Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поиск соответствующего понятия «Назови» (детям 68 лет):

а) детского врача — ... (педиатр),
зубного врача — ... (стоматолог),
глазного врача — ... (окулист),

врача, делающего операции, — ... (хирург),

врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог),

помощник врача — ... (медицинская сестра);

б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, гра­
дусник, молоточек, пинцет).


Поиск соответствующего понятия и построение монолога «Бе­седа по теме»

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.) Назовите про­фессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете? Для чего надо учиться професси­ям? Где им обучаются?

МИНУТКА ОТДЫХА

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар.)


ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • что наша Родина — Россия, живущие в России люди — россияне;

  • значение слов «Отечество», «Родина», «защитник»;

  • названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии;

  • какой техникой управляют военные разных профессий;

  • из каких предметов состоит форма моряка, летчика, десантника.

Расширение словарного запаса детей:

названия: танкист, летчик, моряк, вертолетчик, десантник, погра­ничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулеметчик, кавалерист, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, ракета, вертолет, самолет, катер, корабль, крейсер, орудие, ружье, пулемет, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, кавалерия, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит, море, космос, Родина, Россия, Отчиз­на, Русь, Отечество, Москва, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость;

признаки: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужествен­ный, военный, трудная, почетная, опасная, героический, отважный, нужный, необходимый, внимательный, заботливый, ловкий, сильный;

действия: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, со­хранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять, летать, прыгать, добывать, следить.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Танкист — танкисты — танкистов,

летчик — летчики — летчиков,

моряк — моряки — моряков,

солдат — солдаты — много солдат,

воин — воины — воинов,

герой — герои — героев,

ракета — ракеты — ракет,

шашка — шашки — шашек,

пилотка — пилотки — пилоток,

лодка — лодки — лодок,

пехотинец — пехотинцы — пехотинцев,

десантник — десантники — десантников,

пограничник — пограничники — пограничников.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 5 лет)

Один солдат — два солдата — пять солдат,

один матрос — два матроса — пять матросов,

один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,

один летчик — два летчика — пять летчиков,

один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,

одна пушка — две пушки — пять пушек,



один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,

одно ружье — два ружья — пять ружей.

Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу» (детям 68 лет)

Артиллерия — артиллерист,

вертолет — вертолетчик,

кавалерия — ... ,

пехота — ... ,

разведка — ... ,

танк — ... ,

пулемет — ... ,

десант — ... ,

граница — ... ,

море — ... ,

парашют — ... ,

ракета — ... ,

космос — ....

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?» (детям от 6 лет)

Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк ... ,

десантник ...

пулеметчик ....

Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»

Самолет и вертолет; танк и бронетранспортер; катер и подводная лодка.

МИНУТКА ОТДЫХА

Навек запомни

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись,

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер, ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня он сделал все, что смог:

Себя в бою не пожалел, а Родину сберег.

М. Исаковский

Родина

На широком просторе предрассветной порой

Встали алые зори над родимой страной.

С каждым годом все краше дорогие края...

Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!

А. Прокофьев

ТЕМА «СПОРТ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • названия разных видов спорта;

  • как называются спортсмены разных видов спорта;

  • названия спортивных снарядов.

Расширение словарного запаса детей:

названия: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка,
корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свис­
ток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца),
теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка),
прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);признаки: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, силь­ный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уве­ренный, настойчивый, стройный, быстрый;

действия: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, про­игрывать, соревноваться.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных мужского и женского рода «Кто что делает?» (детям от 6 лет)


Ходит на лыжах — лыжник, лыжница;

бегает на коньках — конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки — стрелок;

стреляет из лука — лучник, лучница;

играет в теннис — теннисист, теннисистка;

плавает — пловец, пловчиха;

играет в шашки — шашист, шашистка;

играет в шахматы — шахматист, шахматистка;

занимается туризмом — турист, туристка;

прыгает — прыгун, прыгунья;

занимается гимнастикой — гимнаст, гимнастка;

занимается борьбой — борец;

играет в хоккей — хоккеист, хоккеистка;

играет в футбол — футболист, футболистка;

занимается боксом — боксер;

занимается фигурным катанием — фигурист, фигуристка;

ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка;

ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка;

занимается акробатикой — акробат, акробатка;

прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Спортсмен — много спортсменов, упражнение — упражнений, форма — форм, победитель — победителей, чемпион — чемпионов,

лыжница — лыжниц, лыжник — лыжников, пловчиха — пловчих, боксер — боксеров, хоккеистка — хоккеисток, велосипедист — велосипедистов.

Образование сравнительной степени наречий «Закончи пред­ложение» (детям 68 лет)

Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.

Маша прыгает высоко, а Саша еще ... (выше).

Маша точно попадает в цель, а Саша еще ... (точнее).

Маша далеко ушла вперед, а Саша еще ... (дальше).

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, рано — поздно, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро.

Построение монолога «Беседа о физкультуре и спорте» (де­тям 68 лет)

Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? Как называются люди, занимающиеся физкультурой? Как называют­ся люди, занимающиеся спортом? Чем отличается спортсмен от физкультурника? Какие виды спорта вы знаете? Где занимаются спортсмены? (Легкоатлетический манеж, гимнастический зал, тен­нисный корт, стадион.) Какие спортивные принадлежности и обо­рудование вы знаете? Как называются самые крупные соревно­вания спортсменов?
(Олимпиада, чемпионат.)

МИНУТКА ОТДЫХА

Мчат колеса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом!

Это я бегу верхом!

Я и сижу на бегу, и машину качу,

И качусь, куда хочу! (Велосипед и велосипедист.)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На ворота эти

Натянули сети. (Стадион.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи, лыжник)

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • какие существуют виды транспорта, их названия;

  • назначение разных видов транспорта;

  • названия частей разных транспортных средств;

  • названия профессий людей, которые работают на транспорте.

Расширение словарного запаса детей:

названия: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз,

электричка, поезд, карета «скорой помощи», милицейская машина, пожарная машина, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, яхта, парусник, лошадь, олени, собаки, осел, верблюд, сани, телега, кибитка, карета, упряжка, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электриче­ство, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт;

признаки: легковой, грузовой, пассажирский, городской, между­народный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, назем­ный, подземный, почтовый, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная;

действия: едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземля­ется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, причаливает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один много»

Автобус — автобусы — автобусов,

грузовик — грузовики — грузовиков,

поезд — поезда — поездов,

машина — машины — машин,

троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,

лодка — лодки — лодок,