Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


электричка — электрички — электричек,

колесо — колеса — колес,

самолет — самолеты — самолетов,

пилот — пилоты — пилотов,

корабль — корабли — кораблей,

телега — телеги — телег.

Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»

Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет.Шоссе, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые слова» (детям 68 лет)

Ехать — переехать, недоехать, выехать, заехать, объехать, наехать; плыть — ... ; лететь — ... ; бежать — ... ; ходить — ....

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)

Шина для автомобилей (какая?) — автомобильная, билет на автобус (какой?) — автобусный, масло для машин (какое?) — машинное.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет?» (де­тям от 5 лет)

Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофер); поездом управляет (машинист); вертолетом управляет (вертолетчик); самолетом управляет (летчик); кораблем управляет (капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет); катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл); троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).

Построение монолога «Составь рассказ по плану» (детям 68 лет):

  1. как называется это транспортное средство;

  2. из каких частей оно состоит;

  3. чем приводится в движение;

  4. где движется этот транспорт;

  5. для чего используется, что перевозит;

  6. кто управляет этим видом транспорта.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови» (детям 68 лет)

Как называются машины, которые:

  • убирают мусор (мусороуборочные),

  • перевозят грузы (грузовые),

  • людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),

  • приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (пожарные).

МИНУТКА ОТДЫХА

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Вагоны поезда.)


Летит подушка круглая, наволочка резиновая,

Вместо пуха и пера — воздух. (Шина.)

Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Три глаза —

Три приказа,

Красный —

Самый опасный. (Светофор.)

Красный свет — проезда нет,

Желтый — будь готов к пути,

А зеленый свет — кати!

Красный — ясно!

Путь опасен.

Желтый —

Тоже подожди.

А зеленый впереди —

Проходи. (Светофор.)

Текст для запоминания (детям 68 лет)

Мчатся по улице автомобили.

Обрати внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яр­кий, заметный цвет. Для чего это надо?

Вот проехал автомобиль-цистерна. Он возит какую-то жид­кость: чистую воду (голубая цистерна), молоко (светло-желтая ци­стерна), цемент (оранжевая цистерна)... Теперь узнаешь эти ма­шины? Несколько раз медленно повтори слово «цистерна»!

Промчался красный автомобиль — пожарная машина, у этой ма­шины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?

Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональная синяя полоса.

Машина с красным крестом на борту — санитарная (карета «ско­рой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?

Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?

Милицейская машина — она очень заметная, на борту — гори­зонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и зву­ковые сигналы. Какие?

Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название реф­рижератор. Постарайся четко произнести это название машины.

За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и чет­ко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Правила уличного движения

Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.

Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным до­рожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно посмот­реть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.

Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.

ТЕМА «ЗИМА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ



Дети должны знать:

  • названия зимних месяцев;

  • о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

  • что последний месяц года — декабрь;

  • что зимой бывает веселый праздник — Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег — снежок,


мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые ... ;

мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;


лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

  1. как ты заметил(а) наступление зимы;

  2. ее первые приметы в природе;

  3. зимние месяцы;

  1. повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;

  2. зимние забавы и развлечения.


Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

МИНУТКА ОТДЫХА

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Уважаемые родители!

Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в при­роде. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными ма­шинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как теп­ло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюж­но.)

Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.