Файл: Отчет о производственной практике научноисследовательская работа бурлакова екатерина сергеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Концепция развития географического образования в Российской Федерации обращает свое внимание на формирование практических навыков использования географической информации; высокую мотивацию к изучению географии; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; требует расширения деятельностного потенциала,  направленного на понимание обучающимися новых источников географической информации.

2. На уроках географии и во внеурочной работе наблюдается существенное преобладание способов,  основанных на традиционной методике. В практике работы школы сохраняется формальный подход к учёту логики и структуры деятельности обучающихся. Процесс обучения географии должен быть ориентирован на современную модель учения, основанный на расширение содержания и изменении профиля предметной деятельности обучающихся. Модель служит средством качественного обновления методики.

3. Предметная деятельность обучающихся в школьной географии– это совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяющих обеспечить единство предметной и личностной динамики развития обучающихся, динамический процесс овладения ими предметно-географическими умениями, проявляющийся  в полноте состава, осознанности применения, самостоятельности, обобщенности.

4. Состав компонентов структурно-динамической модели развития предметной деятельности обучающихся обусловлен логикой и структурой процесса обучения географии, а также содержанием предметной деятельности школьников. В ней мы выделяем пять компонентов – блоков:

1)целевой блок;

2)теоретико-методологический блок;

3)содержательный блок;

4) процессуальный блок;

5) оценочно-результативный блок.
ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ.

Николина В.В.

Текстуальный конспект.

В условиях современных трансформационных изменений в обществе,  осуществляются многообразные кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в географическом образовании. 

Частью современного мира является его цифровизация. Новые для современного мира явления электронной цифровой «сверхсвязанности мира». Сложность современного этапа развития общества обусловлена переходностью времени и культуры, нелинейным характером образовательного процесса, многозадачностью.


В современном мире «география выступает в качестве самостоятельной области научной,  практической и образовательной деятельности, обладающей исторически сложившейся системой ценностей, оказывающей влияние на социокультурную обусловленность современного развития российского общества в целом и систему образования в частности». Новые для мира явления электронной сверхсвязанности ставит перед нами вопросы совершенно нового типа и масштаба. Географическое образование предназначено для формирования географической культуры обучающихся, позволяющей совершенствовать свою географическую культуру в новых условиях. Школьная география поддерживает живой интерес обучающихся к природе,  обществу, к себе, как живущему в географическом пространстве, ставит проблему ценностей и выбора стратегий цивилизованного развития общества,  инновационного развития России. 

Глобальные вызовы человечеству требуют ответа, путем их отражения в содержании географического образования, образовательных технологиях.

 Географическое образование в современных условиях:

1) раскрывает современный контекст географической науки;

2) с учетом психолого-педагогических идей раскрывает методический конструкт содержания географического образования и его тенденции;

3)опирается на личностный опыт учащихся в понимании, оценивании, преобразовании,  многоуровневого географического пространства и возможностей применения этого опыта в обыденной жизни;

4) ориентирован на метазнание, обеспечивающее интеграцию географического образования в мировое образование.

  Главным, определяющим содержанием географического образования становится придание его развитию ценностно-гуманистического измерения путем включения в содержание гуманистических ориентиров и ценностей. Гуманистический характер содержания географического образования наделяет географическое пространство смыслами действительности, а человека как субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества в этом пространстве.

Реализация аксиологического (ценностного) подхода призвана обеспечить овладение обучающихся системой ценностей. Субъектно-значимое значение захватывает школьника, способствуя формированию у него географической культуры, на основе образующихся у него «точек роста и удивления», требующих напряженного размышления, интеллектуальной сосредоточенности, интереса, эмоциональности. 



Гуманно-ценностный контекст обеспечивает стратегию выживания, устойчивости безпасности мира и новых форм географических социокультурных практик. 

Акцент в содержании географического образования должен быть смещен на организацию практического действия, в котором актуализируется его смысл, который входит в жизненный мир учеников. Проектная исследовательская установка в географическом образовании способствует работе над проблемами, когда их решение создает интенсивную духовно нравственную жизнь школьников.
ИДЕИ ГЛОБАЛИЗМА И ФУТУРИЗМА КАК КОНЦЕПТЫ

ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Синицын И.С., Купцов С.Е.

Свободный конспект.

В концепцию развития географического образования авторы-разработчики хотят вернуть былой престиж предмета и мотивировать учащихся на его изучение. Но они оставили без внимания вопрос именно с содержательным обновлением географического образования. В современном мире обновления в географическом образовании должны быть направлены на идеи глобализма и футуризма.

Глобализм – это этап развития человеческой цивилизации и возникающие в ходе данного развития проблемы, одинаково актуальные для всего человечества.

Глобальные проблемы человечества проявляются во всем мире и во всех сферах деятельности. Признаки глобальных проблем: 1)  затрагивают интересы всего человечества; 2) носят всемирный характер; 3)  определяют развитие человечества в масштабах всей планеты; 4) создают угрозу для существования человечества; 5) решение возможно только силами всего человечества.

 Классификация глобальных проблем Ю.Н. Гладкого:

- «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера;

- природно-экономического характера;

- социального характера;

- смешанного характера;

- научного характера;

- социально-психологического свойства.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования представлена в учебниках по географии 10-11 классов по теме «Глобальные проблемы человечества», и отведено на ее изучение 3-4 часа.

Большинство учителей отмечают важность данной темы, но организуют изучение по остаточному принципу. Учителя географии предлагают учащимся подготовку докладов о конкретных проблемах и презентационного материала.


Проблемы, ограничивающие изучение глобальных проблем: ограниченность времени, недостаточность дидактических материалов и учебных пособий, отсутствие методической литературы.

Затруднения в изучении глобальных проблем человечества определяют необходимость пересмотра подхода к их изучению. Необходима коренная перестройка традиционного для старшей школы курса экономической и социальной географии мира. При этом, изучение глобальных проблем человечества не исключает элементов традиционного подхода к изучению экономической и социальной географии. 

При рассмотрение каждой глобальной проблемы нужно учесть следующие критерии:

- обозначение проблемы, остроты её проявления в целом в мире, общей сущности;

-  опорные знания;

- причинность и пространственность проблемы;

- сценарии развития и пути решения.

Футуризм применяется к рассматриваемой проблеме, как поиск новых ценностей, стратегий деятельности и возможных сценариев развития будущего. Рассмотрение каждой глобальной проблемы должно рассматривать разные сценарии ее развития (позитивного и негативного) и, как следствие, всего человечества. 

Таким образом, обновление содержания географического образования с позиций глобализма и футуризма должно обеспечить решение ряда важным задач:

- формирование положительной мотивации к освоению содержания о глобальных проблемах человечества;

- формирование системы знаний глобальных проблемах человечества и практических умений осуществлять их решение на локальном уровне;

- формирование способности и готовности к самоанализу и самооценке собственной деятельности в условиях глобализации и необходимости обеспечения устойчивого развития;

-  взаимодействие между человеком и природой, отдельными странами,  различными этносами, расами, политическими группами, религиозными конфессиями как потенциальными носителями противоречий и проблем; 

- формирование у участников образовательного процесса критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации на основе включения различных педагогических технологий в учебный процесс; 

- практическая направленность географического образования, реализующаяся через формирование критического мышления, навыков высказывания собственных оценочных суждений, умения прогнозировать, навыков разрешения имеющихся противоречий. 


Задание №2.

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Беловолова Е.А.

Аннотация.

В данной статье рассматривается Концепция развития географического образования в Российской Федерации. Этапность ее внедрения, так же необходимость внедрения современной структурно-динамической модели учения на уроках географии, которая формирует принцип связи теории с практикой; принцип открытости; принцип усиления практической направленности обучения географии; принцип актуализации методологической направленности содержания географического образования; принцип усиления в содержании географического образования деятельностного компонента;   принцип последовательности; принцип преемственности, принцип личностной направленности.  
ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ.

Николина В.В.

Аннотация.

В данной статье рассказывается, как в современных условиях происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в географическом образовании, роль цифровизации. Так же в статье указывается предназначение Географического образования, позволяющего совершенствовать свою географическую культуру в новых условиях и смещение на организацию практического действия.
ИДЕИ ГЛОБАЛИЗМА И ФУТУРИЗМА КАК КОНЦЕПТЫ

ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Синицын И.С., Купцов С.Е.

Аннотация.

Авторы данной статьи показывают, что тема глобальных проблем человечества малоизучена, связь Географического образования и этой темы, затруднения в изучении глобальных проблем человечества, возможные сценарии развития будущего и пути решения.