Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


стена — стенка, стеночка,

дверь — дверка, дверца,

балкон — балкончик,

бревно — бревнышко,

лестница — лесенка,

звонок — звоночек,

крыша — крышка, крышечка,

порог — порожек.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах

Пол — полы — много полов,

рама — рамы — много рам,

комната — комнаты — много комнат,

стена — стены — стен,

этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),

подъезд — подъезды — много подъездов,

балкон — балконы — балконов,

бревно — бревна — бревен,

окно — окна — много окон,

форточка — форточки — форточек,

лестница — лестницы — много лестниц,

дверь — двери — дверей,

звонок — звонки — звонков,

крыша — крыши — много крыш,

труба — трубы — много труб,

антенна — антенны — много антенн,

подвал — подвалы — подвалов,

замок — замки — замков.

Образование существительных и прилагательных множествен­ного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»

Одна комната — две комнаты — пять комнат,

одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,

один дом — два дома — пять домов,

один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,

одно окно — два окна — пять окон и т.д.

Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа» (детям от 6 лет)

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы гово­рим, что дом многоэтажный.

Два этажа — дом ... (двухэтажный).

Три этажа — дом ... (трехэтажный).

Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).

Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).

Согласование существительных с личными местоимениями

Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;

мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

Образование относительных прилагательных «Назови, ка­кой?» (детям от 5 лет)

Дом из соломы — соломенный, ... из кирпича — кирпичный, ... камня — каменный, ... дерева — деревянный.

МИНУТКА ОТДЫХА

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!


И неважно, что пока

Этот домик из песка.

Б. Заходер

Новый дом

На большущей высоте,

Выше крыши, на шесте,

Я построил новый дом

С круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой хотя и мал,

Но недолго пустовал:

Поселились в нем жильцы —

Голосистые скворцы.

Г. Ладонщиков

Маленькие строители

Решили как-то дети построить куклам дом.

Над речкой серебристой, на берегу крутом.

Фундамент заложили из камушков с реки,

Утрамбовали землю ребячьи каблуки.

С песком и кирпичами возился весь наш двор.

Просеивали известь, готовили раствор.

Потом рубанком доски строгали целый день.

Сложили крепко стены, сплели густой плетень.

Покрыли черепицей — и встал для кукол дом

Над серебристой речкой, на берегу крутом.

К. Гогиашвили

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок.)

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (Дверь.)

Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт.)

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • назначение основных электроприборов в доме;

  • почему они так называются;

  • как с ними обращаться.
    Расширение словарного запаса детей:

названия: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, ра­дио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, хо­лодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, про­вод, розетка, вилка, электричество;

признаки: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микровол­новая, теплый, электрический, бытовая;

действия: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пыле­сосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, гото­вить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Телефон — телефончик,

пылесос— пылесосик,

торшер — торшерчик,

лампа — лампочка,

холодильник — холодильничек,



утюг — утюжок,

магнитофон — магнитофончик,

плита — плитка (плиточка).

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Телевизор — телевизоры — телевизоров,

магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,

пылесос — пылесосы — пылесосов,

люстра — люстры — люстр,

телефон — телефоны — телефонов,

радио — радио — радио,

торшер — торшеры — торшеров,

лампа — лампы — ламп,

компьютер — компьютеры — компьютеров,

холодильник — холодильники — холодильников,

утюг — утюги — утюгов,

машина — машины — машин,

плита — плиты — плит,

техника — техника — много техники,

провод — провода — проводов,

розетка — розетки — розеток,

печь — печи — печей.

Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай»

Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,

одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,

один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

Образование существительных в родительном падеже «Ска­жи со словом "нет"»

Телевизор — нет телевизора;

магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогрева­теля, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микро­волновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, моро­зильника.

Согласование слов по типу управления «Закончи предложение

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер ... (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия и развертывание моноло­гической речи «Беседа по теме»

Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда посту­пает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розет­ки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож хо­лодильник? Какие бывают лампы?
(Настольные, настенные.)

МИНУТКА ОТДЫХА

Полюбуйся, посмотри —

Полюс северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые —

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые —

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг,

Электрический ... (утюг).

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)


ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • названия головных уборов;

  • назначение и отличительные признаки разных головных уборов;

  • как изготавливаются головные уборы.

Расширение словарного запаса детей:

названия: шапка, кепка, платок, тюбетейка, пилотка, бескозырка, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, фуражка, косынка, берет;

признаки: головной (убор), ситцевый, льняной, шелковый, шер­стяная, кожаная, меховая, пуховой, вязаная, нарядный, зимняя, лет­няя, осенняя, удобная, красивая, модная, модельная, мягкая;

действия: шить, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, ве­шать, завязывать, развязывать, стирать, гладить, поправить, повесить.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Шапка — шапочка, пилотка — пилоточка, платок — платочек, шлем — шлемик, панама — панамка, шляпа — шляпка, косынка — косыночка, берет — беретик.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один много»

Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек, пилотка — пилотки — пилоток, каска — каски — касок, шапка — шапки — шапок, кепка — кепки — кепок, платок — платки — платков, панама — панамы — панам, шаль — шали — шалей, шляпа — шляпы — шляп, фуражка — фуражки — фуражек, косынка — косынки — косынок, берет — береты — беретов, колпак — колпаки — колпаков, шлем — шлемы — шлемов.

«Назови, какая» (из какого материала сделана?) (детям от 5 лет)

Шапка из меха — меховая,

... шерсти — шерстяная,

кепка из кожи — кожаная,

панама из ситца — ситцевая,

платок из шелка — шелковый,

шаль из пуха — пуховая,

шляпа из соломы — соломенная,

... фетра — фетровая,

шапка из меха кролика — кроличья,

... лисы — лисья,

... норки — норковая.

Образование простых причастий «Назови, какой, какая?» (детям от 6 лет)

Шить — шитый, вышивать — вышитый,

развязать — развязанный, завязать — завязанный,

вязать — вязанный, носить — ношенный,

складывать — сложенный, стирать — стиранный.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия и развития монологиче­ской речи «Беседа по теме»

Почему головные уборы так называются? Для чего нужны головные уборы? Какие вы знаете головные уборы? Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины? Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью. Из чего делают головные уборы?