Файл: академия социального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 5573

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследования, проведенные в области ИТ, имеющих положительный опыт цифровизации в образовании, иллюстрируют ряд закономерностей. Особенно, установлено, что использование цифровых технологий в образовании способствует росту успеваемости, повышение интереса к обучению за счет активного включения в процесс генерации нового знания. Тот факт, что передача цифровых технологий в образование интересна не только роли ученика, но и позиции учителя.

В соответствии с данными ученого Б. Бэрри, цифровизация образования не только повышает энтузиазм учителей, но и раздвигает границы лидерства, развивая компетенции работы с цифровыми медиа и обмен опытом в сетевом онлайн-пространстве. В некоторых случаях цифровизация образования может обеспечить прочную основу для расширения прав и возможностей учителя в управлении образовательным процессом8.

В российской системе образования в рамках ФГОС, ИТ – технология, позволяющая создавать условия для развития индивидуальной траектории обучения школьников, вариативность образовательных программ и сценариев обучения9.

ИТ – электронная среда, которая способствует обогащению ключевой предметной деятельности образовательного процесса, в том числе расширение образовательного пространства за счет создания новых каналов общения учителя и ученика. Дополнительно трактуется ИТ как фактор обеспечения преимуществ электронной образовательной среды путем расширения границы самостоятельного обучения и повышение личной ответственности обучающихся за результаты обучения.

М.В. Патц считает, что ИТ – ролевая активация ученика в контексте цифровизации образования, поддерживаемого возможностью настройки персональных образовательных целей, выбор траекторий обучения, проектирование содержания образовательного процесса. Традиционное восприятие знаний посредством пассивного слушания вытесняется самообразованием, при котором успех усвоения информации зависит от самих учащихся, воспитательного процесса в учреждении10.

Информационные технологии являются безусловным требованием для организации эффективного обучения и совершенствования образовательной деятельности. С помощью ИТ, образовательный процесс способствует развитию самосознания учащихся. новообразования отождествляет себя со специальным идеалом определенного современного сообщества. Это результат осознания учащихся собственных личностных ценностей в процессе познания и учебных навыков, а также принятие ценности и функциональности, образование позволяет изменить содержание, методы и формы обучения
11.

Таким образом, информационные технологии в образовании повышают качество образования и активность воспитанников/учащихся в процессе воспитания, обучения и познания, оптимизируется поиск необходимой информации, развивается мышление деятельности и все субъекты образовательной организации овладевают навыками работы с информацией и различными программными продуктами в образовательном процессе обучающихся.
1.2. Специфика процесса управления в дошкольном образовательном учреждении: методы и приемы руководства ОУ
На сегодняшний день основная проблема заключается в создании условий для достижения новых результатов, на которые раньше дошкольное учреждение не было ориентировано. Одним из таких условий является креативная образовательная среда. При реализации этого условия в системе школьногообразования закладываются личностные глубинные (в отличие от ситуативных) креативные изменения и основы саморазвития.

Ведущими целями школьногообразования должно стать создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком школьногодетства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, адаптация в современном обществе, к обучению в школе. Достигнуть этих целей возможно только через развитие креативного потенциала ребенка, который более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека.

С момента введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта школьногообразования педагогический коллектив ОУ приступил к анализу условий введения ФГОС. Так первоначально, был получен статус пилотной площадки по введению ФГОС в муниципальных образовательных учреждениях. Цель инновационной анализа методов руководства – улучшение способности педагогической системы (в первую очередь – педагогического коллектива) образовательной организации качественно достигать более высоких результатов образования через изменение условий (нормативно-методических, организационных, кадровых, финансово-экономических, информационных, материально-технических).

Один из самых важных гарантов успешной инновационной педагогической деятельности кадровое обеспечение. Социально психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности организации. В свою очередь, сам социально психологический климат зависит от большого числа факторов.



А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин разделяют эти факторы на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние12. Четкое понимание цели, направлений и содержания деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации определило цель системы управления:

 аналитическая, связанная с анализом существующих программ, методических разработок, материалов, опыта коллег;

 проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образовательной деятельности для детей раннего и школьноговозраста, проектированием развивающей предметно-пространственной среды;

 конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего мероприятия (отбором, перераспределением информации в соответствии с возрастом детей, индивидуальными интересами, задачами образовательной деятельности и т.д.);

 нормативная, способствующая выполнению Федерального государственного образовательного стандарта школьногообразования, условий осуществления образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

 исследовательская – поиск, адаптация, модификация, разработка новых форм, методов, приемов работы с детьми раннего и школьноговозраста, их родителями (лицами их замещающими), коллегами;

 мониторинговая – разработка средств педагогической диагностики согласно основным положениям ФГОС;

 участие в системе мониторинга качества образовательной деятельности ДОО;

 рефлексивная – самоконтроль и саморегуляция профессиональной деятельности, определение стратегии и разработка маршрута профессионального самообразования13.

М. Мескон дает следующее определение стилю управления. Стиль управления – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации14.

С точки зрения современного подхода, стиль управления – совокупность конкретных способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Использование авторитарного, стиля управления предполагает ориентировку руководителя на собственные знания, интересы, цели и оправдано только в исключительных ситуациях:

1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства и т.д.), когда требуются быстрые и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии;

2) когда в силу предшествующих условий и причин в данной организации преобладают анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины
15.

Социология управления изучает социальные механизмы, способы управленческих воздействий на общество, его отдельные сферы, социальные группы и организации, на поведение и сознание человека. В проблемное поле социологии управления включаются концепции и теории управленческого процесса, понимаемого как особый тип социального взаимодействия, который обладает устойчивыми и регулярными формами.

Руководство – это важнейший компонент системы управления. Он представляет собой, как отмечают исследователи, «процесс воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему группой, и направленный на побуждение подчиненных к активному поведению и деятельности по достижению поставленных целей»16.

Если деятельность руководителя ОУ в управленческих дисциплинах можно представить как процесс выполнения управленческих функций и задач в цепочке «человек-человек», то в социологии управления руководитель – это всегда субъект, а объектами управления могут выступать как организации в целом, так и социальные группы, отдельные индивиды. Выполнение управленческих задач накладывает свой отпечаток на выбор стилей руководства организацией. В процессе трудовой деятельности идет формирование определенного, строго индивидуального «почерка» руководителя ОУ, которого можно заменить «хорошим» помощником, но особый стиль и действия практически невозможно повторить в деталях.

Сегодняшний день требует от руководителя ОУ применения на практике многих разработок управленческой науки наряду с уместным использованием всех качеств личности управленца. Многие исследователи указывают на наличие «тесной связи между стилями руководства, удовлетворенностью работой со стороны сотрудников и социально-психологическим климатом в коллективе»17.

Определим важные составляющие, лежащие в основе совокупного портрета руководителя:

1) особенности личности;

2) стиль руководства;

3) авторитет.

Данные составляющие будут влиять на эффективность руководства коллективом в целом и, в конечном итоге, – на процессы формирования психологического климата.

Остановимся более подробно на авторитете руководителя. Укажем на три проявления авторитета руководителя: моральное, функциональное и формальное. Моральная и функциональная составляющие образовывают психологические свойства авторитета управленца. Формальный авторитет проявляется в должностном авторитете. Формальный или служебный авторитет детерминирован набором властных полномочий и тех прав, которые предполагает занимаемая им должность. В этом отношении возможности руководителей разных рангов в различных организациях, конечно, будут сильно различаться, и диапазон их проявления также будет довольно широк.


Таким образом, психологический авторитет руководителя ОУ выступает не только условием его эффективной работы, но одновременно и результирующей его личностных, стилевых и других качеств, проявляемых в коллективе.
Выводы по Главе 1.
В результате изучения различной научной и методической литературы и источников, мы пришли к ряду выводов, которые заключаются в следующем:

1. Информационные технологии в образовании повышают качество образования и активность воспитанников/учащихся в процессе воспитания, обучения и познания, оптимизируется поиск необходимой информации, развивается мышление деятельности и все субъекты образовательной организации овладевают навыками работы с информацией и различными программными продуктами в образовательном процессе обучающихся.

2. Один из самых важных гарантов успешной инновационной педагогической деятельности кадровое обеспечение. Социально психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности организации. В свою очередь, сам социально психологический климат зависит от большого числа факторов. Сегодняшний день требует от руководителя ОУ применения на практике многих разработок управленческой науки наряду с уместным использованием всех качеств личности управленца.
Глава 2. Модель проекта «Информационные технологии в управлении школьной образовательной организацией»
2.1. Общая характеристика и описание специфики функционирования МБОУ «Ивановская СОШ»
Стратегическая цель МБОУ заключается в осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам школьногообразования. Основными задачами школьногоотделения являются формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников школьногоотделения.

Организационно-правовая форма: школьное отделение является некоммерческой организацией, бюджетным образовательным учреждением в системе образования. По форме собственности МБОУ является муниципальным («государственным»), принадлежат государству и контролируются напрямую Департаментом образования г. Москвы.

Структура управления МБОУ: