Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология с основами психотерапии (1080) Дисциплина Нейропсихология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Нейропсихология

Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологические механизмы нарушений познавательной сферы


Выполнил:

слушатель Фотина Елена Сергеевна

Преподаватель:

Иващенко Лариса Борисовна

г. Санкт-Петербург – 2023



Нейропсихологические синдромы

Область поражения

Клиническая картина

Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга.

Зрительная агнозия

При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий).

Расстройства зрительного восприятия.

Односторонняя зрительно-пространственная агнозия

При поражении глубинных или конвекситальных отделов правого полушария мозга.

В отдельных случаях при поражении левого полушария затылочных отделов мозга.

"Невосприятие" тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле.
Часто выступает как полимодальный синдром, проявляясь в перцептивном игнорировании не только левого зрительного поля, но и двигательной, и тактильной, и слуховой сферы.

Оптико-пространственная агнозия

При двустороннем поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга, особенно справа.

Теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Может нарушать навыки чтения - возникают трудности прочтения букв с лево-правыми признаками.

Предметная агнозия

Левополушарный синдром затылочных отделов мозга, но в наиболее грубой форме эта агнозия встречается при двустороннем nopажении широкой зрительной сферы.

Невозможности или затрудненное узнавание предмета в целом при сохранном познании отдельных его признаков или частей.

Симультанная агнозия

При двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры.

Проявляется в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в целом.

Символическая агнозия

При одностороннем поражении левой затылочно-теменной области головного мозга.

Нарушается идентификация букв (или цифр) при сохранности их копирования. У таких больных распадается и навык чтения — возникает первичная алексия.

Лицевая агнозия

При поражении правого полушария затылочных отделов мозга.

Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения.

Цветовая агнозия

При поражении правого полушария затылочных отделов мозга.

Расстройства восприятия цвета.

Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.

Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.

При поражении верхней и нижней теменной областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора.

Тактильные (осязательные) агнозии и афферентные апраксия и афазия.

Астереогноз 

При поражении вторичных корковых полей, располагающихся в теменной области мозга (у правшей).

Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков.

Дермоалексия

Поражения левой теменной области.

Невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые "вычерчиваются" обследующим на руке больного.

Нарушения 
соматогнозиса

При правосторонней локализации патологического процесса.

Нарушения схемы тела.

Афферентная (кинестетическая) апраксия

При поражении левого полушария, при правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке.

Может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки.

Афферентная моторная афазия

При поражении задне-центральной и теменной областей коры.

Обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б — м; н — д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике.

Апрактоагнозия 
Синдром нарушения пространственных синтезов (синдром ТРО)

При поражении теменно-затылочной области как доминатного (левого у правшей), так и субдоминантного (правого у правшей) полушария головного мозга.

Нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий: конструктивная апраксия, семантическая афазия, амнестическая афазия, нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

Конструктивная апраксия

При поражении в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей.

Нарушение координации совместных движений рук, пространственно-ориентированных действий (например, одевание), конструирования целого из элементов.

Семантическая афазия

При поражении теменно-височно-затылочной области.

Речевое нарушение, характеризующееся дефицитом в импрессивной составляющей речевой деятельности, нарушение понимания логико-грамматических структур.

Амнестическая афазия

 При поражении теменно-височной области.

Нарушение номинативной функции речи (трудность называния предметов).

Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга.

Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области

При поражении вторичных отделов височной области в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах.

Акустическая агнозия, сенсорная афазия (нарушение слухового и осязательного восприятия).

Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга

Поражение симметричных отделов правого полушария мозга приводит к нарушениям памяти на неречевые и музыкальные звуки, Взаимодействие полушарий мозга проявляется здесь и в организации слухоречевой памяти.

Нарушения слухоречевой памяти, т. е. дефекты запоминания вербального материала, предъявляемого на слух, при возможности воспроизведения тех же стимулов, предъявляемых зрительно.

Синдромы поражения медиальных отделов височной области

Медиальные отделы височной области правого и левого полушария.

Имеет отношение к эмоционально-потребностной сфере и к регуляции активности. При поражении этих систем наблюдаются расстройства высшего уровня психики — сознания как обобщенного отражения человеком текущей ситуации в ее взаимосвязи с прошлым и будущим и самого себя в этой ситуации.
Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться аффективными расстройствами - экзальтации или депрессии, пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями. Могут возникать нарушения сознания в виде абсансов и таких феноменов, как «deja vu» и «jamais vu», нарушений ориентировки во времени и месте, психосенсорных расстройств в слуховой сфере, искажением вкусовых и обонятельных ощущений.

Синдромы поражения базальных отделов височной области

Наиболее часто встречающейся клинической моделью патологического процесса в базальных отделах височных систем являются опухоли крыльев основной кости в левом или правом полушарии мозга.

Левосторонняя локализация очага в данном случае приводит к формированию синдрома нарушений слухоречевой памяти.
При поражении височно-базальных отделов основным радикалом, определяющим характер расстройств памяти, является повышенная тормозимость при запоминании и воспроизведении двух «конкурирующих» рядов слов, двух фраз и двух рассказов.
Глубинное расположение патологического очага в височных областях мозга обнаруживает себя
в парциальной истощаемости 
связанных с этими зонами функций.

Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.

Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга

Поражение заднелобных отделов мозга.

Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает эфферентная, или кинети-ческая, апраксия, которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса. При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, состоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений («кулак — ребро — ладонь»), обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на вербальном уровне.
Приводит к комплексному синдрому двигательных, речевых, интеллектуальных и мнестических расстройств в связи с нарушением фактора динамической организации деятельности в ее временном, сукцессивном развертывании. Все перечисленные симптомы наиболее отчетливо связаны с левополушарной локализацией патологического процесса

Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов

При поражении префронтальных лобных отделов.

Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Эта диссоциация может принимать крайнюю степень выраженности, когда больному практически недоступно выполнение даже простых заданий, требующих минимальной произвольной активности. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен «откликаемости» или «полевого поведения».

Регуляторная апраксия, или апраксия целевого действия.

Нарушение регулирующей функции речи.
Нарушение произвольной организации деятельности, нарушение регулирующей роли речи, инактивность в поведении и при выполнении заданий. 

Синдром эмоционально-личност-ных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей

Локализация патологического процесса в базальных (орбитофронтальных) отделах лобных долей.

Приводит к эмоционально-личностным расстройствам.

Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня.
Характеризуется общим депрессивным фоном поведения.

Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга

При поражении медиальных отделов лобных долей мозга.

Наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушение сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, во времени, в своем заболевании, дезориентировкой в собственной личности. Больные не могут точно назвать место своего пребывания.
Нарушается ориентация во времени.

Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга.

При поражении глубинных отделов лобных долей.
Захватывают не только подкорковые узлы, но и лобно-диэнцефальные связи, обеспечивающие восходящие и нисходящие активирующие влияния.

Грубое нарушение целенаправленного поведения (аспонтанность) и замена актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями.
Полная дезорганизация психической деятельности.
Сложный комплекс патологических изменений в работе мозга, приводящий к патологии таких составляющих психической деятельности, как целеполагание, программирование и контроль (собственно лобные отделы коры), тоническая и динамическая организация движений и действий (подкорковые узлы) и энергетическое обеспечение работы мозга, его регуляция и активация (лобно-диэнцефальные связи в обоих векторах активирующих влияний).

Степень выраженности нейропсихологических синдромов может быть различной, а направление влияния опухоли на передние или задние отделы лобных долей изменяет дефицит в произвольной регуляции функций.

Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга

При поражении любых структур, включенных в первый мозговой блок. Приобретает свои качественные особенности в зависимости от локализации патологического процесса на различных уровнях в системе вертикальной организации этого блока.

Дефицит в регуляции мозговой деятельности и связанные с ним нарушения сознание, эмоций, внимания и памяти.
Формируется так называемый амнестический синдром. Он имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности от легкой, выявляемой лишь в специальных клинико-эксперимен-тальных условиях, до массивной, аналогичной выраженному корсаковскому синдрому с патологическим забыванием больным секущих событий.
При значительном снижении уровня активации, характеризующемся преобладанием в общем статусе больного просоночных состояний, в сочетании с массивными нарушениями памяти выступают и нарушения сознания в виде дезориентировки в месте, времени, а иногда и в обстоятельствах собственной жизни.
Функция внимания также дефицитарна.

Синдром "расщепленного мозга" при поражении мозолистого тела

При поражении мозолистого тела.

Синдром аномии - проявляется только в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга, имеет односторонний характер.

Синдром дископии - дисграфии - недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой.

Нейропсихологические синдромы в детском возрасте

Область поражения

Клиническая картина

Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга

Префронтальные (лобные) отделы мозга.

Трудности самоконтроля и прогнозирования, эхопраксии, репродуктивность речи, интеллектуальная недостаточность, трудности организации последовательных программ поведения и деятельности, связных РВ, стремление к упрощению программ вне зависимости от содержания задания.

Функциональная несформированность левой височной области

Левая височная область.

Трудности фонематического различения в устной речи, нарушения чтения и письма с ошибками на смешения и замены букв, обозначающих сходные по звучанию фонемы (С-Ш, Ж-Ш и т.п.). Снижение уровня слухоречевой памяти. Устойчивые трудности в усвоении школьной образовательной программы.

Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

«Функциональная дезинтеграция» мозговых полушарий в детстве.

Игнорирование левой половины перцептивного поля, аномия - нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие.
Множество амбилатеральных признаков, т.е. несформированность ПЛО, выделение доминантности в сенсорной и моторной сфере задержано до 9-10 лет. Незрелость координации движений рук, зеркальность при выполнении графических проб и заданий на воспроизведение букв, цифр (Р, З, Э,Ч; 4, 3,9,6, 7).

Функциональная несформированность правого полушария мозга

Правое полушарие мозга.

Недостаточность пространственных представлений, склонность к фантазированию, нарушения порядка воспроизведения слуховых и зрительных заданий.

Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

Базальные ядра мозга.

Неадекватность поведенческих реакций на происходящее; незрелость тонкой и точной моторики, эмоциональная лабильность, пресыщаемость, ригидность психических процессов. Излишество, нерасчлененность двигательных и жесто-мимических актов (вычурные позы, гримасничанье, тики, непроизвольные выкрики, неконтролируемый смех, похрюкивание). Истощаемость, легкая отвлекаемость, неожиданные переходы от заторможенности к гиперактивности.

Первичное нарушение кинестетического праксиса – очень плохой почерк, несоразмерность букв, игнорирование строчек, полей, небрежность, грязь в тетради. Речь с проявлениями резонерства, вычурности, но дизартрична, с элементами скандирования, иногда с заиканием, монотонностью; общие показатели интеллектуальной и мнестической деятельности в рамках возрастного норматива на фоне сниженной общей нейродинамики и несбалансированной энергетики.

Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром

Стволовые образования мозга.

Большое количество стигм (неврологических и дизэмбриогенетических) – асимметрии лица, глазных щелей, неправильный рост зубов, различные дистонии, обилие пигментных пятен, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий; резко негативно отражается синдром на социализации ребенка (трудности в поведении, в усвоении учебных навыков письма, чтения, счета). Псевдолеворукость, нарушения всех видов моторики, пространственных представлений, дефекты избирательности памяти при относительной сохранности объема и прочности, задержка в созревании доминантности полушария по речи до 10-12 лет, задержка речевого развития, явления дисграфии и дислексии.