Файл: Коррупция как феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Гжельский государственный университет»
(ГГУ)

Кафедра «Теории и организации управления»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти»
Тема: Коррупция как феномен

Выполнил:

Проверила:

Пос. Электроизолятор 2023 г.

Содержание




МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (ГГУ) 1

1. Характеристика коррупции как социального явления 2

2. Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества 6

3. Распространение коррупции в системе образования 12

4. Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях 14

Заключение 23

Список использованной литературы 25


Коррупция как социальный феномен

1. Характеристика коррупции как социального явления


Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного определения. Его по-разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы. Социологи могут утверждать, что коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды». Также социологи выделяют институциональный, функциональный и другие подходы к изучению данного явления. Такое утверждение оказывается и слишком узким (коррупция случается и в частных корпорация), и слишком широким. Может быть данное определение не указывает в какой сфере действуют представители власти. А ведь отказ от ожидаемых стандартов происходит и в быту.

Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «несанкционированное, как правило осуждаемое, действие в целях получения какой-нибудь значительной личной выгоды». Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе. Поэтому юристы обычно не жалеют слов, чтобы добиться точности.


Коррупция – (от лат.corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящихся на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающихся в подкупе этих лиц.

Также термин «коррупция» определяется, как преступная деятельность в сфере политики или государственного управления заключающееся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения.

В Российской Федерации антикоррупционными нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации является в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотребление должностным полномочиями (ст. 285), о превышении должностными полномочиями (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292).

Понятие коррупция сопровождается категорией взяточничество. Ниже рассмотрим различные подходы к определению данных категорий.

Взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств в качестве окончательных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи со вторым преступлением. Термин представляет собой распространенное и весьма опасное преступление. Опасность взяточничества заключается в том, что получение взятки и ее дача превращаются в предмет купли-продажи занимаемую должность и выступающие из нее права и полномочия.

Получение взятки признается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действие или бездействии в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебное полномочие должностного лица, либо оно в силу должности положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Отягощающем обстоятельством является получение взятки за незаконное действие; особо отягощающем обстоятельством – получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления, а также получение взятки группой; неоднократно, с вымогательством взятки; взятки в крупном размере.



Дачей взятки признается передача предмета взятки лично в руки или через посредника. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента передачи взяткодателем взяткополучателю хотя бы часть взятки. В соответствии с законом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вымогательством является требование взятки под угрозой совершение действий, который могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя. Взяточничество всегда совершается с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Важно, что коррупция юристами трактуется как социальное явление. Но в связи с этим возникают другие проблемы. Такие понятия, как «социальное явление», «разложение власти», относятся к макроуровню социального порядка. Можно было и дальше анализировать различные определения. Но и приведенных достаточно, чтобы сделать выводы. Само понятие «коррупция», как понятие имеет множество трактовок. Термин «коррупция» применяется, как правило, к государственному аппарату, правительственным и муниципальным чиновникам, которые злоупотребляют данной им властью, точнее – используют свои полномочия в целях личного обогащения, получения каких-либо благ и услуг, которые в ином случае им были бы не доступны.



































2. Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества


Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики. Явление коррупции известно с древнейших времен. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.


История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Далее уже при Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова — того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") — двенадцать тысяч в той же валюте.

Понятно, что коррупция была неотделима от фаворитизма. Из последних предреволюционных эпизодов, помимо Распутина, имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

Есть документальные основания утверждать, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.

После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшийхся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д.И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках.

Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации.


История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами.

Во-первых, власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит — явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.

Во-вторых, советское "правосознание" всегда удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. Так, в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении борьбы с взяточничеством и разворовыванием народного добра" от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество — это "социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества". Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат — это аппарат нового типа"11. В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример — более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются: серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе — и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень — горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.