Файл: 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 Вопросы к билетам гэк уголовное право. 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет преступления — избирательные бюллетени, списки избирателей, протокол об итогах голосования.
Объективная сторона преступления носит формальный характер и выражается в совершении виновным лицом любого из видов фальсификации, приведенных ниже.
1. Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании.
Порядок изготовления, получения, использования и учета избирательных бюллетеней закрепляется в ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2003 г. № 67-ФЗ. В Законе указывается, что бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению избирательной комиссии и число изготовленных избирательных бюллетеней не может более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Форма и текст бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт.
В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем избирательной комиссией составляется акт.
Таким образом, в контексте данного состава неучтенныебюллетени — это бюллетени, которые не были выданы избирателю. Включение их в число бюллетеней, использованных при голосовании, позволяет искажать реальное волеизъявление граждан.
2. Представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума.
В соответствии с действующим избирательным законодательством сведения об избирателях, участниках референдума необходимы для составления списков избирателей. Сведения об избирателях, участниках референдума формируют и уточняют главы местных администраций муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководители территориальных органов исполнительной власти города федерального значения, командиры воинских частей, руководители дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации.
Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
3. Заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума. Это может выражаться во включении в них лиц, не имеющих активного избирательного права, права на участие в референдуме, или вымышленных лиц.
В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума (п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Включение в списки избирателей вымышленных лиц означает, что туда вносятся выдуманные, ложные, созданные воображением, фантазией данные об избирателях, которые не существуют.[1] Так, в списки могут быть включены не существующие на данном избирательном участке фамилии, имена, отчества, годы рождения, адреса, места жительства избирателя, участника референдума.
4. Фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. По смыслу понятия «фальсификация», рассмотренного выше, фальсификация подписи означает умышленную подделку подписи избирателя, выполненную иным лицом.
В соответствии с ч. 6 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе такую запись вносит член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень.
Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума, подтверждая тем самым правильность записей о выполненных действиях и данных об избирателе.
5. Замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума.
Такие действия возможны, как правило, на стадии подсчета голосов. Исходя из смысла Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», действительными бюллетенями следует считать такие бюллетени, которые изготовлены по решению (заказу) избирательной комиссии (ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ и т.д.) полиграфической организацией в установленной форме с использованием методов защиты от подделки и заполнены избирателем в порядке, закрепленном действующим законодательством.
6. Порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 9 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается его наименование.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень должен содержать о каждом из зарегистрированных кандидатов сведения, которые указаны в ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
7. Незаконное уничтожение бюллетеней.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уничтожение бюллетеней предусматривается в следующих случаях:
1) после передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней (п. 11 ст. 63);
2) при передаче бюллетеней участковым комиссиям проводятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт (п. 13 ст. 63);
3) в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем также составляется акт (п. 20 ст. 63);
4) если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая об этом отметку в списках избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается (п. 9 ст. 64).
Все иные случаи уничтожения бюллетеней следует считать незаконными.
8. Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума.
Ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и оформлением в установленной форме протокола.
Билет №63
1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
С момента совершения лицом преступления и до привлечения его к уголовной ответственности может пройти значительный срок. При этом достижение целей наказания может оказаться лишенным практического смысла в силу того, что:
лицо, не скрывшееся от следствия или суда и не совершившее нового преступления, перестает представлять опасность для общества;
само преступление забывается, а доказательства его совершения утрачиваются;
запоздалая реакция со стороны государства на совершенное преступление может быть расценена правонарушителем и общественностью как возмездие, лишенное тех целей, которые преследует уголовное наказание.
По указанным причинам законодатель предусмотрел освобождение лица от уголовной ответственности вследствие истечения определенных сроков. Состав освобождения от уголовной ответственности по ст. 78 УК включает в себя: основание — отпадение общественной опасности личности; условия:
а) истечение указанных в уголовном законе сроков;
б) неуклонение от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со ст. 76.2 УК.
Согласно ч. 1 ст. 78 УК лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года со дня совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
Таким образом, длительность давностных сроков зависит от тяжести совершенного преступления: чем она больше, тем длительнее срок давности.
Истечение после совершения преступления срока давности привлечения к уголовной ответственности, соответствующего тяжести содеянного, свидетельствует об отпадении общественной опасности лица.
Сроки давности уголовного преследования начинают течь со дня совершения преступления. Согласно ч. 1 ст. 128 УПК при исчислении сроков не принимаются во внимание в расчет час и сутки, которыми начинается течение сроков. Следовательно, срок давности начинает течь с ноля часов суток, следующих за днем совершения преступления, а заканчивается в 24 часа последних суток давностного срока.
«Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.)».
Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих продолжаемое преступление.
При соучастии в преступлении давность начинает течь с момента завершения той роли, которую исполнял каждый соучастник.
В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно в зависимости от их тяжести.
По смыслу ч. 2 ст. 78 УК сроки давности привлечения к уголовной ответственности исчисляются до момента вступления в законную силу не только приговора суда, но и любого иного итогового судебного решения. Когда последний день срока давности совпадает с днем вступления приговора в законную силу, лицо не полежит освобождению от уголовной ответственности, поскольку срок давности ещё не истек.