Файл: Реферат тема выпускной квалификационной работы Проект организации использования пашни крестьянского (фермерского) хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо понимать, что любая программа, связанная с импортозамещением, которую Правительство Российской Федерации готово будет принять, должна быть подкреплена Государственной программой рационального использования и охраны земель Российской Федерации на срок
2022-2032 гг., реализуемая на основе документальной базы по планированию использования и охраны земель.
Говоря о таком огромном государстве как Российская федерация с ее обширными землями и экологической неустроенностью, большой дифференциацией условий окружающей среды, разностью степени освоения и заселения, различными культурными и историческими традициями при отсутствии единого органа государственной власти по управлению земельными ресурсами и достоверной информации о качественном и правовом состоянии земель и их использовании, роль государственного регулирования земельных отношений и планирования использования и охраны земель в настоящее время и в будущем должна оставаться основным системообразующим фактором организации хозяйственной деятельности на территории страны и ее регионов [6].
Вопрос целесообразности решения проблем с санкциями и импортозамещением, а также присутствие негативных процессов в нынешнем состоянии, использовании и охране земельных ресурсов не нуждается в четких доказательствах потребности и срочной необходимости проведения комплекса мероприятий по планированию и организации рационального использования и охраны земель на основе их землеустройства, являющегося основным механизмом формирования и осуществления активной государственной земельной политики [7].

18
Наиважнейшей задачей, сложившейся на современном этапе развития землеустройства, является восстановление механизма планирования и охраны земель на базе землеустройства. Вопросы организации рационального использования и охраны земель и развития землепользования должны находиться под контролем государства.
В подавляющем большинстве развитых стран мира механизм планирования рационального использования земельных ресурсов выступает главным методом государственной земельной политики и регулирования земельных отношений. При этом национальные и общественные интересы учитываются в первую очередь.
Согласно тексту Земельного кодексом Российской Федерации и
Федерального закона «О землеустройстве» задачи планирования и организации рационального использования земель отнесены к землеустроительным действиям и реализуются в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития отраслей экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской
Федерации, субъектах
Российской
Федерации и муниципальных образованиях [1].
Исходя из этого, основными задачами планирования и организации рационального использования и охраны земельных ресурсов являются:

определение наиболее рациональных вариантов развития землепользования и создание на этой основе условий и научной базы для последующей реализации планируемых мероприятий по организации рационального использования и охраны земель на уровне проектных решений;

установление долгосрочной и краткосрочной перспективы использования земель, независимо от их отраслевой принадлежности, форм собственности и форм хозяйствования;

подготовка предложений по перераспределению земель с учетом потребности и перспективного развития различных отраслей экономики;


19

выявление и оценка состояния неиспользуемых сельскохозяйственных земель, установление их связи с характером расселения, наличием трудоспособного населения на этих территориях, разработка предложений по вовлечению земель в активный сельскохозяйственный оборот и восстановлению сельскохозяйственного производства;

оптимизация структуры земель сельскохозяйственного назначения путем трансформации, улучшения и мелиорации угодий;

разработка комплекса мероприятий по охране земель;

формирование фонда перераспределения земель и иных целевых фондов с целью обеспечения земельными участками граждан, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, сдачи в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским
(фермерским) хозяйствам и другим организациям;

разработка предложений по развитию и территориальному обустройству сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса с учетом ее фактического и перспективного значения в выполнении производственно-экономических, социально- демографических, природоохранных, рекреационных и других общественных функций;

формирование территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока;

в итоге – рационализация использования земельных ресурсов с использованием методов экологической организации территории и сельскохозяйственного производства на всех территориальных уровнях [1].
Данные задачи необходимо решать, руководствуясь схемами землеустройства различных уровней. На уровне страны должна быть разработана Генеральная схема землеустройства территории Российской
Федерации; на уровне субъекта Российской Федерации – схема

20
землеустройства территории субъекта Российской Федерации, на уровне муниципального района – схема землеустройства территории муниципального района.
Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации является основным документом в системе землеустроительной документации, определяющим планирование рационального использования и охрану земель.
Содержащиеся в ней указания должны являться основной стратегией рационального использования и охраны земельных ресурсов страны и обеспечивать реализацию стратегических целей государственной политики в сфере управления земельными ресурсами, достижения оптимальных условий рационального и сбалансированного использования земельно-ресурсного потенциала на основе инновационного социально ориентированного типа развития страны, всемерного развития человеческого потенциала и национальной конкурентоспособности, выступать общей концептуальной основой для разработки схем землеустройства на последующих уровнях [8].
С целью создания системы планирования и организации рационального использования и охраны земель субъекты Российской Федерации должны разрабатывать схемы землеустройства собственных территорий. Схемы землеустройства субъектов Российской федерации должны отражать стратегию государственной политики в области использования и охраны земель, а также более углубленно и детально описывать мероприятия, предусмотренные государственной схемой землеустройства для своих территорий.
Схема землеустройства территории субъекта Российской Федерации должна содержать принципы региональной земельной политики с учетом особенностей территории субъекта Российской Федерации и направления его социально-экономического развития [8].
Схема землеустройства муниципального района является предплановым и предпроектным документом, служащим связующим звеном между планированием и организацией рационального использования и охраны


21
земель на основе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и крестьянских
(фермерских) хозяйств, рабочих проектов по осуществлению мероприятий по улучшению и защите земель от негативных природных и антропогенных воздействий, экономически эффективных форм хозяйствования на земле и формированию многоукладной экономики.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства являются документами, описывающими процесс организации планирования рационального использования земельных ресурсов в границах уже сформированных землепользований, входящих в состав муниципального образования [8].
Так как современное состояние земель характеризуется отсутствием проверенных данных о состоянии земель, правовой неупорядоченностью земельных участков и большим влиянием негативных факторов на состояние земель, в первую очередь, до этапа разработки схем землеустройства, необходимо провести мероприятия по инвентаризации земель.
В процессе проведения инвентаризации земель будет получена информация о качественном состоянии земель, данные об их фактическом использовании, правовая информация, площади и границы земельных участков, используемых землевладельцами, землепользователями и арендаторами на различном праве; площади, границы и качественное состояние неиспользуемых земельных участков, их принадлежность и правовой статус, причины исключения земель из хозяйственного оборота и другая информация [9].
Инвентаризация земель должна проводится с применением актуальных картографических материалов, фондовых материалов по почвенному, геоботаническому, культуртехническому обследованию.
По результатам инвентаризации, проводимой на различных уровнях землеустройства необходимо дать оценку следующих пунктов:

22

фактического состояния земель по признакам, влияющим на их плодородие;

характера процессов и факторов воздействия на состояние земель;

степени устойчивости земельных угодий к факторам негативных воздействий;

соответствия налогооблагаемой базы фактическому состоянию землепользования;

влияния состояния земель на эффективность производственной деятельности;

экологического состояния рассматриваемой территории и ее отдельных частей.
После обработки данных, полученных в ходе инвентаризации земель и формирования необходимых выводов и предложений, можно начинать процесс разработки соответствующей документации, в которой будет описан процесс решения проблем по обеспечению планирования и организации рационального использования земельных ресурсов.
Организация рационального использования и охрана земель осуществляются землевладельцами и землепользователями в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и других землевладениях и землепользованиях, являющимися основными производителями сельскохозяйственной продукции [9].
Негативные процессы деградации земель, неупорядоченность сельскохозяйственных угодий, существенная разница в ценообразовании на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также слабая эффективность экономического механизма регулирования сельскохозяйственной отрасли, все эти факторы разрушают экономическую и социальную базу, необходимую для развития сельскохозяйственного производства [10].
Для производителей сельскохозяйственной продукции наиважнейшим критерием, определяющим успех и рентабельность хозяйственной


23
деятельности, является научно обоснованная организация земельных угодий, определяющая организацию производственной деятельности на территории и комплекс мероприятий, способствующих рациональному использованию и охране земель хозяйств, основываясь на особенностях их территории и экономических и трудовых возможностях.
Для применения этого критерия на практики необходимо выполнить следующие действия:
 выбор специализации хозяйств, исходя из территориальных и экономических условий;
 организационно-производственная структура;
 размещение производственных центров и ферм с учетом удобства доступа к ним рабочего персонала предприятия;
 формирование систем севооборотов исходя из условий местоположения, качества терртирии, транспортной доступности, коммуникации с производственными центрами;
 эколого-ландшафтное устройство полей и производственных участков; необходимая инженерная инфраструктура, обеспечивающая потребности хозяйств;
 система мероприятий по улучшению и охране земель и др [10].
Современное состояние организационно-территориальных условий страны показывает, что процессы приватизация и перераспределение земель, находившихся в пользовании колхозов и совхозов, оказали существенное негативное воздействие на систему территориальной организации сельскохозяйственного производства страны.
В настоящее время на территориях бывших сельскохозяйственных предприятий существуют в среднем 3 сельскохозяйственные организации и около
80 других хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства.
Большую часть в составе действующих сельскохозяйственных организаций занимают хозяйственные товарищества и общества. Их доля от

24
общего числа сельскохозяйственных организаций составляет 39%. В их пользовании находятся около 49% сельскохозяйственных угодий, в том числе
54% от общей площади пашни [4].
Второе место по численности (26,5%) занимают производственные кооперативы. Они используют 40% сельскохозяйственных угодий и 36% пашни.
Процесс перераспределения земель колхозов и совхозов продолжается и на сегодняшний день. При этом идет существенный спад количества крупных сельскохозяйственных предприятий и рост иных организаций с весьма непонятным правовым статусом.
Так же стоит отметить тот факт, что процедура масштабного перераспределения земель зачастую проходит с массовым нарушением норм земельного законодательства. Остаются без внимания требования землеустроительного проектирования, учета экологических, социальных, ландшафтных и иных нормативов рационального использования и охраны земель [11].
Итогом произошедших преобразований стало полное разрушение ранее сформировавшейся системы организации сельскохозяйственных предприятий.
Были разрушены системы севооборотов, системы противоэрозийной защиты, уничтожена инфраструктура хозяйств. Вследствие нарушения севооборотов на земельных участках начался процесс деградации почв, процессы водной и ветровой эрозии существенно снизили качество земель.
При этом организация рационального использования сельскохозяйственных угодий вновь появившихся организаций, землевладений не была проведена [11].
Процесс выведения сельскохозяйственных земель из оборота под различными предлогами продолжается и в настоящее время и нередко инициируется руководством субъектов Российской Федерации.
При таком формате использования земли, без организации ее рационального использования, проявляются значительные неудобства при


25
территориальной организации производства, наблюдаются существенные транспортные и материальные затраты, а также становится невозможным осуществить перспективное развитие территории из-за неупорядоченности факторов, влияющих на продуктивность сельскохозяйственных организаций.
Также серьезный вклад в создание неблагоприятных условия для организации территории сельскохозяйственных организаций вносят агрохолдинги. Они скупают огромные массивы пригодных для сельскохозяйственного производства земель и не редко использую эти земли не по целевому назначению.
Агрохолдинги скупают земельные участки с наибольшим потенциалом к сельскохозяйственному производству или участки, являющиеся продуктивными естественными кормовыми угодьями, при этом пренебрегая условиями рационального использования земель. Из-за этого нарушается режим использования земель, нерационально эксплуатируются естественные кормовые угодья. Все это приводит к существенному снижению плодородия земель, нарушению системы земледелия, а также значительно снижает продуктивность местных производителей сельскохозяйственной продукции, которые кооперируют в процессе производства с агрохолдингами.
Дальнейшее ведение сельскохозяйственного производства при существующей организационно-территориальной, экологической и социально-экономической не обустроенности земель сельскохозяйственных организаций, выборочное выделение земельных участков собственникам земельных долей без должного учета ландшафтно-экологических и территориально производственных факторов, а также экологическая запущенность сельских территорий в целом, не только не будет способствовать решению проблем импортозамещения, но может привести к неуправляемой экологической ситуации, усилению деградации земель и агроландшафтов, а следовательно, к снижению уровня производства сельскохозяйственной продукции [11].

26
В сложившихся условиях неотложной задачей нормализации организационно-территориального состояния сельскохозяйственных организаций, устранения или смягчения влияния других негативных факторов в состоянии, использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения, наряду с совершенствованием экономического механизма, является разработка проектов организации рационального использования и охраны земель – проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств [12].
Эти проекты позволят привести пространственную организацию территории сельскохозяйственных организаций в соответствие с природно- ресурсным потенциалом и экологическим состоянием их земельных угодий, требованиями выращиваемых сельскохозяйственных культур к условиям их произрастания, будут служить территориально-конструктивной основой для внедрения адаптивно-ландшафтных систем земледелия и высокой культуры производства экологически допустимой продукции растениеводства.
Одновременно только на основе таких проектов могут быть правомерно, территориально и хозяйственно целесообразно решены вопросы земельной долевой собственности граждан, рационального использования неиспользуемых или не рационально используемых земельных участков, максимально возможного устранения территориальной и хозяйственной раздробленности и разобщенности земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве и др. Состав, содержание и методы составления таких проектов, а также схем землеустройства всех территориальных уровней применительно к современным условиям и требованиям нами разработаны [12].
Импортозамещение в производстве продовольствия следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как систему мероприятий, рассчитанную на длительный период восстановления до нормального уровня функционирования разрушенного сельскохозяйственного производства и дальнейшего его устойчивого развития