Файл: Прогноз социальноэкономического развития города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По итогам 8 месяцев 2021 года объем платных услуг составил, по предварительным данным, 1,4 трлн рублей (+30,7 % к январю-августу 2020 года в сопоставимых ценах). Наиболее значимый вклад в увеличение показателей сектора внесли виды деятельности с сильным влиянием противоэпидемических ограничений - транспортные, бытовые и прочие услуги (суммарная доля которых составила более 58,7 % от общего объема платных услуг за 8 месяцев 2021 года).

По итогам 2021 года прогнозируется увеличение объема розничного товарооборота на 8,3 % к 2020 году в сопоставимых ценах (6,0 трлн рублей в номинальном выражении).

Рост товарооборота в 2022-2024 годах по базовому варианту в среднем прогнозируется на уровне 102,6-103,0 %, по консервативному варианту – в среднем на уровне 102,1-102,6 % ежегодно.

В 2021 году на фоне быстрого восстановления потребительской активности, а также с учетом эффекта «низкой базы» предыдущего года темп роста сектора платных услуг составит 131,1%, далее в среднесрочной перспективе на фоне роста доходов и ослабления (а в перспективе – полного снятия) ограничений: по базовому варианту в среднем прогнозируется на уровне 103,0-104,0 % ежегодно
(в сопоставимых ценах к предыдущему году), по консервативному варианту – 102,8-103,6 %.

Способствовать увеличению товарооборота и объема потребительских услуг столицы будет рост реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, кроме того, открытие новых торговых объектов, создание новых каналов товародвижения, развитие торговли с регионами Российской Федерации, сокращение логистических издержек, а также реализация прочих мер по развитию сферы торговли и услуг.
Рынок труда и занятость

В 2020 году, несмотря на снижение экономической активности и спроса на труд во втором квартале из-за карантинных ограничений, направленных на борьбу с ростом заболеваемости, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в городе Москве увеличилась на 6,1 % (что выше темпов инфляции) и составила 100,1 тыс. рублей.

С начала 2021 года рост заработных плат продолжился, за январь-июль 2021 года средняя заработная плата в городе Москве увеличилась на 10,0 % в годовом выражении (по полному сопоставимому кругу организаций).

Среднемесячный доход от трудовой деятельности составил в 2020 году
76,5 тыс. рублей, увеличившись на 5,8 % к 2019 году.


Снижение экономической активности, введение ограничений для отдельных отраслей и режим самоизоляции оказали негативное влияние на рынок труда. Пик регистрируемой безработицы пришелся на начало осени. В этот период службой занятости Москвы было зафиксировано увеличение количества безработных в 7,7 раз. На 01.10.2020 уровень регистрируемой безработицы составлял 3,03% (или 223,1 тыс. человек зарегистрированных безработных). В значительной мере рост числа регистрируемых безработных в этот период объясняется введением упрощенного порядка регистрации и временного увеличения выплат по безработице.

Благодаря оперативно оказанным Правительством Москвы мерам поддержки занятости и помощи гражданам, потерявшим работу, удалось остановить рост регистрируемой безработицы и начать ее снижение. На начало 2021 года уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,32 % от численности рабочей силы (96,4 тыс. человек). В то же время потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) на 01.01.2021 года составляла 144,6 тыс. единиц.

По состоянию на 01.10.2021 уровень зарегистрированной безработицы составил 0,51 % от численности рабочей силы города или 37,2 тыс. человек. Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) на 01.10.2021 составила 403,5 тыс. единиц, из них: вакансии службы занятости – 153,0; вакансии от HeadHunter – 194,6; вакансии от SuperJob – 55,9.

Текущая тенденция роста экономической активности и улучшения ситуации на рынке труда означает дальнейшее снижение безработицы – уровень регистрируемой безработицы к концу 2021 года, по оценке, снизится до 0,5 %.

В результате роста деловой активности и улучшения ситуации на рынке труда ожидается, что темп роста заработных плат по итогам 2021 года составит 110,6 % (в номинальном выражении). В среднесрочной перспективе после окончания фазы восстановительного роста и нормализации рынка труда (решение кадровых вопросов в отдельных отраслях) темпы роста заработных плат согласно базовому варианту прогноза составят + 6,9–7,0 %, по консервативному варианту – +6,4–6,5 % (в номинальном годовом выражении).
Уровень жизни населения

Основным инструментом реализации государственной политики в области социальной защиты населения является принятая Правительством Москвы Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы», целью которой является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.



В рамках развитой системы мер социальной поддержки жителям Москвы в полном объеме предоставляются государственные льготы и гарантии, качественное социальное обслуживание и иные мероприятия по поддержке льготных категорий граждан.

Доминирующим видом социальной поддержки москвичей являются социальные пособия и выплаты, составляющие 44,3% в общем объеме средств, выделенных в 2020 году из бюджета города на Государственную программу.

На социальную поддержку семей с детьми в 2020 году из средств бюджета города Москвы в объеме 70,3 млрд рублей, в том числе 58,6 млрд рублей – на пособия и социальные выплаты. В настоящее время в городе Москве выплачивается более 40 видов ежемесячных и единовременных пособий семьям с детьми.

Также в 2020 году повышен размер ежемесячного пособия на детей от 3 до 7 лет до 50 % от установленной величины прожиточного минимума ребенка. Выплаты получили 72,4 тыс. семей на 88,9 тыс. детей.

Средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье увеличилась по сравнению с 2017 годом более чем в 2 раза и достигла 7 230 рублей (в 2017 году – 3 341,6 рублей)

В 2020 году полностью выполнены все публичные нормативные обязательства по денежным выплатам, направляемым малообеспеченным многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, а также другим категориям семей.

В Москве проживает около 3 млн пенсионеров. Все меры социальной поддержки сохранены на прежнем высоком уровне.

В целях поддержки неработающих пенсионеров Правительством Москвы осуществляется гарантированная региональная социальная доплата к их пенсии до городского социального стандарта, размер которого в 2020 году составлял 19 500 рублей. На региональную социальную доплату направлено 157,8 млрд рублей, численность получателей доплаты к пенсии составила 2,06 млн человек, средний размер доплаты – 6 375 рублей.

Для поддержания стабильного уровня социальной защищенности граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации осуществлена выплата разовой адресной социальной помощи гражданам в возрасте 65+ и хронически больным, соблюдавшим режим самоизоляции, в размере 4 000 рублей. Данной мерой поддержки было охвачено около 2 млн человек.

Участникам проекта «Московское долголетие» предоставлена возможность продолжить занятия в дистанционном формате через личные кабинеты поставщиков услуг и открытые занятия в социальных сетях.

В 2020 году все обратившиеся нуждающиеся граждане пожилого возраста и инвалиды охвачены социальным обслуживанием.


На социальную поддержку жителей города Москвы 2021 году запланировано 571,43 млрд рублей, в том числе на:

- «Социальную поддержку семей с детьми. Профилактику социального сиротства и защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 76,91 млрд рублей;

- «Социальную поддержку старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей» – 393,79 млрд рублей;

- «Социальную интеграцию инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан» – 8,31 млрд рублей;

- «Модернизацию и развитие системы социальной защиты населения города Москвы» – 88,47 млрд рублей;

- «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» – 3,95 млрд рублей.

В 2021 году продолжены выплаты пособий на детей в малообеспеченных семьях. Средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье в месяц прогнозируется в размере 7 879 рублей.

С 1 января 2021 года предоставляется новая ежемесячная денежная выплата малообеспеченным семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет включительно в повышенном размере с учетом более адресного подхода при определении права на основе критериев нуждаемости.

Размер новой ежемесячной выплаты дифференцирован, и в зависимости от материального положения семьи может составлять:

50% от величины прожиточного минимума ребёнка — 7 791 рубль;

75% от величины прожиточного минимума ребёнка — 11 687 рублей;

100% от величины прожиточного минимума ребёнка — 15 582 рубля.

Право на новую выплату имеют семьи москвичей при условии, что доход на каждого члена семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в 2021 году в Москве в среднем на душу населения – 18 029 рублей в месяц.

Исходя из возможностей бюджета города Москвы размеры социальных выплат ежегодно увеличиваются, так с 2021 года они проиндексированы на 3,7 %.

В целях поддержки неработающих пенсионеров Правительством Москвы также с 1 января 2021 года увеличен размер городского социального стандарта до 20 222 рублей. На региональную социальную доплату запланировано 164,84 млрд рублей, численность получателей доплаты к пенсии прогнозируется 2,11 млн человек, средний размер доплаты – 6 501,3 рублей.

В 2021 году гражданам старшего поколения, достигшим возраста 65 лет и прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции с 23.06.2021 по 01.10.2021, в целях повышения уровня их социальной поддержки предоставляются подарочные наборы для поддержания самочувствия и личного ухода (500 тыс. наборов стоимостью по 10 тыс. рублей).


В целях снижения уровня бедности кроме предоставления гражданам социальных выплат и адресной социальной помощи оказывается содействие в трудоустройстве; внедряется механизм социального контракта, как меры поддержки семей с детьми; организуется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; осуществляется реализация проекта «Московское долголетие»; обучение граждан предпенсионного возраста, в целях продления их трудовой активности и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Адресная финансовая поддержка семей с низким доходом осуществляется посредством предоставления им субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ).

«Порог» собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для предоставления субсидий по оплате вдвое ниже, чем в среднем по Российской Федерации: субсидия предоставляется, если расходы семьи на оплату ЖКУ превышают 10 % семейного бюджета (соответствующий федеральный стандарт предполагает 22 %).

Среднегодовое количество семей, получивших субсидии на оплату ЖКУ
за 8 месяцев 2021 года, составило 630,3 тыс. семей (997,5 тыс. человек).

Кроме того, в городе Москве насчитывается около 52 категорий граждан, которые по различным основаниям имеют право на льготы по оплате ЖКУ. Данные льготы предоставлены 3,5 млн человек.

Общий объем бюджетных средств федерального бюджета и бюджета города Москвы на обеспечение москвичам мер социальной поддержки (на предоставление льгот и субсидий) в сфере ЖКУ в 2020 году составил 57,5 млрд рублей, в том числе бюджетные средства города Москвы в размере 41,3 млрд рублей, величина консолидированных бюджетных ассигнований на 2021 год составляет 63,3 млрд рублей, в том числе в бюджете города Москвы на указанные цели предусмотрено 47,4 млрд рублей.
Тарифы

При осуществлении тарифного регулирования на 2021 год пересмотр цен и тарифов в сфере коммунальных услуг (газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) осуществлен с соблюдением индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р для города Москвы, а также предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 02.12.2020 № 636-РМ, в размере: