Файл: Дистанционное психологическое консультирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дистанционное психологическое
консультирование
Модуль 1
Основная концепция психологического интернет-консультирования
Тема 3
Возможности и риски онлайн-консультирования

Дистанционное психологическое
консультирование
2
Содержание
1.
Особенности взаимодействия с клиентом при онлайн-консультировании
2.
Какие задачи можно решать с помощью дистанци- онного консультирования
3.
Преимущества онлайн-консультирования, опреде- ляемые самим способом сетевой коммуникации
4.
Особенности группового онлайн-консультирования

Дистанционное психологическое
консультирование
3
1.
Особенности взаимодействия с клиентом при
онлайн-консультировании
Процесс психологического консультирования — это совершенно равноправное вза- имодействие двух людей.
Это партнерские отношения, в которые каждый вкладывает ресурсы и получает ресурсы. Ответственность за то, что получится на выходе, консультант и клиент делят поровну, и это важно проговорить на первой же консультации.
Психологу, который работает онлайн, рекомендуем составить документ, в котором подробно прописать все правила консультирования, взаимодействия с консуль- тантом и особые условия, включая условия оплаты, пропусков и т. д.
Определение психологического консультирования содержит: основные установки психолога-консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности; представление об этике консультирования; права и обязанности как свои, так и клиен- тов.
Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, призна- вая за ним право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Важно признать, что любое внушение или давление может помешать кли- енту принять ответственность на себя и адекватно действовать.
Подробнее о правилах — в теме 5.

Дистанционное психологическое
консультирование
4
Проблемы в работе психолога
Часто психологи, которые приходят в онлайн-консультирование из очного кон- сультирования, испытывают гораздо более сильные сложности адаптации к но- вому виду деятельности и обесценивают его. Таким психологам необходимо прак- тически заново учиться новому взаимодействию, избавляться от неадаптивных установок по поводу онлайн-консультирования, чтобы стать в этом виде деятель- ности профессионалами. Как показывает практика, психологу, который привык консультировать очно, сложно переходить к новой реальности, и он будет менее продуктивным по сравнению с психологом, который изначально работает в рам- ках интернет-консультирования.
Исключение составляют специалисты, хотя и работающие в основном очно, но по- стоянно осваивающие новые технологии. Для эффективной дистанционной ра- боты специалисту важны умение учиться, креативность и гибкость. Умение адап- тироваться и пользоваться новыми инструментами поможет компенсировать не- достаточный реальный и виртуальный практический опыт. Начинающий интер- нет-консультант, даже на основе казалось бы недостаточно подробной информа- ции, тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент, сможет сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации, осо- бенно если он смотрит на интернет-консультирование с точки зрения возможно- стей, а не ограничений.
Проблемы на стороне клиента
Нередко случается так, что проблему человек создает сам, ввиду отсутствия у него адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой причине свои проблемы он будет излагать весьма туманно и выборочно. Также весомый фактор
— психологические защиты клиента, препятствующие осознанию им собственной проблемы в более объективном контексте.
Как ни странно, некоторые люди даже в интернете (где по своему желанию клиент может быть анонимом, что обычно и происходит) могут стесняться своих психоло- гических проблем. Это, как правило, вызвано тем, что человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные факторы могут побуждать клиента неискренне излагать свои проблемы и вести различные


Дистанционное психологическое
консультирование
5 психологические игры с консультантом.
Под психологическими играми мы под-
разумеваем неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить
от него компетентную помощь, ничем при этом не жертвуя, ничего в себе
не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы.
Минусы общения онлайн
Объективная «слабость» текстового и аудиоформата
психологического кон- сультирования в интернете — меньше возможностей для психолога реально проте- стировать клиента, увидеть его состояние, манеры поведения, «прочитать» ми- мику и жесты. Иными словами, психолог не может получить достоверную невер- бальную и диагностическую информацию о своем клиенте, если он общается с ним в чате или только голосом.
Психологическое онлайн-консультирование в форме электронной переписки — особый вид сетевой коммуникации. Здесь в центре внимания (в отличие от дело- вой и развлекательной коммуникации) находится клиент и его проблема. Возмож- ное отсутствие невербальной информации о клиенте в данной ситуации служит не пространством для фантазий (как при развлекательном общении), а фактором, который существенно затрудняет консультирование. В некоторых случаях, психо- лог-консультант вынужден опираться только на предъявляемый ему текст, т. е. на осознанную вербализованную информацию, а в этом есть и свои позитив- ные стороны — клиент осознает какие-то факты своей жизни.
При общении в бесплатных чатах и на психологических форумах
психологиче- ская консультация обычно выстраивается в форме «вопрос — ответ», и клиент не дает достаточной информации о себе и своей проблеме. В этом случае психо- логу стоит обратить особое внимание на уточнение информации и достраивание реальности не по собственному разумению, а опираясь на ответы клиента.
При этом способе консультирования ответы как клиента на вопросы психолога, так и психолога на вопросы клиента могут быть обобщенными и поверхностными.
Это может случиться по двум причинам: либо психолог недостаточно профессио- нален, либо одна из сторон не полностью включается во взаимодействие, как это и происходит в общих чатах.

Дистанционное психологическое
консультирование
6
Достоинства онлайн-формата консультирования
Объективный и весомый плюс интернет-консультирования —
отсутствие личност-
ного психологического давления психолога на клиента.
В зависимости от направления, в котором работает консультант, и его личности, его проработан- ности в супервизиях, онлайн-консультирование ничем, кроме способа общения, по сути не отличается.
К плюсам можно отнести и так называемый
эффект попутчика,
имеющий опре- деленную социально-психологическую основу. Эффект попутчика состоит в том, что один человек может совершенно искренне выговориться («исповедаться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу) другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. Если бы эти люди жили рядом, то такого бы не произошло. Это представление пришло из совместных путешествий в рейсо- вых автобусах дальнего следования, поездах, самолетах и т. п., когда люди, встре- тившись однажды, после этого никогда больше не виделись.
В информационной интернет-среде может происходить практически то же самое — такой же социально-психологический эффект, с той лишь разницей, что человек может «спрятать» свою персону за вымышленным именем и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу».
Подобная искренность клиента, в основном именно перед самим собой, уже со- держит целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению пси- хологической проблемы. Также и сам процесс описания клиентом своей личной
Здесь интернет-консультанту поможет профессиональная интуи-
ция — выделение типического на основе практического опыта ре-
альных консультаций. Важно, насколько психолог владеет техни-
ками и обладает гибким подходом.
Важно!


Дистанционное психологическое
консультирование
7 проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии соб- ственной личности относится к продуктивным психологическим техникам, по- скольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя.
То же относится и к «излиянию себя на бумаге» или в виде электронного текста.
Подобный «писательский труд» тождественен творческому самовыражению, слу- жит целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к получению внезапных, разреша- ющих проблему инсайтов.
Опытный психолог-консультант, в том числе и интернет-консультант, может быстро установить достоверность рассказа клиента о своей проблеме и своей жизни, изучив его записи.
Если клиент настроен решить свои задачи, психолог выстроил контакт с клиентом и ведет работу
по видеосвязи, психолог может читать невербальную информа-
цию
и уточнять у клиента то, чего, как ему кажется, он не видит. Хороший контакт с клиентом позволяет консультанту читать все невербальные посылы — при нали- чии устойчивой интернет-связи и качественных камер для работы.
Порой даже систематизированное описание собственной жиз-
ненной проблемы может приводить к облегчению душевного со-
стояния. В социально-психологическом плане этот эффект мно-
гократно усиливается в условиях дистанционного психологиче-
ского консультирования.
Важно!

Дистанционное психологическое
консультирование
8
Например, о многом может сказать выбор клиентом места,
откуда он получает консультацию, его привычное окружение
и уровень нормы для общения.
Пример

Дистанционное психологическое
консультирование
9
2.
Какие задачи можно решать с помощью
дистанционного консультирования
Какие задачи клиент может эффективно решить путем обращения за онлайн-кон- сультацией?
1.
Получить психологическую информацию, которая имеет непосредственное отношение к заявленной проблеме.
2.
Преодолеть страх перед обращением к психологу или психотерапевту лично
(онлайн-консультирование нередко становится промежуточным этапом пе- ред очной консультацией).
3.
Получить эмоциональную поддержку.
4.
Эмоционально отреагировать и рационально осмыслить проблемную ситу- ацию.
5.
Расширить картину мира и изменить взгляд на свою проблему благодаря знакомству с проблемами других людей, описанными на том же сайте.
6.
Получить обратную связь, прежде всего от психолога, а также и от участни- ков форума.
7.
Получить непсихологическую информацию, полезную для решения про- блемы «на уровне действия» (адреса учреждений, порядок решения каких- то вопросов, рекомендации и т. д.).
8.
Расширить круг общения: сначала в Сети, а потом, в отдельных случаях, — и в реальной жизни.
9.
Получить опыт коммуникации (пусть даже сетевой).


Дистанционное психологическое
консультирование
10
3.
Преимущества онлайн-консультирования,
определяемые самим способом
сетевой коммуникации
При сопоставлении психологического консультирования очно и онлайн, главное преимущество очного — безусловно, наличие невербальной коммуникации между консультантом и клиентом. И все же мы хотим подчеркнуть, что консультирование в интернете имеет определенные положительные стороны и даже преимущества.
Особое внимание хочется обратить на те положительные стороны онлайн-консуль- тирования, которые определяет сам способ сетевой коммуникации: возможность посылать и получать сообщения в любое время суток; возможность общаться с психологом-консультантом напрямую без каких- либо посредников (помощников, родственников, сотрудников, коллег и т. д.); письменная форма изложения, побуждающая использовать больше вер- бально-логической информации, осмысливать ситуацию еще на стадии ее изложения; возможность обдумывать и составлять свое сообщение столько времени, сколько хочется; автоматическое сохранение записи коммуникаций, что открывает возмож- ность обратиться к ним позже для самостоятельного анализа или анализа совместно с консультантом; меньшая зажатость и скованность, чем при личном общении с психологом
(вероятно, это верно лишь для личностей некоторых характерологических типов); конфиденциальность: доступ к почтовому ящику или странице форума можно получить только после регистрации и ввода персонального логина и пароля.
Перечисленные преимущества не всегда актуальны для любых видов сетевой ком- муникации. Например, видеоконсультация практически ничем не отличается от консультации в кабинете психолога.

Дистанционное психологическое
консультирование
11
В индивидуальном онлайн-формате консультанту следует учитывать границы своей компетентности и отказаться от предложения своих услуг в онлайн-режиме в следующих случаях: если бы он отказался работать над этой проблемой очно из-за того, что она выходит за границы его профессиональной компетентности; если он понимает, что в таком режиме он не сможет помочь клиенту.

Дистанционное психологическое
консультирование
12
4.
Особенности группового
онлайн-консультирования
У группового формата онлайн-консультирования также есть ряд особенностей.
Технически такой вид работы представляет собой группу или видеоконференцию
— отдельную веб-страницу, где зарегистрированные пользователи могут публико- вать описание своей ситуации, а также личное мнение по обсуждаемой проблеме, ответы на вопросы и т. д.
Обсуждение происходит при участии ведущего — психолога, который может зада- вать тему дискуссии, высказывать свое мнение по конкретным ситуациям, а также реагировать на реплики участников обсуждения, т. е. выполнять функцию модера- тора.
Групповое консультирование через интернет комфортно следующим людям:
тем, кому сложно участвовать в очной психотерапевтической группе из-за личностных особенностей, характерологических трудностей, однако есть необходимость в групповой работе, прежде всего связанной с психотерапев- тической поддержкой группы; людям с личностными акцентуациями (выраженными подчас до уровня по- граничных состояний): психастенией, шизоидностью, дезадаптированной истероидностью, интроверсией; тем, кто опасается неполной конфиденциальности при очной групповой ра- боте; тем, кто не может попасть в группу конкретного специалиста в силу каких- либо причин: удаленности проживания, стоимости очной работы, инвалид- ности, семейных обстоятельств и т. д.
У группового онлайн-консультирования есть те же самые преимущества перед ин- дивидуальной работой, что и в офлайн-работе. В частности, высказывание участ- никами различных точек зрения позволяет анализировать проблемы более де- тально и объективно, чем при переписке с консультантом. Участники друг для друга становятся своего рода котерапевтами, но в то же время каждый работает по личному графику и во время работы пребывает наедине с самим собой.


Дистанционное психологическое
консультирование
13
Таким образом, можно сказать, что круг возможностей онлайн-консультирования достаточно широк, чтобы перевесить потенциальные риски. Это уже доказано на практике многочисленными сервисами онлайн-психотерапии, которые были созданы в последние 2–3 года и демонстрируют стабильный рост.