Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы, ...

Вы идете в первый раз

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят

На пустой террасе.

Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,

Речку в дальнем поле...

Мы ведь тоже через год

Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,

Мимо окон мчится...

— Обещаем хорошо,

Лучше всех учиться!

ТЕМА «НАШ ГОРОД»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (с 6 лет) должны знать:

  • как называется город, в котором они живут;

  • какие в нем находятся достопримечательности, чем он зна­менит;

  • какие памятные места находятся в районе, где они живут;

  • в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

Расширение словарного запаса детей:

названия: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, ули­ца, герб, памятник, двор, дом, москвич, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин;

признаки: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;

действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование прилагательных в сравнительной степени

Высокий — выше,

широкий — шире,

красивый — красивее,

мягкий — мягче,

удобный — удобнее,

тонкий — тоньше,

низкий — ниже,

медленный — медленнее,

теплый — теплее,

чистый — чище.

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый — тепло,

удобный — удобно,

чистый — чисто,

широкий — широко,

холодный — холодно,

тонкий — тонко,

осторожный — осторожно,

низкий — низко,

грязный — грязно,

медленный — медленно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Улица — улочка,

город — городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

сквер — скверик,

двор — дворик,

адрес — адресок.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»


Город — города — городов,

улица — улицы — улиц,

вокзал — вокзалы — вокзалов,

площадь — площади — площадей,

театр — театры — театров,

магазин — магазины — магазинов,

проспект — проспекты — проспектов,

бульвар — бульвары — бульваров,

сквер — скверы — скверов,

школа — школы — школ,

храм — храмы — храмов,

библиотека — библиотеки — библиотек,

аптека — аптеки — аптек,

москвич — москвичи — москвичей.

Лексический строй речи


город-

квар-
Связь слов по типу согласования «Скажи со словом ской"»

Транспорт — городской транспорт, квартира — городская квартира,

дома — ... , парк — ... , улицы — ... , театр — ... , почта — ... , здание — ... , школа — ... , площади — ... , вокзал — ... , жители — ....

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Город Москва (какой?) — большой, красивый, главный, благо­устроенный, величавый, чистый ... ;

улица (какая?) —длинная, широкая, чистая, красивая ... .

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Эта улица узкая, а эта ... (широкая),

эта дорога длинная, а эта ... (короткая),

эта речка мелкая, а эта ... (глубокая),

эта школа близкая, а эта ... (далекая),

эта тропинка прямая, а эта ... (кривая),

этот дуб молодой, а этот ... (старенький),

этот путь далекий, а этот ... (близкий),

этот мост высокий, а этот ... (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

Эти машины делают в Москве, и называются они... («москвича­ми»). Почти каждый, кто приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой ... (театр). Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая ... (деревня).

В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и боль­шой улице ... (Арбат). В Париже самый знаменитый музей назы­вается Лувр, а в Москве — Третьяковская ... (галерея). Это краси­вое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского про­спекта и называется Триумфальная ... (арка). Самый большой стадион в Москве называется ... («Лужники»).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты свой город?» (детям 68 лет)

  1. Как называется город, в котором ты живешь?

  2. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

  3. Что означает слово «столица»? (Главный город.)

  4. Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)

  5. Москва — столица чего? (Нашей страны, России.)

  6. Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез­
    дами, они вечером зажигаются.)


  7. Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе­
    ством башен.)


  8. Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)

  9. В нашей столице много памятников, красивых старинных и
    современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па­
    мятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол­
    горукому, Успенский собор.)



10. Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечат­ся? Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получа­ют посылки и письма? Назови свой адрес.

МИНУТКА ОТДЫХА

**

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

С. Михалков

ТЕМА «ПОЧТА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • что такое почта, для чего она предназначена;

  • названия разных почтовых отправлений;

  • кто работает на почте, чем занимаются почтальоны, телеграфисты и др.;

— как отправить письмо или посылку.
Расширение словарного запаса детей:

названия: почта, почтальон, оператор, письмо, конверт, телеграм­ма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бланк, банде­роль, печать, индекс, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, телеграф, переговоры, извещение, доставка;

признаки: почтовый, телеграфный, телефонный, переговорный, срочный, ценная, заказное, поздравительная;

действия: посылать, отправлять, получать, упаковывать, штампо­вать, сортировать, разбирать, доставлять, выписывать, поздравлять, переписываться, телеграфировать, заполнять, вызывать, заказывать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Письмо — письмецо, конверт — конвертик,

телеграмма — телеграммочка, открытка — открыточка,

посылка — посылочка, журнал — журнальчик,

адрес — адресок, газета — газетка,

бандероль — бандеролька, телефон — телефончик.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям от 6 лет)

Почта — почты — много почт,

почтальон — почтальоны — почтальонов,

оператор — операторы — операторов,

письмо — письма — писем,

перевод — переводы — переводов,

конверт — конверты — конвертов,

телеграмма — телеграммы — телеграмм,

посылка — посылки — посылок,

адрес — адреса — адресов,

открытка — открытки — открыток,

газета — газеты — газет,

журнал — журналы — журналов,

бандероль — бандероли — бандеролей,

печать — печати — печатей,

телефонист — телефонисты — телефонистов,

телефон — телефоны — телефонов,


извещение — извещения — извещений.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (ка­кая? какой?)»

Открытка — поздравительная, праздничная, красочная, краси­вая ... ;

журнал — красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, раз­влекательный ... ;

газета — ... ;

посылка — ....

Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Зна­ешь ли ты» (детям 68 лет):

а) откуда мы узнаем общественные новости — из газеты, жур­нала, письма, телеграммы, открытки (газеты);

б) письмо бывает обыкновенное и ценное, телеграмма — обык­новенная, срочная (молния), поздравительная. Бандероль и посылка — могут быть ценными? (Да.);

в) что такое «бланк», «извещение», «почтовый перевод»;

г) кто разносит почту адресатам.
Поиск соответствующего понятия «Что это, угадай?»

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо. (Адрес.)

МИНУТКА ОТДЫХА

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он, ленинградский ... (почтальон).

С. Маршак

На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы. (Почтовый ящик.)

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка,

Маленькое очень, быстрое, как птица,

Если захочешь — за море умчится. (Письмо.)

ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • названия разных профессий;

  • назначение разных профессий.

Расширение словарного запаса детей:

названия: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте­кольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птич­ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсес­тра;

признаки: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный;

действия: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пи­шет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, счи­тает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, уп­равляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Учитель — учителя — учителей,

врач — врачи — врачей,

продавец — продавцы — продавцов,

пекарь — пекари — пекарей,

фотограф — фотографы — фотографов,

портной — портные — портных,

доярка — доярки — доярок,

почтальон — почтальоны — почтальонов.

Образование существительных женского рода «Назови по образцу» (детям от 6 лет)

Он художник, а она — художница;

он учитель, а она — ... ;

он писатель, а она — ... ;

он проводник, а она — ... ;

он певец, а она — ... ;

он переводчик, а она — ... .

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать; пожарный — тушит пожар; строитель — строит и ремонтирует дома; маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;

фотограф — фотографирует;

повар — ... ;

портной — ... ;

парикмахер — ... ;

библиотекарь — ... ;

врач — ... ;

писатель — ... ;

водитель — ... ;

тракторист — ... ;

доярка — ... ;

птичница — ....

Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;

врачу — лекарство, белый халат, градусник;

художнику — ... ;

учителю — ... ;

портному — ... ;

маляру — ... ;

рыболову — ... ;

продавцу — ... ;

садовнику — ... ;

плотнику — ... ;

доярке — ... ;

трактористу — ....

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию» (де­тям от 6 лет)

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Кто красит стены? (Маляр.)

Кто ухаживает за птицами? (Птичница).

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто играет на рояле? (Пианист.)

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парик­махер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

Построение монолога «Опиши профессию по плану»:

  1. название профессии;

  2. какие инструменты нужны для работы по этой профессии;

  3. что делает человек этой профессии.