Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология с основами психотерапии (1080) Дисциплина Нейропсихология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая психология с основами психотерапии (1080)
Дисциплина: Нейропсихология
Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологические механизмы нарушений познавательной сферы
Выполнил:
слушатель Фотина Елена Сергеевна
Преподаватель:
Иващенко Лариса Борисовна
г. Санкт-Петербург – 2023
Нейропсихологические синдромы | Область поражения | Клиническая картина |
Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга. | ||
Зрительная агнозия | При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий). | Расстройства зрительного восприятия. |
Односторонняя зрительно-пространственная агнозия | При поражении глубинных или конвекситальных отделов правого полушария мозга. В отдельных случаях при поражении левого полушария затылочных отделов мозга. | "Невосприятие" тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле. Часто выступает как полимодальный синдром, проявляясь в перцептивном игнорировании не только левого зрительного поля, но и двигательной, и тактильной, и слуховой сферы. |
Оптико-пространственная агнозия | При двустороннем поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга, особенно справа. | Теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Может нарушать навыки чтения - возникают трудности прочтения букв с лево-правыми признаками. |
Предметная агнозия | Левополушарный синдром затылочных отделов мозга, но в наиболее грубой форме эта агнозия встречается при двустороннем nopажении широкой зрительной сферы. | Невозможности или затрудненное узнавание предмета в целом при сохранном познании отдельных его признаков или частей. |
Симультанная агнозия | При двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры. | Проявляется в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в целом. |
Символическая агнозия | При одностороннем поражении левой затылочно-теменной области головного мозга. | Нарушается идентификация букв (или цифр) при сохранности их копирования. У таких больных распадается и навык чтения — возникает первичная алексия. |
Лицевая агнозия | При поражении правого полушария затылочных отделов мозга. | Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. |
Цветовая агнозия | При поражении правого полушария затылочных отделов мозга. | Расстройства восприятия цвета. |
Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга. | ||
Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов. | При поражении верхней и нижней теменной областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. | Тактильные (осязательные) агнозии и афферентные апраксия и афазия. |
Астереогноз | При поражении вторичных корковых полей, располагающихся в теменной области мозга (у правшей). | Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков. |
Дермоалексия | Поражения левой теменной области. | Невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые "вычерчиваются" обследующим на руке больного. |
Нарушения соматогнозиса | При правосторонней локализации патологического процесса. | Нарушения схемы тела. |
Афферентная (кинестетическая) апраксия | При поражении левого полушария, при правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке. | Может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. |
Афферентная моторная афазия | При поражении задне-центральной и теменной областей коры. | Обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б — м; н — д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. |
Апрактоагнозия Синдром нарушения пространственных синтезов (синдром ТРО) | При поражении теменно-затылочной области как доминатного (левого у правшей), так и субдоминантного (правого у правшей) полушария головного мозга. | Нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий: конструктивная апраксия, семантическая афазия, амнестическая афазия, нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов. |
Конструктивная апраксия | При поражении в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей. | Нарушение координации совместных движений рук, пространственно-ориентированных действий (например, одевание), конструирования целого из элементов. |
Семантическая афазия | При поражении теменно-височно-затылочной области. | Речевое нарушение, характеризующееся дефицитом в импрессивной составляющей речевой деятельности, нарушение понимания логико-грамматических структур. |
Амнестическая афазия | При поражении теменно-височной области. | Нарушение номинативной функции речи (трудность называния предметов). |
Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга. | ||
Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области | При поражении вторичных отделов височной области в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах. | Акустическая агнозия, сенсорная афазия (нарушение слухового и осязательного восприятия). |
Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга | Поражение симметричных отделов правого полушария мозга приводит к нарушениям памяти на неречевые и музыкальные звуки, Взаимодействие полушарий мозга проявляется здесь и в организации слухоречевой памяти. | Нарушения слухоречевой памяти, т. е. дефекты запоминания вербального материала, предъявляемого на слух, при возможности воспроизведения тех же стимулов, предъявляемых зрительно. |
Синдромы поражения медиальных отделов височной области | Медиальные отделы височной области правого и левого полушария. | Имеет отношение к эмоционально-потребностной сфере и к регуляции активности. При поражении этих систем наблюдаются расстройства высшего уровня психики — сознания как обобщенного отражения человеком текущей ситуации в ее взаимосвязи с прошлым и будущим и самого себя в этой ситуации. Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться аффективными расстройствами - экзальтации или депрессии, пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями. Могут возникать нарушения сознания в виде абсансов и таких феноменов, как «deja vu» и «jamais vu», нарушений ориентировки во времени и месте, психосенсорных расстройств в слуховой сфере, искажением вкусовых и обонятельных ощущений. |
Синдромы поражения базальных отделов височной области | Наиболее часто встречающейся клинической моделью патологического процесса в базальных отделах височных систем являются опухоли крыльев основной кости в левом или правом полушарии мозга. | Левосторонняя локализация очага в данном случае приводит к формированию синдрома нарушений слухоречевой памяти. При поражении височно-базальных отделов основным радикалом, определяющим характер расстройств памяти, является повышенная тормозимость при запоминании и воспроизведении двух «конкурирующих» рядов слов, двух фраз и двух рассказов. Глубинное расположение патологического очага в височных областях мозга обнаруживает себя в парциальной истощаемости связанных с этими зонами функций. |
Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. | ||
Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга | Поражение заднелобных отделов мозга. | Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает эфферентная, или кинети-ческая, апраксия, которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса. При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, состоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений («кулак — ребро — ладонь»), обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на вербальном уровне. Приводит к комплексному синдрому двигательных, речевых, интеллектуальных и мнестических расстройств в связи с нарушением фактора динамической организации деятельности в ее временном, сукцессивном развертывании. Все перечисленные симптомы наиболее отчетливо связаны с левополушарной локализацией патологического процесса |
Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов | При поражении префронтальных лобных отделов. | Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Эта диссоциация может принимать крайнюю степень выраженности, когда больному практически недоступно выполнение даже простых заданий, требующих минимальной произвольной активности. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен «откликаемости» или «полевого поведения». Регуляторная апраксия, или апраксия целевого действия. Нарушение регулирующей функции речи. Нарушение произвольной организации деятельности, нарушение регулирующей роли речи, инактивность в поведении и при выполнении заданий. |
Синдром эмоционально-личност-ных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей | Локализация патологического процесса в базальных (орбитофронтальных) отделах лобных долей. | Приводит к эмоционально-личностным расстройствам. Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Характеризуется общим депрессивным фоном поведения. |
Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга | При поражении медиальных отделов лобных долей мозга. | Наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушение сознания и памяти. Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, во времени, в своем заболевании, дезориентировкой в собственной личности. Больные не могут точно назвать место своего пребывания. Нарушается ориентация во времени. |
Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга. | При поражении глубинных отделов лобных долей. Захватывают не только подкорковые узлы, но и лобно-диэнцефальные связи, обеспечивающие восходящие и нисходящие активирующие влияния. | Грубое нарушение целенаправленного поведения (аспонтанность) и замена актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями. Полная дезорганизация психической деятельности. Сложный комплекс патологических изменений в работе мозга, приводящий к патологии таких составляющих психической деятельности, как целеполагание, программирование и контроль (собственно лобные отделы коры), тоническая и динамическая организация движений и действий (подкорковые узлы) и энергетическое обеспечение работы мозга, его регуляция и активация (лобно-диэнцефальные связи в обоих векторах активирующих влияний). Степень выраженности нейропсихологических синдромов может быть различной, а направление влияния опухоли на передние или задние отделы лобных долей изменяет дефицит в произвольной регуляции функций. |
Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга | При поражении любых структур, включенных в первый мозговой блок. Приобретает свои качественные особенности в зависимости от локализации патологического процесса на различных уровнях в системе вертикальной организации этого блока. | Дефицит в регуляции мозговой деятельности и связанные с ним нарушения сознание, эмоций, внимания и памяти. Формируется так называемый амнестический синдром. Он имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности от легкой, выявляемой лишь в специальных клинико-эксперимен-тальных условиях, до массивной, аналогичной выраженному корсаковскому синдрому с патологическим забыванием больным секущих событий. При значительном снижении уровня активации, характеризующемся преобладанием в общем статусе больного просоночных состояний, в сочетании с массивными нарушениями памяти выступают и нарушения сознания в виде дезориентировки в месте, времени, а иногда и в обстоятельствах собственной жизни. Функция внимания также дефицитарна. |
Синдром "расщепленного мозга" при поражении мозолистого тела | При поражении мозолистого тела. | Синдром аномии - проявляется только в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга, имеет односторонний характер. Синдром дископии - дисграфии - недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. |
Нейропсихологические синдромы в детском возрасте | Область поражения | Клиническая картина |
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга | Префронтальные (лобные) отделы мозга. | Трудности самоконтроля и прогнозирования, эхопраксии, репродуктивность речи, интеллектуальная недостаточность, трудности организации последовательных программ поведения и деятельности, связных РВ, стремление к упрощению программ вне зависимости от содержания задания. |
Функциональная несформированность левой височной области | Левая височная область. | Трудности фонематического различения в устной речи, нарушения чтения и письма с ошибками на смешения и замены букв, обозначающих сходные по звучанию фонемы (С-Ш, Ж-Ш и т.п.). Снижение уровня слухоречевой памяти. Устойчивые трудности в усвоении школьной образовательной программы. |
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) | «Функциональная дезинтеграция» мозговых полушарий в детстве. | Игнорирование левой половины перцептивного поля, аномия - нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие. Множество амбилатеральных признаков, т.е. несформированность ПЛО, выделение доминантности в сенсорной и моторной сфере задержано до 9-10 лет. Незрелость координации движений рук, зеркальность при выполнении графических проб и заданий на воспроизведение букв, цифр (Р, З, Э,Ч; 4, 3,9,6, 7). |
Функциональная несформированность правого полушария мозга | Правое полушарие мозга. | Недостаточность пространственных представлений, склонность к фантазированию, нарушения порядка воспроизведения слуховых и зрительных заданий. |
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга | Базальные ядра мозга. | Неадекватность поведенческих реакций на происходящее; незрелость тонкой и точной моторики, эмоциональная лабильность, пресыщаемость, ригидность психических процессов. Излишество, нерасчлененность двигательных и жесто-мимических актов (вычурные позы, гримасничанье, тики, непроизвольные выкрики, неконтролируемый смех, похрюкивание). Истощаемость, легкая отвлекаемость, неожиданные переходы от заторможенности к гиперактивности. Первичное нарушение кинестетического праксиса – очень плохой почерк, несоразмерность букв, игнорирование строчек, полей, небрежность, грязь в тетради. Речь с проявлениями резонерства, вычурности, но дизартрична, с элементами скандирования, иногда с заиканием, монотонностью; общие показатели интеллектуальной и мнестической деятельности в рамках возрастного норматива на фоне сниженной общей нейродинамики и несбалансированной энергетики. |
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром | Стволовые образования мозга. | Большое количество стигм (неврологических и дизэмбриогенетических) – асимметрии лица, глазных щелей, неправильный рост зубов, различные дистонии, обилие пигментных пятен, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий; резко негативно отражается синдром на социализации ребенка (трудности в поведении, в усвоении учебных навыков письма, чтения, счета). Псевдолеворукость, нарушения всех видов моторики, пространственных представлений, дефекты избирательности памяти при относительной сохранности объема и прочности, задержка в созревании доминантности полушария по речи до 10-12 лет, задержка речевого развития, явления дисграфии и дислексии. |