Файл: Прогноз социальноэкономического развития города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во всех сегментах основным источником финансирования являются привлеченные средства (кредиты, средства ДДУ, бюджетные средства).

Общий объем инвестиций в IT отрасль вырос за период с 2017 по 2020 год более, чем в 2 раза. Рост в сегменте телекоммуникаций - в 1,8 раза, разработке ПО - в 2,9 раза, информационных технологиях (web, хранение информации, обработка данных) - в 2,8 раза. Основным источником финансирования в 2020 году являлись собственные средства (84,7%), доля бюджетных средств в общем объеме привлеченных средств составила 54,0 %.

Сектор транспортировки и хранения занимает в Москве лидирующее место по объему инвестиций в основной капитал. На долю отрасли приходится 23,1 % от суммарного объема инвестиционных вложений. В 2020 году наиболее значимо увеличился объем вложений в логистику и складское хозяйство (на фоне возросшего спроса со стороны онлайн ретейлеров). Привлеченные средства в 2020 году составляли 57,5 %, доля бюджетных средств в общем объеме привлеченных средств составляла около 90 %.

С начала 2021 года в городе Москве сохраняется высокая инвестиционная активность. В 1-ом полугодии 2021 года инвестиции в основной капитал выросли на 20,9 % к соответствующему периоду 2020 года (в сопоставимых ценах) и составили 1,4 трлн рублей (17,8 % от общероссийского объема инвестиций).

Основной объем инвестиций приходится на инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, здания и сооружения.

В отраслевой структуре наибольшую долю занимают инвестиции в транспортировке и хранении, ИТ и связи, профессиональной, научной и технической деятельности.

По итогам 2021 года рост инвестиций в основной капитал оценивается
в 4,8 %. В среднесрочной перспективе прогнозируется устойчивый рост инвестиционной активности в городской экономике, с ежегодными темпами роста 4,7-5,4 % по базовому варианту прогноза и 3,6-4,1 % по консервативному.

Основным драйвером инвестиций в Москве является Адресная инвестиционная программа (далее – АИП).

Приоритетными направлениями для бюджетного инвестирования
и государственно-частного партнерства будут являться развитие транспортной
и социальной инфраструктуры города Москвы, реализация Программы реновации, повышение комфортности общественных пространств и в целом городской среды.

Активная инвестиционная политика города направлена как на решение текущих и перспективных задач развития города, так и на стимулирование общей деловой и инвестиционной активности, формирование положительных инвестиционных и потребительских ожиданий. Дополнительные стимулы для роста инвестиций также будут создавать мероприятия по улучшению делового климата и развитию конкуренции, снижению административных барьеров и цифровизации госуслуг, а также расширение мер налоговой и финансовой поддержки инвесторов и действующего бизнеса в реальном секторе экономики.


Ключевым приоритетом АИП является развитие транспортной инфраструктуры Москвы.

Основными приоритетами в развитии транспортной инфраструктуры в ближайшей перспективе являются:

- развитие московского метрополитена: строительство Коммунарской линии, завершение работ по строительству Большой кольцевой линии, продление Сокольнической, Люблинско-Дмитровской и Калининско-Солнцевской линий, проектирование и строительство Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий;

- строительство московских центральных диаметров, в том числе реконструкция существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области и организация на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов с более тесной интеграцией с транспортной системой города;

- реконструкция существующих и строительство новых участков автомобильных дорог с целью снижения нагрузки на основные действующие магистрали и повышения связанности отдельных районов Москвы (в том числе
на принципах государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения – строительство Северного дублера Кутузовского проспекта).

В ближайшей перспективе планируется продолжить строительство Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хордовых магистралей, Южной рокады и развитие улично-дорожной сети на территории Новой Москвы.

Показатели АИП 2021-2024 года сформированы в соответствии с проектом постановления Правительства Москвы «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы».

На реализацию АИП в 2021 году планируется направить 738 млрд рублей.

Приоритетным направлением АИП остается реализация государственных программ по развитию социальной сферы, на нужды которой в 2021 году выделяются 158,5 млрд рублей.

Финансовое обеспечение АИП на 2022-2024 гг. составляет 2,2 трлн рублей, из них: в 2022 году – 727 млрд рублей, в 2023 году – 712 млрд рублей, в 2024 году – 739 млрд рублей.

В рамках регионального проекта «Жилье», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» в городе Москве суммарный объем ввода жилой площади в 2021–2024 гг. за счет всех источников составит 18,501 млн кв. м.

Прогнозные значения ввода жилья за счет всех источников в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Жилище» (далее – ГП «Жилище») на период 2021–2023 гг. запланированы в тех же объемах.



В рамках ГП «Жилище» в Москве реализуется масштабная Программа реновации жилищного фонда в городе Москве (далее – Программа реновации), которая позволит обновить жилищный фонд города в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, создать комфортные условия для проживания жителей и общественные пространства.

Программа реновации принята на срок до 2032 года, в нее вошли 5 176 домов, подлежащих переселению площадью около 16,4 млн кв. м. Таким образом, в программе участвуют более 350 тысяч квартир, в которых проживают около миллиона москвичей. Общий объем нового строительства составит более 40 млн кв. м.

В рамках реализации Программы реновации также возведут объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, поликлиники и места досуга, уделят внимание развитию транспортной сети. Москвичи, участники Программы реновации, получают равнозначные квартиры с большей площадью мест общего пользования, с улучшенной отделкой и благоустроенной придомовой территорией, кроме того, им предоставляется возможность увеличить жилую площадь за доплату.

Все новые дома будут комфортны для маломобильных групп населения, а новые инженерные коммуникации в квартирах смогут обеспечить более рациональное и эффективное энергопотребление, снизятся коммунальные расходы.

С начала реализации Программы реновации по состоянию на 01.09.2021 года введено в эксплуатацию 1,8 млн кв. метров жилья, процессом отселения охвачено 308 домов, из которых 59 уже снесены.

Благодаря активной инвестиционной политике и масштабной программе развития инфраструктуры города минимизируется негативное влияние вынужденных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на работу бизнеса. Масштаб городских инвестиций важен и для развития российской экономики в целом, создания рабочих мест не только в столице, но и в регионах.

Продолжится рост частных инвестиций за счет упрощения административных процедур, развития конкуренции, инфраструктуры инновационных и высокотехнологичных производств, улучшения инвестиционного имиджа Москвы, развития инновационных и высокотехнологичных производств, повышения инвестиционной привлекательности секторов, ранее финансировавшихся преимущественно из бюджетных средств.

Основными направлениями привлечения частных инвестиций останутся развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, развитие финансового сектора и сектора современных бизнес-услуг, развитие транспортной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, инвестиции в здравоохранение и образование, развитие коммунальной инфраструктуры и улучшение городской среды.

Промышленное производство и реальный сектор

Стимулирование развития промышленного и инновационного потенциала города, в том числе создание объектов инвестиционной инфраструктуры для локализации современных производств и научно-исследовательских организаций, – одно из ключевых направлений политики Правительства Москвы.

По итогам 2020 года индекс промышленного производства составил 112,2 % (к 2019 году), в том числе по обрабатывающим производствам – 116,4 %. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в следующих отраслях: в производстве продуктов питания (пищевые продукты - в 3,1 раза, напитки, +37,9 %), резиновых и пластмассовых изделий (в 2,1 раза), химических веществ и химических продуктов (+87,5 %), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (+71,7 %), бумаги и бумажных изделий (+67,2 %), электрического оборудования (+36,3 %), текстильных изделий (+27,5 %), обработка древесины и производства изделий из дерева и пробки (+21,6 %), одежды (+18,3 %), нефтепродуктов (+12,9 %).

Несмотря на глобальное влияние пандемии, промышленность города устойчиво наращивает производство и демонстрирует положительную динамику на протяжении 2020 - 2021 годов.

С начала 2021 года (январь-август) индекс промышленного производства составил 124,3 %, в том числе в обрабатывающих производствах – 125,1 % к аналогичному периоду 2020 года. Рост производства зафиксирован в 21 из 23 отраслей, по широкому спектру отраслей – от производства продуктов питания и других потребительских товаров, лекарственных средств и медицинских материалов до машиностроительного производства, производства инвестиционных и промежуточных товаров, нефтепродуктов.

За два года рост производства зафиксирован в 13 из 23 отраслей.

Ожидается, что индекс производства по обрабатывающим отраслям промышленности по итогам 2021 года составит 110,1 % к 2020 году.

В период 2022-2024 годов в связи с ростом внешнего спроса и деловой активности в российской экономике прогнозируются стабильные темпы роста обрабатывающих производств - 104,0-104,1 % ежегодно по базовому варианту и 102,7-103,3 % по консервативному варианту прогноза.

Рост производства в обрабатывающих отраслях в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться в первую очередь ростом выпуска продукции как преимущественно инвестиционного и промежуточного характера (машиностроение, химические вещества и продукты, резина и пластмассы, нефтепродукты), так и выпуска потребительских товаров (продукты питания, одежда, текстиль, кожа), а также выпуска отраслей, помогающих справляться с последствиями пандемии (лекарственные средства и медицинские материалы).


Позитивное влияние на рост промышленного производства окажет предоставление финансовой поддержки предприятиям через предоставление субсидий из бюджета города Москвы, налоговых льгот, а также льготных займов Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства. Кроме того, росту промышленного производства будет способствовать активная инвестиционная политика города Москвы, направленная на стимулирование притока инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики.

Реализация городской программы «Индустриальные кварталы» по комплексному развитию территорий бывших промышленных зон, увеличение количества инвестиционно активных предприятий со статусом промышленного комплекса, технопарка и резидентов особых экономических зон (как центров притяжения высокотехнологичных производств и высокооплачиваемых специалистов) будут способствовать увеличению производства и конкурентоспособности реального сектора экономики города Москвы.

Потенциал роста промышленности города Москвы во многом будет зависеть от внешних условий: доступности финансовых ресурсов, эффективности мер федеральной денежно-кредитной, бюджетной политики и мероприятий поддержки несырьевого экспорта в рамках реализации национальных целей развития, повышения уровня оптимизма в предпринимательской среде и снижения инвестиционных рисков.
Потребительский рынок

Несмотря на замедление инфляции в начале 2020 года, факторы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, значительно повлияли на потребительский рынок столицы. В связи с введением ограничительных мер объем товарооборота сократился. В 2020 году оборот розничной торговли составил 5,2 трлн рублей или 98,1 % к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. Снижение произошло как в сфере организованной, так и неорганизованной торговли (на рынках).

Сектор платных услуг вошел в число наиболее пострадавших из-за введенных ограничений, по итогам 2020 года объем платных услуг населению снизился на 23,3 % в сопоставимых ценах к уровню 2019 года и составил 1,6 трлн рублей.

Начиная с 3-го квартала 2020 года на фоне смягчения ограничений началось восстановление потребительского сектора, которое активно продолжилось с начала 2021 года.

За январь-август 2021 года объем розничного товарооборота достиг 3,8 трлн рублей, или 112,4 % к январю-августу 2020 года в сопоставимых ценах (в аналогичном периоде прошлого года розничный товарооборот снизился на 3,8 % к январю-августу 2019 года в сопоставимых ценах).