ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стена — стенка, стеночка,
дверь — дверка, дверца,
балкон — балкончик,
бревно — бревнышко,
лестница — лесенка,
звонок — звоночек,
крыша — крышка, крышечка,
порог — порожек.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Пол — полы — много полов,
рама — рамы — много рам,
комната — комнаты — много комнат,
стена — стены — стен,
этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),
подъезд — подъезды — много подъездов,
балкон — балконы — балконов,
бревно — бревна — бревен,
окно — окна — много окон,
форточка — форточки — форточек,
лестница — лестницы — много лестниц,
дверь — двери — дверей,
звонок — звонки — звонков,
крыша — крыши — много крыш,
труба — трубы — много труб,
антенна — антенны — много антенн,
подвал — подвалы — подвалов,
замок — замки — замков.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»
Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,
один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т.д.
Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа» (детям от 6 лет)
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом ... (двухэтажный).
Три этажа — дом ... (трехэтажный).
Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).
Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).
Согласование существительных с личными местоимениями
Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;
мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой?» (детям от 5 лет)
Дом из соломы — соломенный, ... из кирпича — кирпичный, ... камня — каменный, ... дерева — деревянный.
МИНУТКА ОТДЫХА
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер
Новый дом
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы —
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков
Маленькие строители
Решили как-то дети построить куклам дом.
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков с реки,
Утрамбовали землю ребячьи каблуки.
С песком и кирпичами возился весь наш двор.
Просеивали известь, готовили раствор.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей — и встал для кукол дом
Над серебристой речкой, на берегу крутом.
К. Гогиашвили
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт.)
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
-
назначение основных электроприборов в доме; -
почему они так называются; -
как с ними обращаться.
Расширение словарного запаса детей:
названия: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество;
признаки: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая;
действия: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Телефон — телефончик,
пылесос— пылесосик,
торшер — торшерчик,
лампа — лампочка,
холодильник — холодильничек,
утюг — утюжок,
магнитофон — магнитофончик,
плита — плитка (плиточка).
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Телевизор — телевизоры — телевизоров,
магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов,
люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов,
радио — радио — радио,
торшер — торшеры — торшеров,
лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров,
холодильник — холодильники — холодильников,
утюг — утюги — утюгов,
машина — машины — машин,
плита — плиты — плит,
техника — техника — много техники,
провод — провода — проводов,
розетка — розетки — розеток,
печь — печи — печей.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.
Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»
Телевизор — нет телевизора;
магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.
Согласование слов по типу управления «Закончи предложение
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи «Беседа по теме»
Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы?
(Настольные, настенные.)
МИНУТКА ОТДЫХА
Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые —
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые —
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический ... (утюг).
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
-
названия головных уборов; -
назначение и отличительные признаки разных головных уборов; -
как изготавливаются головные уборы.
Расширение словарного запаса детей:
названия: шапка, кепка, платок, тюбетейка, пилотка, бескозырка, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, фуражка, косынка, берет;
признаки: головной (убор), ситцевый, льняной, шелковый, шерстяная, кожаная, меховая, пуховой, вязаная, нарядный, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, модельная, мягкая;
действия: шить, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, завязывать, развязывать, стирать, гладить, поправить, повесить.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Шапка — шапочка, пилотка — пилоточка, платок — платочек, шлем — шлемик, панама — панамка, шляпа — шляпка, косынка — косыночка, берет — беретик.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек, пилотка — пилотки — пилоток, каска — каски — касок, шапка — шапки — шапок, кепка — кепки — кепок, платок — платки — платков, панама — панамы — панам, шаль — шали — шалей, шляпа — шляпы — шляп, фуражка — фуражки — фуражек, косынка — косынки — косынок, берет — береты — беретов, колпак — колпаки — колпаков, шлем — шлемы — шлемов.
«Назови, какая» (из какого материала сделана?) (детям от 5 лет)
Шапка из меха — меховая,
... шерсти — шерстяная,
кепка из кожи — кожаная,
панама из ситца — ситцевая,
платок из шелка — шелковый,
шаль из пуха — пуховая,
шляпа из соломы — соломенная,
... фетра — фетровая,
шапка из меха кролика — кроличья,
... лисы — лисья,
... норки — норковая.
Образование простых причастий «Назови, какой, какая?» (детям от 6 лет)
Шить — шитый, вышивать — вышитый,
развязать — развязанный, завязать — завязанный,
вязать — вязанный, носить — ношенный,
складывать — сложенный, стирать — стиранный.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»
Почему головные уборы так называются? Для чего нужны головные уборы? Какие вы знаете головные уборы? Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины? Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью. Из чего делают головные уборы?