Файл: Главные направления и школы в истории философской мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Можно ли свести познание к зеркальному отражению объективного мира в сознании человека?

Пока нет. Люди ещё не научились так делать, потому что зеркало ещё не до конца исследовано, но кто знает, может быть и можно, но люди и учёные понятия не имеют, не догадываются, что так можно сделать.

3. Как вы понимаете креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности?

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.

Задание 3. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:

1. В чем философский смысл проблемы бытия?
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.

2. В чем суть проблемы сознания в философии?
В современной философии психофизическая проблема определяется как вопрос о соотношении ментальных состояний (наших мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.

Существует 2 основных направления решения психофизической
проблемы — это дуализм и монизм. Первый исходит из предположения о том, что сознание обладает особой природой, принципиально несводимой
к физической материальной реальности.

3. Что мы знаем о незнании?
Незнание — отсутствие знаний о каком либо востребованном вопросе, о выполнении своих функций, о чем либо вообще. В
учебно-воспитательном процессе оценивается двояко. С одной стороны,
незнание – невежество, порождающее страдания, унижения, осуждение и т.д.

4. В чем, на ваш взгляд, сущность творчества и основные формы его проявления?

Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы.

Основными формами творчества являются: научно-техническая, художественная, социальная. Каждая из разновидностей творчества отличается многообразием материального и духовного жизни, а также разницей интересов и профессиональной направленности субъектов творчества. Устойчивое обособление тех или иных видов творчества, как правило, связано с работоспособностью способов фиксации новых.


Задание 4. Нарисуйте структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.



Задание 5Заполните следующую таблицу:

Философские школы

Представления

о сознании

Представления

о познании

Представления

об истине

Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.


Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.


К Милетской школе относят истоки древнегреческой, а следовательно и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научно-практического интереса.

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.


Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.


В числах пифагорейцы видели:

— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.


Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

— выступал против антропоморфических элементов в религии;

— высмеивал богов в человеческом виде;

— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

— разграничивал истину и мнение;

— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

— бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;

— он развивал логику как диалектику.


Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

  • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;

  • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;

  • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;

  • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;

  • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.




Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

 Школа Сократа.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.


Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.

  2. Майевтике.




Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.