Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социально педагогической деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 4.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№
п/п
Наименования
форм
Предварительная
подготовка
Организатор Характер
влияния педагога
Результат
совместной
деятельности
1.
Диспут
Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников.
Учитель
Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным.
Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы.
Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил.
2.
Консультация
Предварительная подготовка к консультации включает: 1.
Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации. 2.
Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана
Педагог
Педагог-участник
СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует.
Получение новых знаний
консультации. 3.
Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.
3.
Экскурсия
Предварительная подготовка к экскурсии, как и к урокам, начинается при составлении рабочей программы
(раздел
«тематическое планирование»), где указывается тема экскурсии, определяется ее место в системе других учебных занятий. ... Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, намечает конкретные объекты изучения, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание для наблюдений, практических работ.
В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать.
Педагог
Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят при соблюдении установленных педагогических требований к запланированному образовательному результату.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка
– прогулки, знакомства с памятными местами.
4.
Концерт
· Определение темы концерта
· Определение даты, времени и места проведения концерта
Педагог
Деятельность педагога и концертмейстера заключает в себе чисто творческую
(художественную) и педагогическую направленность.
Конферанс позволяет:
Создать праздничное настроение;
Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.
3.
Экскурсия
Предварительная подготовка к экскурсии, как и к урокам, начинается при составлении рабочей программы
(раздел
«тематическое планирование»), где указывается тема экскурсии, определяется ее место в системе других учебных занятий. ... Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, намечает конкретные объекты изучения, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание для наблюдений, практических работ.
В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать.
Педагог
Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят при соблюдении установленных педагогических требований к запланированному образовательному результату.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка
– прогулки, знакомства с памятными местами.
4.
Концерт
· Определение темы концерта
· Определение даты, времени и места проведения концерта
Педагог
Деятельность педагога и концертмейстера заключает в себе чисто творческую
(художественную) и педагогическую направленность.
Конферанс позволяет:
Создать праздничное настроение;
· Составление программы или сценария концерта
· Просмотр и отбор концертных номеров
· Продумывание текста конферанса и подготовки ведущих
· Подготовка и распространение пригласительных билетов
· Оформление и вывешивание афиши
· Проведение репетиции концерта
Мастерство педагога- музыканта и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию.
Эффективность творческого процесса зависит не только от получения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, но и от умения работать с людьми.
Изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номеров;
Дополнить выступление тематической информацией
Провести поздравления и награждение участников и гостей концерта;
Сгладить организационные недочеты, проявившиеся при проведении концерта;
В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку. Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта.
5.
Субботник
Выбор даты в зависимости от погодных условий,
Педагог
Педагогический состав тоже активно должен
Субботники положительным образом влияют на
подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы. принимать участие в субботнике.
Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой. детей, ведь это дисциплинирует их, учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка.
6.
Стенгазета
Беседа о подготовке стенгазеты к празднику.
Коллективное планирование содержания стенгазеты.
Доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников.
Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела.
Педагог
Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом.
Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины.
Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет
Стенгазета призвана приобщать подрастающее поколение к происходящим событиям, расширять круг его общения, дать возможность молодежи самореализоваться и развивать творческие способности.
Стенгазета позволяет развивать инициативность, ответственность, самостоятельность, умение оценивать дела и поступки других людей, и собственные,
Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой. детей, ведь это дисциплинирует их, учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка.
6.
Стенгазета
Беседа о подготовке стенгазеты к празднику.
Коллективное планирование содержания стенгазеты.
Доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников.
Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела.
Педагог
Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом.
Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины.
Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет
Стенгазета призвана приобщать подрастающее поколение к происходящим событиям, расширять круг его общения, дать возможность молодежи самореализоваться и развивать творческие способности.
Стенгазета позволяет развивать инициативность, ответственность, самостоятельность, умение оценивать дела и поступки других людей, и собственные,
организация проверки действенности публикуемого материала самими ребятами. В систематическом выпуске стенгазет помогают: создание актива редколлегии, обсуждение итогов работы с газетой на сборе, на совете школьного актива и периодические смотры и конкурсы классных газет. развивать умения, соучастие, сотрудничество, сотворчество, приучает к чтению и обдумыванию содержащейся в газете информации.
Таким образом, школьная газета – это школа жизненной позиции.
Задание 7. Максимальное количество баллов — 10 баллов.
В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация и др.
Все они состоят из двух частей:
— первая часть «само» указывает на то, что инициатором деятельности является автор собственной разработки;
— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности.
Каждый педагог постоянно реализует собственный профессиональный потенциал через целенаправленную и системную деятельность. В рамках данного творческого задания вам предлагается выразить себя посредством проектирования информационного сообщения, оформляемого по законам создания рекламной листовки.
Листовка — популярный полиграфический формат информационного или рекламного сообщения. Для проектирования данного информационного продукта удобно использовать профессиональные шаблоны, выполненные дизайнерами и предлагаемые для использования в сети Интернет. В общем формате возможно скачать шаблон листовки с бесплатных сайтов или самостоятельно онлайн разработать авторский макет на специализированном сайте, а затем его сохранить для персонального пользования.
Таким образом, школьная газета – это школа жизненной позиции.
Задание 7. Максимальное количество баллов — 10 баллов.
В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация и др.
Все они состоят из двух частей:
— первая часть «само» указывает на то, что инициатором деятельности является автор собственной разработки;
— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности.
Каждый педагог постоянно реализует собственный профессиональный потенциал через целенаправленную и системную деятельность. В рамках данного творческого задания вам предлагается выразить себя посредством проектирования информационного сообщения, оформляемого по законам создания рекламной листовки.
Листовка — популярный полиграфический формат информационного или рекламного сообщения. Для проектирования данного информационного продукта удобно использовать профессиональные шаблоны, выполненные дизайнерами и предлагаемые для использования в сети Интернет. В общем формате возможно скачать шаблон листовки с бесплатных сайтов или самостоятельно онлайн разработать авторский макет на специализированном сайте, а затем его сохранить для персонального пользования.
Пошаговый алгоритм выполнения данного задания предлагается далее, при этом даются конкретные рабочие и информационные установки, удобные для использования.
Алгоритм выполнения задания
Первый этап.
Смоделируйте содержание проектируемой информационной листовки, используйте при этом материалы, представленные в таблице 6. Выбор одного из двух вариантов содержательного проектирования осуществляется на основании вашего личного предпочтения.
Таблица 7 — Варианты проектирования содержания информационной листовки
№
п/п
Описания педагогических ситуаций
Планы содержания листовки
I. Вариант
Вы являетесь педагогом, который устраивается на работу в новый детский сад или набирает группу детей для осуществления преподавательской деятельности.
Вам предстоит познакомиться с работодателем или родителями будущих воспитанников.
У вас уже есть личное портфолио.
Прекрасным дополнением к нему будет ваше персональное информационное сообщение о собственных профессиональных возможностях и навыках.
1) Ф.И.О. педагога.
2) Ваше личное фото.
3) Информация об уровне и специализации образования.
4) Педагогический стаж.
5) Ваше кредо как воспитателя
(может быть представлено актуальное высказывание известного автора или ваши личные размышления — кратко в
3 – 4 предложения).
6) Ваши педагогические достижения.
7) Контактная информация: электронный адрес, контакты в социальных сетях и номер телефона.
II. Вариант
Вы являетесь воспитателем ДОУ. В вашей группе скоро состоится интересное и крупное мероприятие. Анонс планируемого мероприятия уместно сделать, используя информационную
1) Наименование мероприятия.
2) Подзаголовок мероприятия.
3) Анонс предстоящего события.
листовку.
Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях
(на ваш выбор — одно!):
¾ праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.);
¾ проведение спортивного праздника;
¾ выпускное мероприятие для воспитанников группы
¾ театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ;
¾ фестиваль мороженого или фруктов;
¾ проведение субботника на территории ДОУ;
¾ экскурсия на конфетную или швейную фабрику;
¾ поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр
ГИБДД;
¾ посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов;
¾ проведение открытого занятия;
¾ профессиональная консультация;
¾ педагогическая тематическая конференция для сотрудников ДОУ.
4) Дата и время проведения.
5) Адрес/местонахождение организации, где проводится мероприятие.
6) Контактная информация: адрес организации, где проводится мероприятие; Ф.И.О. сотрудника, проводящего мероприятие, его звание или должность, электронная почта и номер телефона.
Второй этап.
Используя поисковые системы, изучите информацию, представленную на рекомендуемых далее сайтах, и подберите несколько вариантов шаблонов листовок, которые соответствуют разработанному вами содержанию информационного сообщения.
Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях
(на ваш выбор — одно!):
¾ праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.);
¾ проведение спортивного праздника;
¾ выпускное мероприятие для воспитанников группы
¾ театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ;
¾ фестиваль мороженого или фруктов;
¾ проведение субботника на территории ДОУ;
¾ экскурсия на конфетную или швейную фабрику;
¾ поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр
ГИБДД;
¾ посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов;
¾ проведение открытого занятия;
¾ профессиональная консультация;
¾ педагогическая тематическая конференция для сотрудников ДОУ.
4) Дата и время проведения.
5) Адрес/местонахождение организации, где проводится мероприятие.
6) Контактная информация: адрес организации, где проводится мероприятие; Ф.И.О. сотрудника, проводящего мероприятие, его звание или должность, электронная почта и номер телефона.
Второй этап.
Используя поисковые системы, изучите информацию, представленную на рекомендуемых далее сайтах, и подберите несколько вариантов шаблонов листовок, которые соответствуют разработанному вами содержанию информационного сообщения.
Перечень ссылок на сайты, где предлагаются шаблоны для проектирования информационных листовок:
¾ https://templates.office.com/ru-ru/flyer-templates
¾ https://ru.pngtree.com/flyer-templates
¾ https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/listovku/
¾ https://printut.com/shablony-listovki-flaery/бесплатно
Третий этап.
Заполните избранный шаблон листовки подготовленными информационными материалами. Оформите итоговый макет разработанной листовки в любой из предлагаемых программ: Microsoft Word, PowerPoin, Adobe Photoshop, MS Publisher, Spark Adobe, O
rion Flyer Maker Pro и др. Возможно воспользоваться онлайн-конструктором листовок: Google Slides, Piktochart, Postermywall и др.
Четвёртый этап.
Скачайте и сохраните листовку в электронном виде. Загрузите листовку на сайт СДО для проверки преподавателем
Задание 8. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности.
Систематизируйте собственные знания по данному вопросу, заполнив таблицу 6
«Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения.
Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся
№ п/п
Педагогические
понятия
Определения понятий
1.
Оценка
— выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы).
2.
Отметка
Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности.
3.
Рейтинг
– это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы обучающегося в процессе усвоения
учебного материала. Рейтинг – это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных обучающимся баллов за различные контрольные мероприятия.
4.
Портфолио
Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.
5.
Шкала
– это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл
(шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.
6.
Самооценка
— это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
7
Девиантность
В педагогике под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально- нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
8.
Одарённость
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
4.
Портфолио
Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.
5.
Шкала
– это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл
(шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.
6.
Самооценка
— это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
7
Девиантность
В педагогике под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально- нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
8.
Одарённость
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.