ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Круглое, румяное, с дерева упало —
Любе в рот попало. (Яблоко.)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня. (Апельсин.)
Вишу на дереве, кругла, как шар,
Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)
Плод — сладкий, и гладкий,
И круглый, и смуглый,
И душистый, и пушистый,
А середка плода,
Словно камень, тверда. (Персик.)
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие. (Слива.)
Синий мундир,
теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
Игра «Хитрый ежик»
Дети сидят на стульях.
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
Грушу, сливу — всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам.
Зарядка
Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки
срываем.
Руки опускаем. В корзину
Дети садятся.
собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом
разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
-
понятие «домашние птицы»; -
как называется помещение, где живут домашние птицы; -
чем эти птицы питаются; -
названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки); -
о пользе домашних птиц для человека; -
для чего люди разводят домашних птиц.
Расширение словарного запаса детей:
названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Грамматический строй речи
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
«Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
ииндюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.
МИНУТКА ОТДЫХА
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!
Цыплята
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Петух
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!».
На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,
На головке — гребешок, вот какой он, петушок!
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)
Пестрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)
Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)
Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)
Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)
Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)
Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
-
названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран; -
названия частей тела животных; -
места обитания диких животных в природе.
Расширение словарного запаса детей:
названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера;
признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;
действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок.
Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?» (детям 5—8 лет)
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у моржихи — моржонок, моржата,
у тигрицы — тигренок, тигрята,
у тюленихи — тюлененок, тюленята,
у львицы — львенок, львята,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6—8 лет)
У лисы хвост — лисий,
лапы — лисьи,
морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца.
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
Выбор соответствующего понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)
Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:
-
название; -
где живет (Север, жаркие страны ...);
-
внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);
-
жилище (берлога, нора, дупло ...); -
повадки;
-
как добывает корм; -
как защищается; -
чем питается; -
кто является его врагом;
10) как называются его детеныши.
МИНУТКА ОТДЫХА
Стройный, с тонкими ногами
И ветвистыми рогами.
Он на севере живет,
Вместо сена мох жует. (Олень.)
Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы. (Зебра.)
Хорошо кума принаряжена:
Шерсть пушистая, золотистая;
На груди жилет, а на шее галстук.
Ходит тихохонько, к земле пригибается,
Будто кланяется,
Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса.)
ТЕМА «СКАЗКИ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны:
-
пересказывать русские народные сказки: «Курочка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бочок» и другие в зависимости от возраста; -
знать названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гусилебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Красная Шапочка», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и другие; -
знать, что сусек — это отгороженное место в амбаре, где хранится мука, а завалинка — земля, которой засыпают низ избы с наружной стороны.
Расширение словарного запаса детей:
названия: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Красная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса;
признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справедливый;
действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Узнавание предмета по ключевым словам «Из какой сказки?»
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.
(«Царевна-лягушка».)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна.
(«Сивка-бурка».)
Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок.
(«Конек-горбунок».)
Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.
(«Золушка».)
Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз.
(«Морозко».)
«Узнай нас» (послушай стихи, назови героев сказок)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (колобок).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и над водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино.)
Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола».
(Золушка.)
Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш ... (Малыш.)
МИНУТКА ОТДЫХА
Я, колобок, колобок!
По амбару метен, по сусекам скребен,
На сметане мешен, в печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
ТЕМА «ДОМ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны:
-
ориентироваться в доме; -
знать и называть расположение основных его частей; -
уметь сказать, кто на каком этаже живет;
-
знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;
— знать, какие бывают дома.
Расширение словарного запаса детей:
названия: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш;
признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;
действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» (детям 5—8 лет)
Для людей — жилой дом,
для машин — гараж,
для собак — конура, будка,
для коней — конюшня,
для свиней — свинарник,
для коров — коровник,
для птиц — скворечник, гнездо,
для кур — курятник и т.д.
Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6—8 лет)
Высокий — низкий,
далекий — близкий,
быстрый — медленный,
громкий — тихий,
широкий — узкий,
толстый — тонкий,
красивый — страшный,
большой — маленький,
новый — старый,
белый — черный.
Построение монолога «Опиши свой дом»
Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.
Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»
а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;
б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;
в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, лестница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза;
г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (детям от 5 лет)
Окно — окошко, окошечко,
рама — рамка, рамочка,
комната — комнатка, комнатушка,