Файл: Гостиничные цепи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире.

Третья модель – «независимые» гостиничные цепочки (например, «Best Western»). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, не выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны расположения.

Гостиницы – члены цепи – платят взносы в единый фонд, который расходуется на совместную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта. При этом полностью сохранялся их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно и сочетание второй модели с третьей. Пример – цепь гостиниц «Аккор». Это крупнейшая гостиничная цепь в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке под изящными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» – это отели высшего класса. Марки «Алтеа/Меркур» – среднего класса.

Гостиницы, входящие в международные ГЦ, обладают рядом явных преимуществ над несетевыми самостоятельными отелями7:

  • Продвижение и реклама. Рекламная кампания на национальном уровне – в газетах, иллюстрированных журналах, на радио и телевидении – ложится тяжелым бременем на бюджеты независимых гостиниц.

  • Узнаваемость. Узнаваемый гостиничный бренд воспринимается клиентом как гарантия качества. Выбирая между неизвестным и известным брендом, покупатели склонны к выбору известного.

  • Статус объекта. Использование международного бренда дает возможность повысить статус объекта.

  • Безопасность. Иностранные туристы отдают предпочтение гостиницам, находящимся в составе цепи, имеющую известный международный бренд в «небезопасных» странах.

  • Возможность использования услуг глобальных систем бронирования (Amadeus, Galileo, Sabre, Woldspan). Возможность бронирования через различные электронные каналы бронирования, обеспечение простоты поиска, допустимость бронирования без посредников.

  • Финансирование. Группе гостиниц легче получить финансирование, чем индивидуальному владельцу.

  • Централизованная система бухгалтерского учета, строительство и операции с недвижимостью.

  • Организация единого маркетинга. Единый маркетинг для всех объектов гостиничной цепи позволяет значительно сократить затраты на продвижение бренда ввиду того, что отель представлен на сайте оператора, во всех системах бронирования оператора, каталогах и брошюрах.

  • Программы лояльности. Различные преимущества, акции и скидки, предоставляемые постоянным клиентам, мотивируют гостя выбирать именно ту гостиничную цепь, членом программы лояльности которой он является.

  • Уровень сервиса. Единые стандарты обслуживания и унификация систем управления и подготовки кадров в гостиницах, входящих в ГЦ, приводят к более высокому уровню обслуживания, чем в независимых гостиницах.

  • Устойчивость в кризисных ситуациях. Формируется более стабильный спрос со стороны постоянных клиентов, предоставляется возможность управлять загрузкой за счет присутствия в глобальных системах бронирования, также наличие высококвалифицированных специалистов с опытом работы в условиях нестабильной экономической ситуации является конкурентным преимуществом.

  • Более низкий уровень издержек. В сетевых отелях уровень издержек на расходные материалы, инженерное обслуживание, рекламу и маркетинг может быть сокращен за счет большого объема закупок товаров для всех отелей сети и распределения затрат на все гостиницы сети (то есть эффект масштаба – сокращение расходов за счет роста объемов).

  • Снижение рисков инвестора. Наличие международного бренда снижает риски инвестора и является большим преимуществом при продаже объекта и получении банковского кредита.

  • Человеческие ресурсы. Цепь осуществляет централизованную подготовку гостиничных специалистов, что значительно сокращает затраты каждого члена цепи в отдельности.

  • Более высокая производительность труда. Производительность труда в сетевых гостиницах приблизительно на 50% выше, чем в обособленных.

  • Более высокий доход и загрузку. Статистические исследования показывают, что сетевые отели имеют на 60% больше средний доход и на 8% больше наполняемость, чем самостоятельные гостиницы.


Таким образом, объединение отелей в ГЦ имеет ряд конкурентных преимуществ на рынке гостиничных услуг.
3. Гостиничные цепи на российском рынке
Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге – 203 номера на 375 мест каждая. За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду. В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66% и в сельской местности – 34%. По форме собственности 60% гостиниц, расположенных в городской местности, – это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев. Общее распределение гостиниц по формам собственности в 1997 г.

Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39%, при этом в гостиницах Москвы – 64%. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа – 61%, Северная Америка – 65%, Азия и Австралия – 70%. С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.

До 1995 г. в России не существовало единой системы классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Московское городское объединение гостиниц определяло категорию отеля по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Попытка ввести единую систему классификации размещения была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими. Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.



Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь – цепь гостиниц «Интурист». В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании «Marco Polo Hotels and Resorts» (Австрия).

Тем не менее, развитие гостиничных цепей в России находится на начальном этапе, что находит отражение в их небольшом охвате российского гостиничного рынка и слабом присутствии международных гостиничных цепей в целом по стране. К основным российским гостиничным управляющим компаниям можно отнести ООО «Гостиничные идеи», ООО «Ростов-Отель», ООО «АТЕЛИКА», ОАО ВАО «Интурист», ООО «Экватор», ООО «Аккорд менеджмент групп», В&В Rinaldi8. Очевидно, что уровня развития и количества этих компаний недостаточно для полного охвата ими всей территории нашей страны.

Проблемами формирования гостиничных цепей на рынке туристских услуг в России являются следующие:

  • внутрифирменные проблемы управления гостиничными цепями. У российских гостиничных предприятий существуют проблемы создания стратегий на долгосрочную перспективу, что, главным образом, связано с проблемами развития бизнеса в России в целом. На низком уровне остается управление трудовыми ресурсами. По результатам анализа кадрового потенциала гостиничных предприятий только 10-15% персонала имеет высшее или среднее специальное туристическое образование. Значительная часть персонала имеет краткосрочную образовательную подготовку на платных семинарах или курсах9. Проблема профессиональной подготовки не обходит стороной, в частности, и квалификацию руководителей структурных подразделений гостиниц10. Наиболее проблемными областями знаний и навыков в профессиональной подготовке персонала в большинстве региональных гостиниц являются иностранный язык, психология, этика общения и т.п. Росту спроса на гостиничные услуги препятствует и отсутствие разработанных стандартов обслуживания. Международным требованиям отвечают стандарты качества по уровню комфорта бизнес-класса преимущественно гостиницы Москвы и региональных центров (Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Красноярска, Екатеринбурга, Сочи, Архангельска, Самары, Тольятти, Иркутска, Новосибирска, Владивостока). При этом уровень развития инфраструктуры гостиниц заметно отстает от уровня гостиниц Восточной Европы11. Кроме того, можно отметить такие внутрифирменные проблемы управления, как недостаточное развитие маркетинга и отсутствия опыта корпоративного управления на рынке сферы гостеприимства12;

  • существование условий, препятствующих развитию международных цепей в России (неуверенность международных гостиничных операторов в стремлении российских гостиничных предприятий к повышению конкурентоспособности, неспособность большинства российских гостиничных предприятий выполнять рекомендации международных гостиничных операторов (по заключению договоров с определенными поставщиками оборудования, дизайнерами и т.д.)13, сложности иностранных инвесторов при оформлении сделок (выкуп земли, особенности наличного и безналичного расчета и т.п.)14, различие в принципах интеграции российских и зарубежных гостиничных цепей (для российских – владение недвижимостью, для зарубежных – соблюдение стандартов и безопасности)15). Последнее условие обуславливает различие в применяемых технологиях управления гостиничными цепями и ограничивает взаимодействие российских и зарубежных предпринимателей;

  • общий низкий уровень развития гостиничных цепей в России (небольшой номерной фонд и неразвитые стандартов управления отечественных гостиничных операторов, низкий уровень строительства гостиниц международными гостиничными цепями, низкая инвестиционная привлекательность сферы гостеприимства, отсутствие четкой законодательной регламентации организационно-правовых основ развития конкурентной среды на рынке сферы гостеприимства).


Необходимость деятельности гостиничных цепей на рынке туристских услуг требует разрешения существующих проблем формирования гостиничных цепей в России и определения направлений, по которым эти проблемы возможно решить. Здесь необходимо уделить внимание международному опыту формирования гостиничных цепей и прогнозам дальнейшего их развития.

Первые гостиничные цепи появились в США в 1930-х гг. Массовое развитие международный гостиничный бизнес приобретает в 1990-х гг. с появлением «бутик-отелей», отличающихся эксклюзивным дизайном и стилем обслуживанием. Всемирную известность приобрели гостиницы «Холидей Инн», «Хаятт», «Хилтон» и «Мериотт».

Развитию гостиничных цепей способствовали: прорыв в области информационных технологий; появление всемирных СМИ, таких, как CNN и NBC, освещающих проблемы гостиничного бизнеса; развитие и внедрение систем Интернет-бронирования, активно используемых потребителями гостиничных услуг самостоятельно; усиление интеграции отдельных бизнес-структур с известными гостиничными брендами, маркетинговыми и другими ассоциациями16; развитие ресурсосберегающих технологий; развитие рынков капиталов, быстро адаптирующихся к изменяющимся экономическим условиям; введение в мировую экономическую практику понятий «глобальный рынок» и «торговая марка»17.

Что касается прогнозов, то ряд отечественных исследователей согласны с точкой зрения А. Тынеля, предполагающего дальнейшую активизацию глобальных явлений и процессов в сфере гостеприимства применительно к юридическому статусу гостиниц, к снижению ценам на гостиничные услуги и отраслевой сегментации18.

По мнению С.Е. Мачалкин, перспективными направлениями в области государственной политики по формированию и развитию гостиничных цепей на рынке туристских услуг в соответствии с текущими экономическими тенденциями и ожиданиями исследователей являются следующие:

  • обеспечение выполнения государственных заказов при строительстве объектов инфраструктуры в сфере туризма на основе разработки принципов создания современной туристической инфраструктуры, анализа методов увеличения инвестиционной привлекательности проектов строительства и модернизации современной сети;

  • обеспечение благоприятной среды для формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг (создание условий для развития информационных систем управления, позволяющих повысить прозрачность гостиничного бизнеса, развития СМИ, осуществляющих рекламу гостиничных услуг и освещение проблем развития гостиничного бизнеса, развития рынка капиталов; законодательное повышение требований к достоверности информации франчайзера);

  • стимулирование использования предпринимателями в управлении гостиничными предприятиями комплексных подходов, в основе которых качество, эффективный менеджмент и уникальность гостиничного продукта, стандартных бизнес-процессов, современных технологий качества услуг, принципов управления гостиничным хозяйством, стратегии формирования и развития гостиничных цепей, актуальных концепций построения комплексных систем управления19.


Использование государственными органами власти предложенных нами направлений позволит повысить активность и эффективность государственной политики в области формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что гостиничная цепь представляет собой группу отелей, а очень часто и брендов, имеющих общее руководство и концепции продвижения продукта.

Современные гостиничные цепи могут включать в себя гостиницы одной или нескольких стран, то есть быть национальными или международными. Большинство крупнейших гостиничных цепей имеют штаб-квартиры в США, хотя растет роль и других стран в управлении гостиничным бизнесом.

Каждая гостиничная цепь может иметь собственную классификацию, основанную на назначении, местоположении отеля (курортный, бизнес-отель, городской). В одну и ту же гостиничную цепь могут входить отели разных категорий.

В настоящее время для РФ характерно стремительное развитие как зарубежных, так и российских ГЦ, которые стали важным сегментом гостиничной индустрии, и экономики в целом.

Появление ГЦ ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии гостиничного предложения, как на национальном, так и на зарубежном рынках.

ГЦ расширяют свое присутствие двумя основными способами: заключая договора франчайзинга и контракты на управление.

Отечественный рынок гостиничных услуг развивается в русле общемировых тенденций. Международные ГЦ расширяют свое присутствие в гостиничной индустрии России.

Россия является одной из самых перспективных стран для развития гостиничного бизнеса и привлечения капитала иностранных гостиничных компаний.

Расширение ГЦ на территории России – как отечественных, так и зарубежных – получило свое активное развитие в связи с проведением крупнейших событий.

Национальные ГЦ активно развиваются, заявив о своем присутствии как на российском, так и на международном рынках. Однако они все еще уступают зарубежным сетям по ряду параметров.

Существуют факторы, ограничивающие деятельность как зарубежных, так и национальных гостиничных операторов, которые необходимо устранять для дальнейшего активного развития гостиничного рынка РФ.

Несмотря на то, что гостиничный бизнес РФ обладает очень большим потенциалом развития, на данный момент многие города до сих пор испытывают недостаток средств размещения, поэтому в ближайшей перспективе необходимо продолжать курс на наращивание отельной базы сетевых отелей с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории.