Файл: Исследовательская работа по физической культуре Здоровый образ жизни и здоровье человека Выполнили обучающиеся 8 класса Захарова Валерия, Борисенко Софья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.
Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.
Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы
2. Тестирование шестиклассников на предмет здорового образа жизни.
Чтобы определить, насколько шестиклассники знают, что такое здоровый образ жизни, было предложено ответить на вопросы теста по проблеме «Здорового образа жизни» и определить, кто же действительно ведёт здоровый образ жизни, у кого есть проблемы и над чем надо задуматься.
Итак, тестирование было проведено, среди 35 шестиклассников: результаты неутешительны.
На вопрос,1 - занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма -да, занимаюсь ответило 10 человек, нет – 21 человек, не считаю нужным ответило 4 человека.
На вопрос,2- влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья -да ответило 22 человека, нет 11, затрудняюсь ответить -1 человек.
На вопрос 3 - на сколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом-
постоянно ответили 17 человек,
от случая к случаю 13 человек и не занимаюсь ответили 5 человек.
На вопрос,4 - что такое здоровый образ жизни – 2 человека ответили, что это отказ от вредных привычек, 2 человека – оптимальный двигательный режим, 2 человека- закаливание, 1 человек- положительные эмоции, 1 человек – безопасное поведение, 23человека – ответили, что это всё выше перечисленное, и не знают, что входит в понятие здорового образа жизни- 4 человека.
ЗОЖ по мнению шестиклассников (общая диаграмма 35 участвующих в тестировании)
Таблица 2
Анализ данной анкеты показал что:
-
Из 35 обучающихся спортом занимаются 17 человек -
Занимаются закаливанием из 35 человек 10 -
Знают, что такое ЗОЖ 23 человека из 35 опрошенных
Подтвердилась основная гипотеза исследования: не все ведут здоровый образ жизни, так как не в полной мере знают ответ на этот вопрос. Из 35 опрошенных (респондентов) соблюдают правила здорового образа жизни 23 человека и они же владеют знаниями по этому вопросу . 12 человек здоровый образ жизни не ведут вовсе или соблюдают его правила частично.
3. Рекомендации по формированию здорового образа жизни.
-
Первое и главное - просвещайтесь, читайте книги, статьи, смотрите телепередачи, где пропагандируйте здоровый образ жизни. Затем следует переключить себя на полезные увлечения, чтобы, избавляясь от дурных привычек, быть постоянно занятым интересным делом. Одновременно надо исключить всякое провоцирование дурных привычек. Наконец, надо устранить причины, которые рождают неудовлетворенность жизнью.
-
Вместо того, чтобы часами просиживать у телевизора, питаться гамбургерами и плакаться о своей хронической невезучести, лучше влюбиться. А если нет рядом такого человека, то влюбиться в здоровую жизнь, в работу, спорт, книги, танцы и др. -
Живите радостно и увлеченно, тогда все негативное, а также болезни покинут вас. Смех – здоровье души. Умение посмотреть на себя со стороны и с определенной долей иронии отнестись к своим неудачам спасает от невроза. Однако эта способность не врожденная, она воспитывается. Чрезмерная серьезность во всех делах вредит, подозрительность представляет нас против всего мира, сварливость и желчность провоцирует окружающих против нас, заносчивость образует вокруг нас пустоту. Шутка, умение с юмором встречать неприятности, улыбка привлекают к нам хороших людей и являются основой искусства отношений. -
Учитесь радоваться жизни– хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в работе. Учитесь каждый день считать себя счастливым. В сущности, так мало надо для счастья – здоровье близких, интересная учёба или работа, хорошие друзья и мирное небо над головой. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит и здоровье.
Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет.
Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и диетологов, следующие:
-
Занимайся только приятной тебе работой; -
Всегда имей собственную точку зрения; -
Придерживайся правил рационального питания; -
Откажись от вредных привычек; -
Спи при температуре 17-18ºС; -
Относись ко всему с любовью и нежностью; -
Занимайся активным умственным трудом; -
Периодически употребляй сладости; -
Почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку; -
Занимайся физическим трудом.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А причина для радости всегда найдется. Помните! Здоровье – это праздник, который всегда с тобой!
Заключение
Говоря о здоровье человека, неотъемлемая часть его сохранения зависит от самих людей, начиная ещё с детского возраста. Поэтому важно научиться бережно относиться к своему здоровью, формировать здоровый образ жизни. Ведь человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. А здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.
С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня , выполнять правила личной гигиены, правильно питаться, отрицательно относиться к вредным привычкам - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми. Поэтому, данная исследовательская работа, на наш взгляд, поможет многим взглянуть на суть поставленной в работе проблемы, сделать для себя выводы, работать над собой, любить жизнь, а для этого необходимо крепкое здоровье!
Хочется, чтобы в будущем подрастающее поколение продолжало заботиться о своём здоровье.
В настоящее время становится модным не только быть хорошо образованным, умным, но и модным становится быть здоровым.
Поэтому, мы - молодёжь, мы - за здоровый образ жизни!
Литература.
1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе./ А.А.Александров, В.Ю.Александрова, – МЕДИА СФЕРА, 1996.,- 96с.
2. Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия./ Ю.С. Осипов, – М.научное издательство, 2008г. – 300 с.
3. Профилактика алкоголизма, табакококурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под ред. Л.И. Кудря, С.А. Горячковой. - Архангельск, 2004. – 70 с.
4. Регулян В.Ф. Путь к силе, красоте и грации / В.Ф. Регулян, - Душанбе: Ирфон, 1990.- 400с.
5. vashezdorovei.ru
6. www.bobruisk.by
Приложение 1
АНКЕТА «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
1. Интересно ли Вы живете?
-Да
-Нет
-Посредственно
- Другое………………………………
2. Ваши увлечения в свободное от учебы время?
-Спорт
-Литература
-Музыка
-Техника
-Компьютер
-Другое………………………….
3. Влияют ли положительные эмоции на укрепление Вашего здоровья?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить
4. На сколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
-Постоянно
-От случая к случаю
-Не занимаюсь
5. Влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить
6. Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?
-Да, занимаюсь
-Нет
-Не считаю нужным
7. Где и как Вы занимаетесь закаливанием?
-Дома
-В школе
-В турпоходах
-Другое ……………………………
8. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
-Очень важно
-Скорее важно
-Совсем не важно
9. Знаете ли Вы, как влияет курение и алкоголь на состояние здоровья?
-Вредно для здоровья
-Полезно для здоровья
-Затрудняюсь ответить
10. Вредно ли курение для окружающих некурящих – «пассивное курение»
-Вредно
-Не вредно
-Затрудняюсь ответить
11. По Вашему мнению, является ли составной частью здорового образа жизни рациональное питание?
-Да
-Нет
-Не знаю
12. Согласны ли Вы, что рациональное питание – это:
- равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии
- удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ
- соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)
13. По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?
- Отказ от вредных привычек
- Личная гигиена
- Оптимальный двигательный режим
- Рациональное питание
- Закаливание
- Положительные эмоции
- Занятия физической культурой
и спортом
-Владение навыками безопасного
поведения
- Всё выше перечисленное
14. Какой образ жизни, на Ваш взгляд, является привлекательным, престижным?
___________________________________
15. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов ЗОЖа?
-считаю, что это необходимо
-считаю, что это важно, но не главное в жизни
-это проблема меня не волнует
16. Соблюдаете ли Вы правила здорового образа жизни? Да- Нет-
Приложение 2
Режим учащегося во вторую смену
-
Подъем, гигиенические процедуры, зарядка, уборка постели — 7:00 – 7:30; -
Завтрак 7:30-7:45; -
Прогулка на свежем воздухе 8:00-8:30; -
Подготовка к урокам 8:30 – 10:30; -
Второй завтрак — 10:45; -
Свободное время и прогулка – 11:20 – 13:00; -
Обед 13:00 – 13:30; -
Дорога в школу -13.40-14.00; -
Уроки в школе 14:10-19.15; -
Дорога домой 19.20- 19.50; -
Ужин – 20.00; -
Свободное время до 21.00; -
Подготовка ко сну и сон -21.00-21.30;
Приложение 3
Правильный режим дня младшего школьника
-
Подъем в 7:00 – является наиболее благоприятным временем для пробуждения; -
Зарядка и гигиенические процедуры — 7:15 -
Завтрак 7.15-7.30 -
Пребывание в школе 8:00 – 13.15. -
Прогулка на свежем воздухе, дорога домой 13.20-13.50 -
Обед 14:00-14:30; -
Дневной сон 14:30-15:30. Рекомендуемое время дневного сна составляет час-полтора. Педиатры во всем мире настаивают на том, что сон для первоклашки должен быть обязательным пунктом в режиме дня; -
Игры на свежем воздухе 15:30-16:30. В течение дня ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов; -
Полдник 16:30-17:00; -
Самостоятельные занятия 17:00-18:00. После этого можно также отправиться на улицу с малышом или посетить секцию, которая ему нравится; -
Ужин 19:00-19:30; -
Домашние обязанности 19:30-20:00. Первоклассник уже прекрасно должен справляться со своими обязанностями. Он может прибрать в комнате, убрать игрушки и обеспечить уход за домашним любимцем; -
Вечерняя прогулка 20:00-20:30. Перед сном очень полезно совершить вечернюю прогулку в спокойном ритме; -
Гигиенические процедуры 20:30-21:00; -
Ночной отдых с 21:00.
Данный режим позволяет выдержать рекомендованный интервал между приемами пищи. При этом продолжительность сна составит от 10 часов, что очень важно для младшего школьника.