Файл: Биография При жизни Каюм Насыри так и не получил признания от своего народа и до конца дней носил клеймо предателя и отступника. После смерти труды этнографа были признаны значимым вкладом в развитие татарской культуры, языка и письменности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каюм Насыри
Биография
При жизни Каюм Насыри так и не получил признания от своего народа и до конца дней носил клеймо предателя и отступника. После смерти труды этнографа были признаны значимым вкладом в развитие татарской культуры, языка и письменности.
Детство и юность
Каюм Насыри появился на свет 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы, где и прошло его детство. Как и другие мужчины в семье, Каюм получил хорошее образование. Первым учителем мальчика стал отец, затем он продолжил учебу в казанском медресе. Там будущий просветитель изучал персидский, арабский и турецкий языки, проявляя отдельный интерес к русскому. Позже молодой человек стал вольным слушателем в Казанском университете, что помогло ему обогатить знания.
Личная жизнь
Сведения о личной жизни ученого различаются. Некоторые источники утверждают, что из-за скверного характера у татарского этнографа не было семьи, и он предпочитал одиночество. Другие пишут, что супруга философа умерла при родах, и после этого он больше не женился, посвящая время воспитанию племянников.
Наука и творчество
Первым местом работы мыслителя стало духовное училище в Казани. Позже педагогический опыт позволил Насыри стать преподавателем в духовной семинарии. Но такой поступок не получил одобрения от большинства татар, как и увлечение русской культурой. Поэтому его часто называли Урыс Каюм, что значит «русский Каюм», и считали предателем.
В этот период философ продолжал совершенствовать знания. Он много читал, отдавая предпочтение восточным рукописям и трудам европейских ученых, и уже в те годы биографии начал работу над собственными произведениями.
В 1871 году Насыри покинул семинарию, чтобы открыть собственную русско-татарскую школу. Такая возможность появилась у просветителя благодаря реформам в системе образования. Но на деле все оказалось не так радужно, как казалось Каюму, и многие из его идей не поощрялись. Педагогу приходилось содержать заведение на собственные деньги, но даже при таком раскладе оно закрылось через 5 лет из-за разногласий с инспектором.
После этого философ решил посвятить себя научной деятельности. Он написал несколько работ, которые считаются неоценимым вкладом в педагогику. Ученый создал «Книгу о воспитании», где содержатся наставления для родителей и педагогов.
Насыри многое сделал для развития татарского языка и его сближения с русским, поскольку считал двуязычие ключом к расцвету культуры своего народа. Он был автором трудов по грамматике, фонетике, истории, физике, анатомии, гигиене, математике и даже кулинарии. Просветитель составлял словари и стремился обогатить лексикон татар новыми терминами. Важным творением в этой области является книга «Плоды собеседований».
Кроме того, мыслитель занимался этнографией и был талантливым фольклористом. Он собрал большую коллекцию сказок, стихов, поговорок, обычаев и обрядов, которые составляют основу культуры татарского народа. Популярностью пользовалась повесть «Абугалисина», работу над которой Каюм закончил в 1872 году. Его заслуги были признаны Обществом этнографии, членом которого ученый являлся.
Не менее читаемым стал календарь, который содержал не только даты, но и познавательную информацию, из-за чего позже был назван энциклопедическим.
Другим направлением работы Насыри было литературное творчество. Он писал повести и поучительные рассказы, которые были полезны для взрослых и детей. Свои работы мыслитель старался создавать на языке, близком татарскому народу.
Смерть
Философ умер 20 августа 1902 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. На закате жизни Каюма Насыри мучил паралич, с которым он упорно боролся, разрабатывая для себя системы упражнений. Могила ученого расположена на кладбище Новотатарской слободы.
До конца дней мыслитель жил в доме своего родственника, в котором занимал две комнаты. По воспоминаниям современников, у Насыри была большая библиотека, все стены украшали полки с книгами. В 2002 году в строении был открыт музей, среди экспонатов доступны рукописи писателя и фото представителей его рода.