ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) сформировать полную развернутую ориентировочную основу действия, осознаваемую во всех основных опорных точках;
2) научиться выполнять двигательное действие, программируя вслух последовательности необходимых операций и контроль их качества;
3) сформировать идеомоторный образ изучаемого действия;
4) уточнить действие во всех основных опорных точках, добиться минимального отклонения от описанной техники исполнения двигательного действия.
Стадия перехода умения в навык на этом этапе обучения связана с созданием различных частных установок, уточнением ориентировочной основы и программы действия. В этот период складываются условия для сознательного контроля за счет расширения и детализации информации. Хотя к концу этапа разучивания двигательного действия умение приобретает черты навыка, тем не менее, еще нуждается в своем закреплении.
Особенности методики обучения заключаются в том, что весь процесс дальнейшего становления строится в соответствии с психологическими и физиологическими закономерностями, определяющими усвоение двигательного действия.
Следует начинать выполнение действия целиком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элементах.
Метод расчленения может иметь место в тех случаях, когда необходима детализация отдельных фаз или частей действия.
К концу этапа возможно использование соревновательного метода, в порядке лучшего исполнения двигательного действия.
Основными методами на данном этапе являются практические, т. к. позволяют изученное двигательное действие выполнять в его основном варианте.
На этом этапе обучения важна организация педагогом контроля за овладением техникой двигательного действия. Для этого можно пользоваться уже разработанными критериями и шкалами оценок, применяемыми в современной практике.
При обучении на этом этапе могут также встречаться ошибки. Б. А. Ашмарнн в своем пособии (1979) предлагает их распределять согласно классификации В. В. Белиновича (1958):
1. Ошибки в конкретных двигательных действиях (ошибки общие).
2. Ошибки частные и комплексные.
3. Ошибки автоматизированные и неавтоматизированные.
4. Ошибки существенные и несущественные.
5. Ошибки типичные и нетипичные.
Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Среди отмеченных причин по первому этапу
, оставшихся по-прежнему наиболее типичными и для второго этапа, следует добавить и другие:
1. Несовершенство проекта решения задач, в том числе несоответствие его мышечным ощущениям.
2. Нарушение требований к организации урока, к преждевременному утомлению.
3. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.
Для того, чтобы не допускать ошибок или устранить их, необходимо:
-
Добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, фиксировать их внимание на решении этих задач, а не на возможных препятствиях; -
Выяснять, правильно ли понимают учащиеся технику выполнения изучаемого двигательного действия; -
Предлагать для разучивания доступный учебный материал; -
Настаивать на тщательном выполнении учащимися упражнений, вызывать желание не допускать ошибки; -
Соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движения и правильным выполнением их; -
Не оканчивать занятие после неудачных попыток, чтобы у занимающихся не осталось неправильного представления о действии.
Правила устранения ошибок:
-
Ошибка должна быть понята учеником. -
Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. -
Следует начинать с исправления наиболее важных ошибок, так как от них зависит появление и второстепенных. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники. -
Указания учителя должны соответствовать возможностям ученика. -
Способы исправления двигательных ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.
2.3. ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Цель обучения - обеспечить формирование двигательного навыка с последующим переходом его в двигательное умение высшего порядка.
Частные задачи:
1) добиться оптимальной свободы и экономичности в выполнении двигательного действия;
2) овладеть целесообразной быстротой выполнения двигательного действия;
3) расширить диапазон вариантности техники выполнения двигательного действия
4) обеспечить автоматизированное выполнение двигательного действия.
Особенность методики на данном этапе: основные методы формирования и закрепления навыков сочетаются с дополнительными – объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполнения действия.
Среди основных методов физического воспитания используются:
-
методы строго регламентированного упражнения; -
методы частично регламентированного упражнения.
На этом этапе важно обеспечить рациональное сочетание методов словесного и наглядного воздействия с практическими методами упражнения.
Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно должно выполняться с изменением деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходит:
-
при усложнении внешних условий; -
при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнении и других эмоций); -
различных сочетаний с другими действиями, и, в том числе, в сочетаниях, требующих отрицательного переноса навыков (при возрастающих физических усилиях).
Группы причин, возникновения ошибок:
1. Связана с излишним закрепощением, возникающим в различных звеньях кинематической цепи.
2. Возникает в результате появления ненужных, лишних движений при переключении внимания на конечные цели двигательного действия или на внешние объекты.
Двигательный навык обладает не только возможностью формирования или разрушения, но и переноса. Разновидности переноса навыка: положительный и отрицательный.
Положительный перенос - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка.
Отрицательный перенос навыка (интерференция) - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего навыка.
При оценке качества выполнения двигательного действия принимаются во внимание:
-
точность решения двигательной задачи по показателям его эффективности, экономичности, биомеханической целесообразности; -
стабильность, то есть по эффективности выполнения и серии попыток выполнения двигательного действия. -
степень обобщенности оценивается по показателям точности и стабильности при различных изменениях отдельных условий двигательной задачи, не меняющих ее сущности; при различных внешних условиях и различных состояниях исполнителя; -
автоматизация двигательного действия оценивается по точности, стабильности и обобщенности при переключении внимания обучаемого на решение сопутствующих задач: умственных - ориентировочных, и двигательных - исполнительских и корректировочных, а также задач, не имеющих прямого отношения к исполнению действия.