5, справа от нее стоит цифра 7, следовательно, к цифре 5 прибавляем 1 двух десятичных знаков 4,45575250≈4,46
пояснение: второй десятичный знак – цифра 5, справа от нее стоит цифра 5, следовательно, к цифре 5 прибавляем 1 одного десятичного знака 4,45575250≈4,5
пояснение: первый десятичный знак – цифра 4, справа от нее стоит цифра 5, следовательно, к цифре 4 прибавляем 1 до целого числа. 4,45575250≈4
пояснение: целое – цифра 4, справа от нее стоит цифра 4, следовательно, цифру 4 оставим без изменений.
b) Число 12,75 определено с относительной погрешностью 0,3, %. Найдите абсолютную погрешность округления.
Решение:
а- точное число неизвестно,
приближенное число
δ=0,003 – относительная погрешность приближенного числа
Δ – абсолютная погрешность округления (истинная).
Погрешность мала, поэтому используем формулу:
Ответ:
c) Определите верные и сомнительные цифры числа 13,27 ± 0,03.
Решение:
Не Значащими цифрами числа называются нули в начале десятичных дробей, меньших 1, и нули в конце числа, заменившие цифры, отброшенные после округления. Остальные цифры называются значащими.
Сомнительной цифрой результата измерения называется цифра, стоящая в разряде, соответствующем старшему разряду со значащей цифрой в значении погрешности. Цифры, стоящие слева от сомнительной, называются верными, а справа – неверными.
Таким образом, значащие верны цифры 13,2.
Сомнительные - 7.
Задание 5 (максимальное количество баллов – 3 балла)
Решите задачу, подробно описывая ход рассуждений. Решение сопроводите графическим отображением.
На стороне AC треугольника ABC отмечена точка D так, что AD=3 см, DC=10 см. Площадь треугольника ABC равна 39 см2. Найдите площадь треугольника ABD.
Решение:
Проведем высоту из вершины B. Заметим, что это высота не только треугольника ABC, но и треугольника ABD.
Найдем высоту, используя формулу площади треугольника для треугольника ABC:
S ABC=AC*h/2=(AD+DC)*h/2
39=(3+10)*h/2
39=13*h/2
39*2=13h
h=6 см
Теперь применим эту же формулу для треугольника ABD: S ABD=AD*h/2=2*6/2=6 см2
Ответ: 6 см2.
Задание 6 (максимальное количество баллов – 4 балла)
Решите задачу, подробно описывая ход рассуждений. Решение сопроводите графическим отображением.
Биссектриса угла A параллелограмма ABCD пересекает его сторону BC в точке F. Найдите площадь параллелограмма ABCD, если BF=4 см, FC=2 см, а угол ABC равен 1500.