Файл: Управление собственным капиталом организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Факультет экономики и финансов

Кафедра финансов и кредита

Направление подготовки 38.03.01 Экономика


ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


Студента







(фамилия, имя, отчество)


На тему:


Управление собственным капиталом организации




(тема работы)










Руководитель

к.э.н., доцент Бушуева Н.В.

(

(подпись) (ученая степень, звание, инициалы и фамилия)


Студент _______________

(подпись)

«____» ___________ 2018 г.

Штрих-код

Москва 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ 7

1.1. Сущность и цели собственного капитала 7

1.2. Методы управления собственным капиталом 15

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ООО «БЕЛЫЙ СЛОН» 30

2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 30

2.2. Анализ собственного капитала и оценка эффективности управления 34

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ООО «БЕЛЫЙ СЛОН» 50

3.1. Мероприятия по совершенствованию управления собственным капиталом 50

3.2. Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

ПРИЛОЖЕНИЯ 67



ВВЕДЕНИЕ
В основе деятельности любого предприятия находится капитал. Без его достаточного наличия невозможно полноценное функционирование любой организации. Под капиталом понимается определенная сумма денежных средств. После принятия учредителями решения о начале организации деятельности, необходимо сформировать необходимую величину капитала, достаточную для эффективного функционирования предприятия. В процессе функционирования организации требуется постоянное внимание и анализ величины имеющегося капитала. Величина капитала должна быть достаточной, чтобы обеспечить эффективное текущее функционирование деятельности, а также определить пути его наращивания для обеспечения перспектив развития предприятия.


По высказыванию М. Амстердама: «Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию». Естественно, что бизнес будет выгоден только при одном условии – получении прибыли. Но для того, чтобы предприниматель имел доходы, необходимо правильно управлять собственным капиталом. В настоящее время одной из основных проблем в экономике является управление собственным капиталом в коммерческих организациях.

Проблема владения и руководства экономическим капиталом отдельных лиц, которая на первый взгляд касается только хозяйствующих субъектов, обуславливает особые социально–экономические последствия для экономики в целом, так и для смежных с ним организаций, например, экономики региона. В свою очередь, успешное владение собственным капиталом может повлечь за собой развитие экономики страны. Снабжение достаточно устойчивым финансированием работы коммерческих организаций проявляется в одной из главных задач финансового менеджмента. На сегодняшний день такой показатель как «собственный капитал» определяет масштабы компании, ее развитие, а если сопоставить его с другими показателями, то можно определить и финансовое состояние.

Объектом исследования является организация ООО «Белый слон».

В качестве предмета исследования выбран собственный капитал организации, его структура и динамика.

Цель бакалаврской работы – исследовать управление собственным капиталом на примере туристической организации «Белый слон» и разработать пути его улучшения.

Следовательно, для достижения поставленной цели, необходимо выполнить такие задачи, как:

– рассмотреть сущность и цели собственного капитала;

– изучить методы управления собственным капиталом;

– проанализировать управление собственным капиталом на примере ООО «Белый слон»;

–  провести анализ эффективности использования собственного капитала на примере ООО «Белый слон»;

– оценить экономический эффект от предложенных мероприятий.

Для достижения поставленных задач работа разделена на три взаимосвязанных части, первая носит практический характер и содержит в себе ответа на два вопроса. Во второй главе на практическом примере осуществлена попытка применить существующие методы оценки собственного капитала. Третья глава содержит ответы на два заключительных вопроса.

Для написания бакалаврской работы использованы общенаучные методы исследования: подбор и изучение научной специальной учебно – методической литературы; сбор, изучение и обработка практического материала деятельности изучаемой организации. Будут использованы труды таких авторов, как:

Бланк И.А., Ковалева А.М., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д.

При проведении расчетов использовались методики ведущих российских экономистов, таких как Г.В. Савицкая, М.С. Абрютина, Н.П. Любушин, О.В. Ефимова.

В процессе выполнения работы использовались традиционные экономические методы анализа как: монографический, сравнительный, статистический, коэффициентный и другие.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ


1.1. Сущность и цели собственного капитала
Основной целью любой коммерческой организации является излечение прибыли и рост благосостояния собственников. Рыночная экономика в то же время предполагает, что в условиях хозяйственной самостоятельности не менее важным является обеспечение устойчивого экономическое развитие предприятия. Все это способствует концентрации внимания на источниках финансирования коммерческой организации, а именно на величину собственного капитала.

Владение капиталом обязано основополагаться на осознании его экономической природы, опираться на концепции и теории финансового менеджмента. Из-за сложности экономической природы сегодня не разработано общего понятия этого определения. В общем, под собственным капиталом понимается чистая стоимость имущества, которая определяется в виде разницы между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами.

Зарубежные экономисты Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский дают следующее определение собственному капиталу – это «та часть капитала компании, которая мобилизуется в результате выпуска акций. Собственный капитал – это также «основной денежный капитал акционерного общества, образуемый путем выпуска и продажи акций» Французский специалист в области современных систем управления стоимостью Г. Кокинз определяет акционерный капитал как «цену, по которой акционеры желают приобрести и продать свою долю в компании». Как обычно в торговле, эта «стоимость зависит от специфических требований продавцов и покупателей». Например, от их финансового положения или от того, какую степень выгоды они собираются извлечь из предстоящей покупки или продажи [9, с.54].

Й. Бетге представляет собственный капитал как «разницу между активами и обязательствами организации за минусом доходов будущих периодов» [9, с.124].


Кроме этого, по мнению учёных Р. Бетге и Р. Холта, понятие собственный капитал рассматривается как «доля владельца компании», а, по мнению экономиста Л. Батардона, собственный капитал – это есть кредиторская задолженность предприятия перед юридическим лицом»
[9, с.124].

Таким образом, рассмотрев определения собственного капитала многих зарубежных учёных можно сказать о том, что понятие собственного капитала имеет неоднозначную трактовку. Поэтому многие современные экономисты склонны к определению собственного капитала как «доли собственников в активах организации».

А.Н. Романов, В.Я. Горфинкель, О.В. Антонова отмечают, что акционерный капитал – это «основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом», который, в свою очередь, «образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций» [43, с.54].

По мнению В.В. Ковалёва, под собственным капиталом можно понимать «совокупность материальных ценностей и денежных средств, а так же финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности [20, с. 214].

По мнению З.А. Круш, собственный капитал представлен как финансовые ресурсы, консолидированными в имущественные вклады учредителей в предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. С одной стороны здесь подчёркивается принадлежность этой части капитала учредителям, получающим право на получение части дохода за инвестирование собственности в процесс предпринимательства, а с другой – выделяется её натурально-вещественная сторона: активы, не обременённые долговыми обязательствами, «чистые активы» [21, с. 213].

На наш взгляд целесообразно подходить к понятию собственный капитал, с двух позиций: в общеэкономическом и управленческом значениях. В первом случае, под собственным капиталом можно понимать, как «стоимость, способная приносить доход, а в другом – стоимость, привлечённая хозяйствующими субъектами на правах собственности или во временное пользование с целью ее наращивания путем вложения в определенные активы предприятия».

Исходя из определения собственного капитала как определенной совокупности источников средств, становиться возможным принятие управленческих решений предпринимателями по формированию рациональной структуры капитала, в том числе и собственного [25, с. 424].

Таким образом, мы считаем, что с позиции управления собственный капитал представляет собой стоимость, привлеченную хозяйствующими субъектами на правах собственности, с целью ее наращивания путем инвестирования в определенные активы предприятия, или это совокупность финансовых ресурсов собственников, вложенных в предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли.


В соответствии с п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34 н, в состав собственного капитала организации входят уставный (складочный) капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы. Величина собственного капитала предприятия отражается в первом разделе пассива баланса. При создании любого юридического лица встает вопрос об определении величины начального (стартового) капитала. Эта величина должна быть определена в денежном выражении.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ формировать начальный капитал должны все экономические субъекты. Название капитала при этом зависит от организационно-правовой формы предприятия. Он может формироваться в виде уставного капитала, уставного фонда, складочного капитала, неделимого фонда. Начальный капитал необходим предприятию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Он является источником формирования первоначальных средств организации.

Под уставным капиталом организации понимается совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей в имущество организации при ее создании в целях обеспечения деятельности в размерах, которые определены учредительными документами [29, с. 114].

Под складочным капиталом понимается совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, которые внесены в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности.

В государственных и муниципальных унитарных организациях вместо уставного или складочного капитала формируют в установленном порядке уставный фонд. Уставный фонд представляет совокупность выделенных организации государством или муниципальными органами основных и оборотных средств.

Под паевым фондом понимается совокупность паевых взносов членов производственного кооператива в целях совместного ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, под уставным капиталом понимается сумма средств, которая первоначально вкладывается учредителями в целях обеспечения уставной деятельности организации. Величина уставного капитала является определенной гарантией для кредиторов организации и характеризует размер собственного имущества. Минимальный размер уставного капитала определяется в соответствии с федеральными законами, которые регулируют порядок создания и деятельности организаций, различных организационно-правовых форм.