ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны:
Расширение словарного запаса детей:
названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;
признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий;
действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Фиалка — фиалочка,
герань — геранька,
кактус — кактусик,
корешок — корешочек,
стебель — стебелек,
лист — листок (листик),
бутон — бутончик,
отросток — отросточек,
цветок — цветочек,
земля — землица,
вода — водичка (водица),
солнце — солнышко.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,
фуксия — фуксии — фуксий,
кактус — кактусы — кактусов,
папоротник — папоротники — папоротников,
свет — много света,
корень — корни — корней,
стебель — стебли — стеблей,
лист — листья — листьев,
бутон — бутоны — бутонов,
лепесток — лепестки — лепестков,
цветок — цветки — цветков,
рассада — много рассады,
вода — воды — много воды (вод),
подоконник — подоконники — подоконников.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»
Фиалка — две фиалки — пять фиалок.
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
Лексический строй речи
Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)
Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.
МИНУТКА ОТДЫХА
Огонек
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду горят огоньки.
Его поливаю, его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е Благинина
ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны знать:
— как меняются деревья в различные времена года.
Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;
признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок;
лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов;
чаща — чащи — чащ.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая.
Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;
Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ;
крона ... ;
почки ... ;
корни ... ;
ветви ... .
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
ТЕМА «ВЕСНА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
— что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
Расширение словарного запаса детей:
названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Материал для запоминания «Весной» (детям 6—8 лет)
Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Построение монолога «Расскажи о весне по плану» (детям 6—8 лет):
Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны:
-
уметь использовать в своей речи названия комнатных растений; -
показывать их по просьбе, узнавать на изображениях; -
различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки; -
отличать части растения (корень, стебель ...); -
знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят; -
знать о том, как надо за ними ухаживать; -
иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями ...).
Расширение словарного запаса детей:
названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;
признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий;
действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Фиалка — фиалочка,
герань — геранька,
кактус — кактусик,
корешок — корешочек,
стебель — стебелек,
лист — листок (листик),
бутон — бутончик,
отросток — отросточек,
цветок — цветочек,
земля — землица,
вода — водичка (водица),
солнце — солнышко.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,
фуксия — фуксии — фуксий,
кактус — кактусы — кактусов,
папоротник — папоротники — папоротников,
свет — много света,
корень — корни — корней,
стебель — стебли — стеблей,
лист — листья — листьев,
бутон — бутоны — бутонов,
лепесток — лепестки — лепестков,
цветок — цветки — цветков,
рассада — много рассады,
вода — воды — много воды (вод),
подоконник — подоконники — подоконников.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»
Фиалка — две фиалки — пять фиалок.
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
Лексический строй речи
Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)
Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.
МИНУТКА ОТДЫХА
Огонек
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду горят огоньки.
Его поливаю, его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е Благинина
ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны знать:
-
названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад; -
различия деревьев по внешнему виду; -
названия частей дерева; -
понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны; -
понятие «цветущие деревья»; -
о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
— как меняются деревья в различные времена года.
Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;
признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок;
лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов;
чаща — чащи — чащ.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая.
Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;
Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ;
крона ... ;
почки ... ;
корни ... ;
ветви ... .
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
-
как называется дерево; -
хвойное, лиственное или фруктовое; -
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды); -
в каком лесу растет.
ТЕМА «ВЕСНА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
-
первые приметы весны в природе;
-
что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
-
как выглядят деревья и трава весной; -
как животные и птицы встречают весну; -
чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
— что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
Расширение словарного запаса детей:
названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Материал для запоминания «Весной» (детям 6—8 лет)
Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Построение монолога «Расскажи о весне по плану» (детям 6—8 лет):
-
приметы весны; -
весенние месяцы; -
перелетные птицы; -
что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.
Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».