ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (детям 6—8 лет)
Дни, а, ночи.
Солнце, поднимается, греет.
Холодов, морозов.
Снег, проталины, набух.
Ручейки, весенние, по полям, лугам.
Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.
Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.
Воробьи, чирикать, приветствовать.
Грачи, стран, родные края.
Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».
Лексико-грамматический строй речи
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;
травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует ... ;
солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони ... .
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Проталина — проталинка,
лужа — лужица,
ручей — ручеек,
льдина — льдинка,
гнездо — гнездышко,
почка — почечка,
лист — листочек,
трава — травка, травушка,
поле — полюшко,
солнце — солнышко,
луч — лучик,
пень — пенек,
весна — веснушка,
огород — огородик,
луг — лужок,
облако — облачко,
дерево — деревце.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Месяц — месяцев,
весна — весен,
проталина — проталин,
лужа — луж,
ручей — ручьев,
льдина — льдин,
птица — птиц,
гнездо — гнезд,
почка — почек,
листья — листьев,
трава — трав,
подснежник — подснежников,
поле — полей,
сад — садов,
грядка — грядок,
луч — лучей,
сосулька — сосулек,
дерево — деревьев.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)
Один ручей — два ручья — пять ручьев,
один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говорливых ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение» (детям 6—8 лет)
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»
День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
МИНУТКА ОТДЫХА
Весной
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
ТЕМА «ХЛЕБ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны знать:
— как должен человек относиться к хлебу.
Расширение словарного запаса детей:
названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;
признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;
действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование простых причастий «Назови по образцу»
Убирать — убранный,
печь — печенный,
выращивать — выращенный,
косить — кошенный,
резать — резанный.
Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом "нет"»
Подсолнечник — нет подсолнечника,
рожь — нет ржи,
зерно — нет зерна,
пшеница — нет пшеницы,
колос — нет колоса,
овес — нет овса,
колосья — нет колосьев,
ячмень — нет ячменя,
сеялка — нет сеялки,
кукуруза — нет кукурузы,
комбайн — нет комбайна,
гречиха — нет гречихи,
каравай — нет каравая,
просо — нет проса,
лен — нет льна.
Образование существительных в родительном падеже «Посчитать от двух до десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен — десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.
Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»
Хлеб — хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;
булка — булочка, булочная;
колос — колосок, колосья, колосится.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»
Поле с рожью — ржаное,
... пшеницей — пшеничное,
... овсом — овсяное,
... ячменем — ячменное,
... кукурузой — кукурузное,
... гречихой — гречишное,
... просом — просяное;
масло из льна — льняное;
... подсолнечника — подсолнечное,
... кукурузы — кукурузное;
хлеб из ржи — ржаной,
... пшеницы — пшеничный;
каша из пшена — пшенная,
... овса — овсяная,
... ячменя — ячневая,
... кукурузы — кукурузная,
... гречихи — гречневая.
Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»
Пшеничный, мягкий,
полезный, душистый,
ароматный, . пропеченный,
ржаной, вкусный,
пышный, пахучий,
аппетитный, сухой,
свежий, подовый,
хрустящий, поджаристый,
поджаренный, черствый.
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»
Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пшеничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из пшеницы — пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине — конце лета комбайнами.
Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны знать:
-
кто делает хлеб, где и из чего; -
из каких зерновых культур делают муку, какую; -
кто делает муку и где; -
какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные); -
для чего нужен хлеб;
— как должен человек относиться к хлебу.
Расширение словарного запаса детей:
названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;
признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;
действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование простых причастий «Назови по образцу»
Убирать — убранный,
печь — печенный,
выращивать — выращенный,
косить — кошенный,
резать — резанный.
Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом "нет"»
Подсолнечник — нет подсолнечника,
рожь — нет ржи,
зерно — нет зерна,
пшеница — нет пшеницы,
колос — нет колоса,
овес — нет овса,
колосья — нет колосьев,
ячмень — нет ячменя,
сеялка — нет сеялки,
кукуруза — нет кукурузы,
комбайн — нет комбайна,
гречиха — нет гречихи,
каравай — нет каравая,
просо — нет проса,
лен — нет льна.
Образование существительных в родительном падеже «Посчитать от двух до десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен — десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.
Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»
Хлеб — хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;
булка — булочка, булочная;
колос — колосок, колосья, колосится.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»
Поле с рожью — ржаное,
... пшеницей — пшеничное,
... овсом — овсяное,
... ячменем — ячменное,
... кукурузой — кукурузное,
... гречихой — гречишное,
... просом — просяное;
масло из льна — льняное;
... подсолнечника — подсолнечное,
... кукурузы — кукурузное;
хлеб из ржи — ржаной,
... пшеницы — пшеничный;
каша из пшена — пшенная,
... овса — овсяная,
... ячменя — ячневая,
... кукурузы — кукурузная,
... гречихи — гречневая.
Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»
Пшеничный, мягкий,
полезный, душистый,
ароматный, . пропеченный,
ржаной, вкусный,
пышный, пахучий,
аппетитный, сухой,
свежий, подовый,
хрустящий, поджаристый,
поджаренный, черствый.
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»
Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пшеничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из пшеницы — пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине — конце лета комбайнами.
Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).