Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (де­тям 68 лет)

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Холодов, морозов.

Снег, проталины, набух.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, ко­торые.

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

Лексико-грамматический строй речи

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;

травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует ... ;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яб­лони ... .

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Проталина — проталинка,

лужа — лужица,

ручей — ручеек,

льдина — льдинка,

гнездо — гнездышко,

почка — почечка,

лист — листочек,

трава — травка, травушка,

поле — полюшко,

солнце — солнышко,

луч — лучик,

пень — пенек,

весна — веснушка,

огород — огородик,

луг — лужок,

облако — облачко,

дерево — деревце.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Месяц — месяцев,

весна — весен,

проталина — проталин,

лужа — луж,

ручей — ручьев,

льдина — льдин,

птица — птиц,

гнездо — гнезд,

почка — почек,

листья — листьев,

трава — трав,

подснежник — подснежников,

поле — полей,

сад — садов,

грядка — грядок,

луч — лучей,

сосулька — сосулек,

дерево — деревьев.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)

Один ручей — два ручья — пять ручьев,

один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говор­ливых ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.


Так же со словами: лужа, луч, дерево.

Образование существительных множественного числа «За­кончи правильно предложение» (детям 68 лет)

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
МИНУТКА ОТДЫХА

Весной

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

ТЕМА «ХЛЕБ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6—8 лет) должны знать:

  • кто делает хлеб, где и из чего;

  • из каких зерновых культур делают муку, какую;

  • кто делает муку и где;

  • какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);

  • для чего нужен хлеб;

— как должен человек относиться к хлебу.
Расширение словарного запаса детей:

названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, пе­ченье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;

признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хру­стящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, ди­етический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;

действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, моло­тить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование простых причастий «Назови по образцу»

Убирать — убранный,

печь — печенный,

выращивать — выращенный,

косить — кошенный,

резать — резанный.

Образование существительных в родительном падеже «На­зови со словом "нет"»

Подсолнечник — нет подсолнечника,

рожь — нет ржи,

зерно — нет зерна,

пшеница — нет пшеницы,

колос — нет колоса,

овес — нет овса,

колосья — нет колосьев,

ячмень — нет ячменя,

сеялка — нет сеялки,

кукуруза — нет кукурузы,

комбайн — нет комбайна,

гречиха — нет гречихи,

каравай — нет каравая,

просо — нет проса,

лен — нет льна.

Образование существительных в родительном падеже «По­считать от двух до десяти парами и обратно»:

Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен — десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.

То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, су­харь.

Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»

Хлеб — хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хле­борезка, хлебозавод;

булка — булочка, булочная;

колос — колосок, колосья, колосится.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Поле с рожью — ржаное,

... пшеницей — пшеничное,

... овсом — овсяное,

... ячменем — ячменное,

... кукурузой — кукурузное,

... гречихой — гречишное,

... просом — просяное;

масло из льна — льняное;

... подсолнечника — подсолнечное,

... кукурузы — кукурузное;

хлеб из ржи — ржаной,

... пшеницы — пшеничный;

каша из пшена — пшенная,

... овса — овсяная,

... ячменя — ячневая,

... кукурузы — кукурузная,

... гречихи — гречневая.

Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»

Пшеничный, мягкий,

полезный, душистый,

ароматный, . пропеченный,

ржаной, вкусный,

пышный, пахучий,

аппетитный, сухой,

свежий, подовый,

хрустящий, поджаристый,

поджаренный, черствый.

Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»

Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)

А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)

Из чего? — ... (Из муки.)

Из чего мука? — ... (Из зерна.)

Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)

Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»

Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пше­ничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из пшени­цы — пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине — конце лета комбайнами.

Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»

Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).