Файл: Программа по работе с неуспевающими обучающимися в системе среднего профессионального образования Председатель мк Явушкин П. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.3. Администрация учебного заведения (техникума) составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
7.4. Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
8. Контроль за соблюдением данного Положения
8.1. Ежедневный контроль осуществляет куратор (классный руководитель), преподаватели-предметники, родители.
8.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заведующий учебной частью.
Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента, преподаватели и кураторы (классные руководители) заполняют памятку (Приложение 3).
Для того чтобы работа с неуспевающими студентами приносила положительные результаты, и для сохранения контингента, существует программа контроля проводимой работы.
9. Программа контроля работы со слабоуспевающими студентами
Цель: изучить систему работы преподавателя-предметника со слабоуспевающими студентами на этапе адаптации при переходе от среднего (основного, полного) к профессиональному образованию.
Задачи:
-
изучить информационный банк преподавателя о результатах учебной деятельности студентов, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими студентами; -
ознакомиться с методическим обеспечением заданий для работы со слабоуспевающими студентами; -
оценить теоретическую подготовленность преподавателя по вопросу преодоления неуспеваемости студентов; -
определить уровень взаимодействия преподавателя с куратором (классным руководителем), социально-психологической службой (если имеется), родителями, УВК в решении задач по успешности обучения студентов; -
наметить управленческие решения по регулированию деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами.
Объект контроля: преподаватель-предметник, преподаватель клиницист.
Форма контроля: персональная.
Методы контроля:
-
наблюдение; -
собеседование с преподавателем, студентами, психологом; -
работа с документацией.
10. Программа наблюдения за неуспевающими студентами на занятиях
До занятия следует узнать, где сидят неуспевающие, составить схему их расположения в кабинете и, наблюдая по ходу занятия за действиями неуспевающих, выяснить ответы на вопросы, указанные ниже.
-
Выполнено ли домашнее задание? Каково качество выполнения? Как проверил это преподаватель? -
Каковы восприятие и степень понимания учебного материала? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность? -
Как воспринимается студентами темп ведения урока? -
Удалось ли вы звать интерес к уроку? -
Каково участие в уроке (фронтально, индивидуально, ответы с места, самостоятельная письменная работа) и как эта деятельность оценивается преподавателем? -
Осуществлялась ли индивидуальная помощь слабоуспевающему студенту на занятии (контроль записей, периодические вопросы на понимание и т.п.)? -
Как усвоили учебный материал (на этапе закрепления и в беседе после занятия)? -
Знает ли преподаватель, как слабоуспевающие студенты усвоили материал? Как он это пытался выяснить? -
Какие меры принял преподаватель для подготовки неуспевающих студентов к учебной деятельности, усвоению нового (трудного) учебного материала? -
Педагогический такт по отношению к слабоуспевающим студентам.
11. Программа наблюдения за работой преподавателя на дополнительных занятиях
-
Режим (сколько раз в неделю-месяц, время занятий), количество студентов. -
Программа занятий. Какие темы прорабатываются (все программные, наиболее трудные, с опережением или отставанием от объяснения на занятии)? -
Как ведется объяснение (как на уроке, с изменениями, более доступно)? -
Какое количество заданий, упражнений выполняется? Откуда подбирается материал (из учебника, пособия, сложнее или проще программного материала)? -
Есть ли упражнения на развитие памяти, отработку навыков? -
Каково отношение студентов к занятиям (их интерес, внимание, сосредоточенность, желание выполнять)? -
Как преподаватель выясняет, все ли понято, усвоено из объяснения?
12. Вопросы для беседы с преподавателем о неуспевающих студентах
-
Назвать неуспевающих студентов; -
Дать психолого-педагогическую характеристику каждого; -
Назвать причины неуспеваемости; -
Каковы конкретные пробелы в знаниях и навыках студентов? -
Имеется ли план работы с неуспевающими студентами (в том числе индивидуальный и тематический учет ЗУНов), и как он выполняется? -
Каково положение дел по журналу, технокарте урока, тетрадям студентов? -
Как часто неуспевающих спрашивают на уроке, и как оценивается их учебная деятельность? Если не спрашивают, то почему? -
Какая индивидуальная работа проводится? Влияет ли она на качество знаний и поведение студента? -
Какую форму работы предпочитает преподаватель и почему? -
Как сами студенты относятся к своим успехам и неудачам в учении? -
Возможно ли преодоление неуспеваемости данного студента, и что для этого надо сделать? Если нет, то почему? -
Нуждается ли преподаватель в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Что читал по данной проблеме? В какой литературе нашел ответ на интересующий его вопрос? -
Кто может помочь в преодолении неуспеваемости (куратор (классный руководитель), родители, администрация, общественные организации, социально-психологическая служба)? -
Какая работа проводится во внеаудиторное время? -
Какую работу проводит преподаватель по профилактике неуспеваемости?
Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в учебные заведения.
13. Опыт работы. Методические рекомендации по работе с отстающими студентами
Педагогические технологии, использование Интернет-технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Важнейшая цель учебного процесса является – подготовка самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в современном меняющемся мире. Для достижения этого результата необходима собственная деятельность обучаемого. Индивидуальные усилия по овладению знаниями, навыками и умениями способствуют творческой самореализации, креативному росту.
Сейчас все формы учебного процесса, методы обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов. Реальность сложна и многообразна, в ней модели, схемы, изучаемые в учебниках, не проявляются прямолинейно, а при прочих равных условиях.
Происходящий синтез знаний смежных дисциплин приводит к качественному изменению информации. Важно постоянно отслеживать новые знания, чтобы не отстать от интеллектуального развития и по возможности предложить собственную точку зрения.
Во все годы учебный процесс заключался не только в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, но и во всемерном развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, творческому использованию их на практике.
Важное место в достижении поставленной цели должно отводиться такому методу учебно-познавательной деятельности, как самостоятельная работа, так как ее значимость и удельный вес в учебном процессе должны повышаться.
Актуальность работы с неуспевающими и отстающими студентами объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день.
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности учащихся, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Чтобы преподаватель мог выделить процесс неуспеваемости у студента, eму необходимо знать ряд типологий неуспевающих детей.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов:
- «неуспеваемость»;
- «отставание».
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Целью работы со слабоуспевающими студентами и является данная разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Учеными были установлены типы неуспевающих детей. В основу деления на типы положены два комплекса черт:
1) обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способ деятельности;
2) направленность личности - отношения учащегося к учебному заведению, к учению, его мотивация.
Многолетний опыт работы с неуспевающими детьми позволяет систематизировать её следующим образом:
1) индивидуальная работа на уроке:
- выполнение дидактических заданий по карточкам;
- работа с контурными картами;
- решение кроссвордов;
- составление вопросов к изучаемой на занятии теме (работа с учащимся);
- групповая настольная игра;
2) самостоятельная работа учащихся.
Современное общество требует творческой деятельности, видения новых комбинаций, личностного опыта ценностного отношения к миру, поэтому цели, которые ставим при выполнении заданий самостоятельной работы – развитие таких качеств как гибкость и критичность мышления, активность и креативность, умение анализировать, синтезировать, систематизировать информацию, способность постоянного совершенствования и саморазвития. Содержание, технологии, контроль при выполнении самостоятельной работы задаются с учетом интересов обучаемого. Создается индивидуальная траектория развития студента, зависящая от его психологической, теоретической и практической готовности.
Предлагаемые преподавателем задания заведомо оцениваются только положительно, что позволяет заинтересовать студентов и создать у них высокую мотивацию. Задания могут выполняться как индивидуально, так и небольшими группами (2-3 человека). А именно:
- составление кроссвордов, подготовка сообщений, докладов;
- выпуск стенных газет на заданные темы;
- написание рефератов, тестов, вопросов и карточек по изученным темам;
- создание презентаций на заданные темы;
- другие.
Особо хочется остановиться на использовании ИКТ, Интернет – ресурсов, рассматриваемых как особая сфера коммуникации, позволяющая пользоваться различной информацией.
Современные студенты в подавляющем своем большинстве прекрасно пользуются интернетом, нежели печатными носителями. Поэтому преподаватели должны стараться максимально использовать ИКТ как во время аудиторных занятий, так и для выполнения самостоятельной работы. В условиях быстрого старения информации в рамках традиционного очного обучения современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их умственных способностей.
Уже не только во многих вузах страны, но и в средних профессиональных образовательных учреждениях получила развитие новая форма обучения, а именно: сочетание традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий. Предполагается, что основной формой обучения и контроля для неуспевающих и отстающих студентов будет очная, а дистанционная форма будет выполнять дополнительную функцию и выступит как продолжение очного образования. Средства ИКТ будут применяться в очной и в дистанционной формах обучения. В рамках аудиторного занятия преподаватель может проводить консультации, а при помощи социальных сетей частично контролировать деятельность обучающихся. Промежуточный контроль так же может проходить дистанционно и осуществляться с помощью разнообразных средств Интернета: по электронной почте или с помощью web-форумов.
Значительная доля учебной работы студентов строится на элементах самостоятельности, автономности и даже независимости обучения. Создание такой обучающей среды предоставляет возможность обучаемым для получения знаний и навыков как самостоятельно, так и при участии преподавателя. В конечном счете, очно-дистанционное обучение, как и традиционное очное, направлено на развитие интеллектуальных способностей и психических процессов. Если принять формирование у обучаемых способности к самостоятельной деятельности как важную задачу обучения, получится, что доля педагогического руководства (преподавателя) в движении от курса к курсу будет уменьшаться, а учение будет все больше принимать форму автономной независимой познавательной деятельности, которая уже в большей степени связана с дистанционной формой обучения. А это и есть конечная цель образования - воспитание самостоятельной, творчески мыслящей, социально адаптированной личности.