Файл: Обучение двигательным действиям.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) сформировать полную развернутую ориентировочную основу действия, осознаваемую во всех основных опорных точ­ках;

2) научиться выполнять двигательное действие, програм­мируя вслух последовательности необходимых операций и кон­троль их качества;

3) сформировать идеомоторный образ изучаемого действия;

4) уточнить действие во всех основных опорных точках, добиться минимального отклонения от описанной техники ис­полнения двигательного действия.

Стадия перехода умения в навык на этом этапе обучения связана с созданием различных частных установок, уточнени­ем ориентировочной основы и программы действия. В этот пе­риод складываются условия для сознательного контроля за счет расширения и детализации информации. Хотя к концу эта­па разучивания двигательного действия умение приобретает черты навыка, тем не менее, еще нуждается в своем закрепле­нии.

Особенности методики обучения заключаются в том, что весь процесс дальнейшего становления строится в соответст­вии с психологическими и физиологическими закономерностя­ми, определяющими усвоение двигательного действия.

Следует начинать выполнение действия целиком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элемен­тах.

Метод расчленения может иметь место в тех случаях, ког­да необходима детализация отдельных фаз или частей дейст­вия.

К концу этапа возможно использование соревновательного метода, в порядке лучшего исполнения двигательного действия.

Основными методами на данном этапе являются практиче­ские, т. к. позволяют изученное двигательное действие выполнять в его основном варианте.

На этом этапе обучения важна организация педагогом кон­троля за овладением техникой двигательного действия. Для этого можно пользоваться уже разработанными критериями и шкалами оценок, применяемыми в современной практике.

При обучении на этом этапе могут также встречаться ошибки. Б. А. Ашмарнн в своем пособии (1979) предлагает их рас­пределять согласно классификации В. В. Белиновича (1958):

1. Ошибки в конкретных двигательных действиях (ошибки общие).

2. Ошибки частные и комплексные.

3. Ошибки автоматизированные и неавтоматизированные.

4. Ошибки существенные и несущественные.

5. Ошибки типичные и нетипичные.

Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, ко­торые их порождают. Среди отмеченных причин по первому этапу
, оставшихся по-прежнему наиболее типичными и для второго этапа, следует добавить и другие:

1. Несовершенство проекта решения задач, в том числе не­соответствие его мышечным ощущениям.

2. Нарушение требований к организации урока, к прежде­временному утомлению.

3. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.

Для того, чтобы не допускать ошибок или устранить их, необходимо:

  1. Добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, фиксировать их внимание на решении этих задач, а не на возможных препятствиях;

  2. Выяснять, правильно ли понимают учащиеся технику выполнения изучаемого двигательного действия;

  3. Предлагать для разучивания доступный учебный материал;

  4. Настаивать на тщательном выполнении учащимися упражнений, вызывать желание не допускать ошибки;

  5. Соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движения и правильным выполнением их;

  6. Не оканчивать занятие после неудачных попыток, чтобы у занимающихся не осталось неправильного представления о действии.

Правила устранения ошибок:

  1. Ошибка должна быть понята учеником.

  2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости.

  3. Следует начинать с исправления наиболее важных ошибок, так как от них зависит появление и второстепенных. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.

  4. Указания учителя должны соответствовать возможностям ученика.

  5. Способы исправления двигательных ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.

2.3. ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель обучения - обеспечить формирование двигательного навыка с последующим переходом его в двигательное умение высшего порядка.

Частные задачи:

1) добиться оптимальной свободы и экономичности в выполнении двигательного действия;

2) овладеть целесообразной быстротой выполнения двигательного действия;

3) расширить диапазон вариантности техники выполнения двигательного действия

4) обеспечить автоматизированное выполнение двигательного действия.

Особенность методики на данном этапе: основные методы формирования и закрепления навыков сочетаются с дополнительными – объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполнения действия.



Среди основных методов физического воспитания используются:

  • методы строго регламентированного упражнения;

  • методы частично регламентированного упражнения.

На этом этапе важно обеспечить рациональное сочетание методов словесного и наглядного воздействия с практическими методами упражнения.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно должно выполняться с изменением деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходит:

  1. при усложнении внешних условий;

  2. при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнении и других эмоций);

  3. различных сочетаний с другими действиями, и, в том числе, в сочетаниях, требующих отрицательного переноса навыков (при возрастающих физических усилиях).

Группы причин, возникновения ошибок:

1. Связана с излишним закрепощением, возникающим в различных звеньях кинематической цепи.

2. Возникает в результате появления ненужных, лишних дви­жений при переключении внимания на конечные цели двига­тельного действия или на внешние объекты.

Двигательный навык обладает не только возможностью формирования или разрушения, но и переноса. Разновидности пе­реноса навыка: положительный и отрицательный.

Положитель­ный перенос - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего навыка.

Отрицательный перенос навыка (интерференция) - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затруд­няет процесс формирования последующего навыка.

При оценке качества выполнения двигательного действия принимаются во внимание:

  • точность решения двигательной задачи по показателям его эффективности, экономичности, биомеханической целесообразности;

  • стабильность, то есть по эффективности выполнения и серии попыток выполнения двигательного действия.

  • степень обобщенности оценивается по показателям точ­ности и стабильности при различных изменениях отдельных условий двигательной задачи, не меняющих ее сущности; при различных внешних условиях и различных состояниях испол­нителя;

  • автоматизация двигательного действия оценива­ется по точности, стабильности и обобщенности при переклю­чении внимания обучаемого на решение сопутствующих задач: умственных - ориентировочных, и двигательных - исполнительских и корректировочных, а также задач, не имеющих прямого отношения к исполнению действия.