ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланк выполнения задания 1
Зарубежные и отечественные концепции социализации
№ п/п | Название концепции | Основные представители | Основные понятия концепции | Модель социального поведения личности | Цель социализации | Интерпретация педагогической сущности социализации | |||
1. Западные философские и социально-психологические теории | |||||||||
1.1 | Адаптивная | Дж. Дьюи | В рамках данной концепции социализация рассматривается как процесс адаптации личности к существующим условиям жизни, образу жизни, к господствующим в обществе идеологическим, экономическим и моральным нормам; как подготовка к реализации социальной ответственности в соответствии с принадлежностью индивида к определенной социальной группе, социальному классу. | «Человек дающий» В адаптивной концепции социализации Дж. Дьюи личность рассматривается как активный участник процесса социализации, который формирует свое поведение на основе опыта и взаимодействия с обществом. Модель социального поведения личности в этой концепции включает следующие элементы: 1. Определение целей - личность должна определить свои цели и задачи в социальном взаимодействии. 2. Анализ ситуации - личность должна анализировать ситуацию и оценивать ее социальный контекст. 3. Выбор стратегии - на основе анализа ситуации личность выбирает стратегию поведения, которая наилучшим образом соответствует ее целям. 4. Реализация стратегии - личность реализует выбранную стратегию, взаимодействуя с окружающей средой. 5. Рефлексия - после взаимодействия личность рефлектирует о своих действиях и результате, чтобы лучше понимать свое поведение и корректировать его в будущем. 6. Адаптация - на основе опыта и рефлексии личность адаптирует свое поведение к изменяющимся условиям и потребностям общества. В целом, модель социального поведения личности в адаптивной концепции Дж. Дьюи представляет собой циклический процесс, который позволяет личности эффективно социализироваться и адаптироваться к изменяющимся условиям общества. | Приспособления личности к соответствующему образу жизни. | Обеспечивать ребенку возможность накопления собственного опыта решения жизненных проблем. | |||
1.2 | Ролевая | Э.Дюркгейм Дж. Мид | Абстрактное понятие «роль» в некоторой степени маскирует социальные различия, создает иллюзию равных возможностей для «игровых» партнеров как полноправных граждан, но при условии, что они хорошо понимают правила и нормы социальной «игры», «функциональные модели поведения». | «Человек играющий» Джон Дьюи разработал модель социального поведения личности, которая основывается на концепции социальных ролей. Он считал, что социализация происходит через участие личности в различных социальных ролях, которые определяют ее поведение в социальной среде. Эмиль Дюркгейм также поддерживал ролевую концепцию социализации. Он считал, что социализация происходит через усвоение общественных норм и ценностей, которые определяют поведение личности в социальной среде. Джордж Херберт Мид также разработал модель социального поведения личности, основанную на концепции социальных ролей. Он считал, что социализация происходит через усвоение ролей, которые общество назначает личности в соответствии с ее полом, возрастом, профессией и другими характеристиками. | Интеграция личности в социуме через освоение ею системы социальных ролей. | Создавать правила планы социального поведения детей, придавая ему в нужный момент необходимую ролевую форму. | |||
1.3 | Критическая | К. Роджерс, А. Маслоу | В своих теоретических работах сторонники критической концепции социализации активно работают с понятиями: "самоуправление", "самореализация", "самоопределение", "духовная самоконцентрация", "жизнестойкий потенциал" и др. На первый план выходит идея о том, что в процессе социализации (с развитием личности и взрослением) индивид не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к самореализации и самоутверждению, поведение человека всегда следует рассматривать как внешнее проявление его поведения, становящегося целостным внутренним мир как самоопределение индивида в его системе ценностей, убеждений, надежд, стремлений и взаимоотношений. Индивид в процессе социализации (с личностным развитием и взрослением) приспосабливается не столько к людям и обстоятельствам, сколько стремится к самореализации и самоутверждению. | «Человек самоопределяющийся» К. Роджерс и А. Маслоу разработали критическую концепцию социализации, которая уделяет большое внимание индивидуальным потребностям и ценностям личности. Они считали, что социализация происходит через процесс самоактуализации, когда личность стремится к самореализации и осознанию своих потребностей и ценностей. Эта концепция уделяет большое значение личной свободе и выбору, и считает, что личность может формировать свое поведение в социальной среде на основе своих собственных потребностей и ценностей. | Самореализация и самоутверждение личности в социуме. | Побуждать детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я». | |||
1.4 | Когнитивная | Ж. Пиаже, Л. Колберг | Наиболее важной идеей Ж. Пиаже является утверждение, что источником формирующегося мышления ребенка является его социализация, которую он понимает как общение друг с другом "в сознании". Представители этой области теории социализации подчеркивают важность когнитивных процессов как основной возможности овладения индивидом определенными социальными действиями. Социализация - это нравственное развитие человека на протяжении всей жизни, индивидуальное для каждого человека. Процессы социализации, выработки нового поведения осуществляются путем наблюдения. Усвоенное поведение может стать основой, отличительной чертой человека. | «Человек познающий» Когнитивная концепция Ж. Пиаже и Л. Колберга представляет собой модель социального поведения личности, основанную на теории когнитивного развития. Она описывает, как личность взаимодействует с окружающей средой и как это взаимодействие влияет на ее развитие. По мнению Пиаже, развитие личности происходит через стадии когнитивного развития, каждая из которых характеризуется определенными способами мышления и восприятия мира. На каждой стадии личность взаимодействует с окружающей средой по-разному и учится новым способам адаптироваться к ней. Колберг, в свою очередь, развил теорию морального развития, описывая шесть стадий морального развития, которые личность проходит в своей жизни. Он считал, что моральное развитие личности зависит от ее когнитивного развития и от того, как она взаимодействует с окружающей средой. Таким образом, модель социального поведения личности в когнитивной концепции Ж. Пиаже и Л. Колберга представляет собой комплексный подход к описанию взаимодействия личности с окружающей средой, учитывающий как когнитивные, так и моральные аспекты ее развития. | Вносить в сознание человека «когниции», помогающие устанавливать равновесие с социуме. | Создавать в окружении ребенка (в семье, в школе)» проекции» социального равновесия, стабильности, терпимости, заботы. | |||
1.5 | Концепция социального научения | А. Бандура, У. Бронфен- бреннер | У каждого из нас есть люди, которые являются образцами для подражания в различных сферах жизни: наши родители, учителя, коллеги по работе, друзья, общественные деятели и "звезды", которые вдохновляют нас и т.д. Образ реальности, в соответствии с которым мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (опыт викария). Бандура выделяет предсказание как очень важный элемент в обучении детей, потому что они очень быстро понимают, каковы последствия их поведения, и могут различать их в зависимости от ситуации. | «Человек наблюдающий» Модель социального поведения личности в концепции социального научения А. Бандура основана на теории обучения и описывает, как личность учится поведению через наблюдение за другими людьми и опыт. Он выделяет такие понятия, как моделирование, подкрепление и саморегуляция, которые объясняют, как личность учится новому поведению и как она может изменять свое поведение в зависимости от ситуации. У. Бронфенбреннер разработал экологическую теорию, которая описывает взаимодействие личности с окружающей средой на разных уровнях: микросистема, мезосистема, экосистема и макросистема. Он считал, что каждый уровень окружающей среды влияет на развитие личности и ее социальное поведение. Таким образом, модель социального поведения личности в концепциях социального научения А. Бандура и У. Бронфенбреннера представляет собой подход, учитывающий важность наблюдения за другими людьми и окружающей среды на разных уровнях для развития личности и ее социального поведения. | Овладеть социальным поведением, которое представляет «обмен деятельностью» между людьми. | Целенаправленно использовать примеры для подражания, систему поощрений. Это позволит формировать поведение по социальной значимой модели. | |||
1.6 | Психоаналитическая | З. Фрейд, Э.Эриксон | Сфер сознания, у человека есть не менее значимая сфера психической жизни - бессознательное. Импульсы, желания, импульсы, отвергаемые сознанием, подавляются по этическим и социальным причинам и "опускаются" в сферу бессознательного. Если человек подавляет свои желания в глубинах сознания, в частности, ограничивает и блокирует свое поведение, то, согласно 3.Фрейд, он обрекает себя на невроз. Напротив, если человек не сдерживает силы инстинктов своим разумом, он обрекает себя на серьезные социальные трудности: он окажется в положении аутсайдера или крайнего радикала. Он определил социализацию как процесс использования энергии либидо в соответствии с традициями культуры и социальными нормами общества. | «Человек желающий» В психоаналитической концепции социального поведения личности З. Фрейд и Э. Эриксона, основной акцент делается на влиянии бессознательных мотивов и конфликтов на поведение личности в социальной среде. Фрейд выделял три структуры личности: это эго, суперэго и ИД. Суперэго является внутренним представлением моральных норм и ценностей, которые личность усваивает из окружающей среды. ИД же является бессознательным, а его мотивы могут проявляться в социальном поведении личности. Эриксон также выделял различные этапы развития личности, каждый из которых связан с определенными социальными задачами и вызовами. Например, на этапе индустриальности преобладает стремление к достижению успеха и признания в обществе. Таким образом, психоаналитическая концепция социального поведения личности объясняет, что поведение личности в социальной среде может быть определено бессознательными мотивами и конфликтами, а также социальными задачами и вызовами на разных этапах развития личности. | Социализировать –значит приучить человека принимать произвольные, автономные решения. | Развивать социальные чувства детей, организовывать интеллектуальное осознание ошибок и достижений в своем поведении | |||
1.7 | Психодинамическая | К. Левин, Ф Хайдер | Согласно его «теории поля», психологическая среда включает в себя не только представление человека о себе в настоящем («психологическое настоящее»), но и переживания себя в прошлом и будущем («психологическое прошлое», «психологическое будущее»). К.Левин обратил внимание не на само поведение личности или отдельно на ее социальное окружение, он ввел понятие «жизненное пространство». Это некая динамическая система, существующая как своеобразный психологический феномен, где соединены воедино желания и интересы личности, ее потребности и цели. Поведение человека и его социальную жизнь как структуру определенных потребностей, которые возникают, угасают или обостряются, видоизменяются под влиянием как внешних, социальных, так и внутренних личностных воздействий. Образ мыслей человека, его переживания и оценки происходящего играют адаптивную роль в процессе социализации. | «Человек объясняющий» В психодинамической концепции социального поведения личности, разработанной К. Левиным и Ф. Хайдером, основной акцент делается на взаимодействии личности с окружающей социальной средой и на роли бессознательных процессов в этом взаимодействии. Модель социального поведения личности в этой концепции состоит из трех основных компонентов: это индивидуальное бессознательное, социальное бессознательное и социальная реальность. Индивидуальное бессознательное включает в себя неосознаваемые желания, страхи и конфликты, которые могут проявляться в социальном поведении личности. Социальное бессознательное представляет собой коллективное бессознательное, которое формируется на основе общих культурных и исторических опытов. Оно может оказывать влияние на поведение личности в социальной среде. Социальная реальность включает в себя все аспекты социальной среды, такие как культура, общество, политика и экономика. Она также может оказывать влияние на поведение личности и формирование ее бессознательных мотивов и конфликтов. Таким образом, психодинамическая концепция социального поведения личности объясняет, что поведение личности в социальной среде может быть определено как индивидуальными, так и коллективными бессознательными процессами, а также социальной реальностью. | Научить человека жить, используя атрибуции повседневных событий, поступков людей. | Учить детей в играх и общении распознавать ошибки причинно – следственных связей социального поведения других людей, побуждать их относиться к окружающим людям так, как хотели бы, чтобы относиться к ним. | |||
2. Альтернативные системы европейской педагогики начала ХХ в. | |||||||||
2.1 | Социальная педагогика П. Наторпа | П. Наторпа | Воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. | Понятия «Идея» и «Воля» | Воспитание определяется всеобщим творческим по характеру познавательным отношением. | Социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа | |||
2.2 | Педагогическая система М. Монтессори | М. Монтессори | Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал | Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке | Система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду | | |||
2.3 | Педагогика С. Френе | С. Френе | «Школьный кооператив» самоуправлению учащихся« свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее | 1.Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3.Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины). | С. Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду | Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С. Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. | |||
2.4 | Вальдорфская педагогика | Рудольф Штайнер | Привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация | Саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека | Раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли. Развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. | Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. | |||
Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной науке XX в. | |||||||||
3.1 | Идеи социализации в работах отечественных педагогов-гуманистов нач. XX в. | П.Ф.Каптерев К.Д.Ушинский | Воспитание гораздо чаще идет за жизнью и обществом, чем жизнь и общество за воспитанием. Общественная среда влияет на личность самыми своими основами, устоями, на которых держится жизнь данного народа: это язык, религия, быт, то есть семейный, общественный и государственный склад жизни в связи со строем школы и состоянием народной культуры вообще. | «Культурная деятельность», «Культурные мотивы» | П.Ф. Каптерев специально подчеркивает социальную направленность педагогического процесса: общество ставит перед человеком жизненные цели, поэтому ему принадлежит и право вырабатывать идеал воспитания, управлять развитием личности. | П.Ф. Каптерев указывает на то, что специально педагогически организованное воспитательное влияние не стоит считать всемогущим. | |||
3.2 | Классово-пролетарская педагогическая концепция социализации | П.П.Блонский | П. П. Блонский пытается предложить конкретную программу изучения окружающей ребенка среды, называя этот необычный для начальной школы предмет «человековедением». Его содержание он представлял в виде расширяющихся концентрических «кругов». | «Горизонт» среды ребенка — семья, впоследствии она расширяется до уровня школы, улицы, города, страны и всего культурного мира | В школе путем самовоспитания, самообразования и труда создавался творец новой жизни. Такую новую школу П.П.Блонский представлял как самостоятельную детскую общину с коллективной деятельностью учащихся, которая по самой своей организации и содержанию занималась бы не только учением детей, а всей их жизнью. | Ребенок должен учиться жить, то есть не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. | |||
3.3 | Технократическая педагогика | А.К.Гастев, Г.Ф.Гринько, О.Ю.Шмидт, Б. Скиннер | Лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении. Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение. | Социальное воспитание, поведение | Задачей воспитательной системы школы и общества является формирование "функционального" человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. | Строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. | |||
3.4 | Педология | С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер | Наследственный фактор, социальная среда, интеллектуальные способности. | Чаще всего моделью изучения указывался либо ребенок как таковой и его развитие, либо понятие возрастного симптомокомплекса (сочетание различных фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. | Ставила перед собой задачу исследования социально-классовой среды, организации и деятельности детского коллектива, детского труда, классовой дисциплины, детского и молодежного движения. Это обусловило разделение и определенное противостояние биогенетического и социогенетического направлений. | Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. | |||
3.5 | Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике второй пол. XX в. | В.Е.Гмурмана, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королева, И.Т.Огородникова | Процесс же воспитания человека, протекающий во всех сферах жизни общества, и результат этого процесса называют социальным формированием | «Социальное формирование», «объективно протекающий воспитательный процесс» | Педагогический процесс" обозначает организованный (в соответствии с требованиями педагогики) учебно-воспитательный процесс в целом. | Подчеркнуть воспитательное влияние общества на личность. |