Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Грузоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хранится чаще под навесом, так как способен к самовозгоранию. (закрытый склад)

  1. Классификация угля в зависимости от склонности к самонагреванию и самовозгоранию. Признаки нагревания угля, защитные меры для предотвращения самонагревания и самовозгорания.

В зависимости от склонности к самонагреванию и самовозгоранию ископаемые угли делят на:

  • Устойчивые (антрацит, тощий уголь);

  • Средне устойчивые (коксовый уголь, газовый уголь);

  • Неустойчивые (газовый – жирный уголь);

  • Наиболее подвержены к возгоранию;

  • Особо сильно возгораемые (жирный).

Внешние признаки нагревания:

  • Появление мокрых пятен на поверхности штабеля;

  • Появление белых пятен;

  • Появление пара и специфического запаха;

  • Искрение штабеля;

  • Образование проталин на снежном покрове.

Для предотвращения самонагревания и самовозгорания:

  • Послойное уплотнение катками через каждые 1,5 м по высоте;

  • Уплотнение верхнего слоя;

  • Обмазывание поверхности штабеля глиняным раствором;

  • Своевременное обновление запасов.



  1. Горючие сланцы. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Горючие сланцы образовались в результате разложения морских микроорганизмов планктона без доступа воздуха. Таким образом, по своему происхождению и составу они близки к сапропелитовым ископаемым углям. По внешнему виду горючие сланцы представляют собой зеленовато- или желтовато-серую, слоистую твердую горную породу, пропитанную органическими веществами.

Хранение горючих сланцев производится на открытых площадках. В процессе хранения сланцы подвержены самонагреванию и самовозгоранию в результате наличия окислительных процессов, аналогичных процессам в штабелях угля.

  1. Искусственные виды топлива. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Ископаемые угли проходят обработку (термо) без доступа воздуха (перегонка), при высокотемпературном разложении (t=1000 градусов) рабочий остаток называется коксом, а при низком температурном разложении (t=550 градусов – полукокс.


Кокс в зависимости от размера кусков делится на:

  • Мелкий – до 10 мм (топливо для паровых котлов);

  • Орешек – от 10 до 25 мм (химическая промышленность);

  • Доменный – более 25 мм (доменные печи и металлургическая промышленность).

  • Полукокс используется как топливо для тепловых электровозов.



  1. Руды черных металлов. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Основными видами руд для производства черных металлов являются железосодержащие руды, руды серного колчедана

Железосодержащие руды делятся на 4 группы:

  1. Гематитовые руды 90%

  2. Магнетитовые руды 60%

  3. Гетитовые руды 50%

  4. Сидеритовые 40%

Руды серного колчедана делятся:

  1. Серный колчедан

  2. Магнитный колчедан

  3. Медный колчедан

Железосодержащие руды хранятся на открытых площадках и вагонах. Являются смерзающимися грузами.

Свойствами для руд серного колчедана является способность измельчаться и рассыпаться, при хранении грузы представляют собой пожарную опасность из-за большого содержания серы. Хранятся на открытых площадках строго по классам и маркам, температура внутри штабеля не должна превышать 60°C. Перевозится в универсальных вагонах с предварительной заделкой щелей кузова. При перевозке в холодное время года требует профилактики против смерзаемости.

  1. Железнорудные концентраты. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Железнорудные концентраты – продукты обогащения железосодержащих руд. По гранулометрическому составу представляют собой порошкообразную массу с размерами частиц менее 0,6 мм. Влажность концентратов изменяется от 1 до 16%. Из-за маленьких размеров частиц концентраты обладают высокой степенью сыпучести, из-за чего возникают потери при выполнении погрузо-разгрузочных работ. При увеличении влажности концентратов они слипаются и прилипают к стенкам состава. А в холодное время года они смерзаются.



Допустимая влажность концентратов в летнее время 1-2%; в зимнее 6-10%.

Хранятся на открытых площадках, перевозка осуществляется в специальных вагонах.

  1. Агломерат и окатыши. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Агломерат и окатыши – продукты специальной термической обработки мелкого рудного сырья и концентратов.

Агломерат получают в результате спекания рудной мелочи. Куски большого размера имеют высокую прочность, перевозятся в специальных вагонах агловозах при температуре 700°C.

Окатыши получают в результате высокого температурного обжига шариков, полученных из концентратов. Шарики имеют размер от 2-х до 30 мм. Их получают в специальных устройствах – окатышкователях. Перевозят в хопперах, также в полувагонах, либо думпкарах. После перевозки агломерата и окатышей вагон требуется промыть.

Хранятся на открытых площадках.

  1. Руды цветных металлов. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Руды цветных металлов:

  • Марганцевые;

  • Хромитовые;

  • Медно-никелевые.

Марганцевые делятся на:

  • Марганцевые до 50%

  • Ферромарганцевые 20-30%

  • Марганцовистые 10-20%

Используются в цветной металлургии для получения специальных видов стали, в химической промышленности для получения красок, масел, в черной металлургии для облегчения, для медицины, лекарств, препаратов.

Хромитовые – в состав входит хром, железо, алюминий, кремний.

Используются для производства стали, огнеупоров, хромовых солей, хромовых ферросплавов

Руды цветных металлов относят к смерзающимся грузам.

Медно-никелевые – обладают свойством самовозгорания.

Перевозятся в открытом ПС, хранятся на складах закрытого типа.

При хранении на открытых складах их располагают на большом расстоянии от других штабелей во избежание смешения.

  1. Неметаллические руды. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

Неметаллические руды:

  • Апатитовые руды;

  • Глинозем;

  • Сера и серные руды;

  • Бокситы.


Апатитовые руды – порода вулканического происхождения с большим содержанием фосфора

Используется для получения минеральные удобрения и специального вида чугуна

К перевозкам по ж/д предъявляется апатитовый концентрат, который имеет следующие свойства:

  • Размеры частит менее 0,15 мм;

  • Влажность – 1%;

  • Распыляется;

  • При влажности прилипает к стенкам ПС;

  • Смерзается;

Хрупкая, способна к измельчению, пыль её образивна. Хранится на открытых площадках. Перевозятся на открытых ПС

Из-за хрупкости апатитовые руды сбрасывают с высоты 1,5 – 2м.

Бокситы – остаточные горные породы с содержанием алюминия. Используется для получения алюминия. (Сначала глинозем потом алюминий).

Основные свойства:

  • Пористость

  • При влажности 5%- пылит

  • Пыль имеет образивные свойства

Перевозятся в открытом ПС (Думпкары). Хранится на крытых складах.

Глинозем – продукт переработки бокситов, порошок белого цвета с повышенной гигроскопичностью

Используется для получения алюминия. Обладает повешенной сыпучестью, образивностью, склонен к смешиваемости, огнеопасен, взрывоопасен.

Перевозят в закрытых ПС. Хранится в закрытых складах.

Сера/серные руды

Используется в химической промышленности. Получают серу, резину, удобрения

Сера может самовозгораться, это приводит к пожару. При горении серы – серный газ ядовитый. Может произойти взрыв. Токсичность вызывает отравление.

При работе с серными рудами нужны средства защиты .

Хранится в складах закрытого типа. Перевозят насыпью в очищенных п/в, либо биг – бэгах.

  1. Минерально-строительные грузы (инертные сыпучие грузы). Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.

  2. Минерально-строительные грузы (вяжущие материалы). Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.
  3. 1   2   3   4   5


Фосфорные минеральные удобрения. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.



  • Фосфоритная мука – тонкоизмельченный сильно пылящий порошок темно-серого цвета с бурым оттенком; не слеживается, не растворимый, не гигроскопичен; перевозится навалом в специальных вагонах

  • Суперфосфаты – искусственные фосфорные удобрения. Различают: двойной, простой и тройной. Простой – гранулированный порошок серо-желтого цвета, двойной и тройной – гранулированный вид, не поглощающий влагу; размер гранул от 1 до 10 мм, растворяется в воде, не гигроскопичен, слеживается и подвержен комкованию. Суперфосфат получается из апатитовой руды, перевозка осуществляется навалом в вагонах хопперах.

Для большинства минеральных удобрений перевозка и хранение осуществляется в затаренном виде или навалом, затариваются в полиэтиленовые и бумажные мешки массой до 50 кг, перевозятся в универсальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений навалом применяются хопперы, а также специальные жесткие/полужесткие мягкие контейнеры.

  1. Калийные минеральные удобрения. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.



  • Хлористый калий – мелкокристаллический продукт красновато-бурого цвета, растворим в воде, малая гигроскопичность, способен к слеживанию.

  • Сульфат калия – мелкокристаллический порошок серого цвета, не гигроскопичен, не слеживается, обладает повышенным коррозионным воздействием на металлы.

Перевозятся в специальном подвижном составе в вагонах хопперах.

Для большинства минеральных удобрений перевозка и хранение осуществляется в затаренном виде или навалом, затариваются в полиэтиленовые и бумажные мешки массой до 50 кг, перевозятся в универсальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений навалом применяются хопперы, а также специальные жесткие/полужесткие мягкие контейнеры.

  1. Азотные минеральные удобрения. Транспортная характеристика, особенности перевозки и хранения.



  • Карбалид – гранулированный или мелкокристаллический продукт белого цвета, растворим в воде, гигроскопичен, при горении выделяет дым, содержащий отравляющие вещества

  • Сульфат аммония – бесцветное кристаллическое вещество, растворим в воде, имеет малую гигроскопичность, слабо слеживается, выделяет кислоту, разрушает тарно-упаковочные материалы, требует защиты от атмосферных осадков.

  • Цианомид кальция – бесцветные кристаллы, обладает гигроскопичностью и слеживаемостью, пыль этого удобрения, попадая на кожу и в органы дыхания, вызывает раздражение и отравление, упаковывается в фанерные барабаны или мешки.

  • Аммиачная селитра – изготавливается в виде мелкого кристаллического порошка или гранул белого цвета, растворима в воде, имеет повышенную гигроскопичность, при высокой влажности гранулы слипаются, могут комковаться, сильно слеживаются при любой влажности, обладает пожаро и взрывоопасностью, температура повышается при хранении в штабеле высотой более 10 рядов (при длительном хранении не допускается формулирование штабелей такой высоты)