Файл: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования среднерусская академия современного знания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; рефлексия выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии – предоставление обратной связи; проведение устного опроса.
Опрос
Устный опрос по основной терминологии может проводиться в процессе практического занятия в течение 15-20 мин. Позволяет оценить полноту знаний контролируемого материала.
Подготовка к зачету
При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на рекомендуемую литературу и др.
Основное в подготовке к сдаче зачета по дисциплине - это повторение всего материала дисциплины, по которому необходимо сдавать промежуточную аттестацию. При подготовке к сдаче зачета обучающийся весь объем работы должен распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету, контролировать каждый день выполнение намеченной работы.
Подготовка обучающегося к зачету включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в вопросах зачета.
Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения.
Для успешной сдачи зачета по дисциплине обучающиеся должны принимать во внимание, что: все основные вопросы, указанные в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы обучающимся; семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценке на зачете; готовиться к промежуточной аттестации необходимо начинать с первого практического занятия.
Освоение дисциплины «Безопасность объектов туристской инфраструктуры,
первая помощь и противодействие террористическим угрозам» для обучающихся
осуществляется в виде лекционных и практических занятий, в ходе самостоятельной
работы. В ходе самостоятельной работы слушатели должны изучить лекционные
материалы и другие источники (учебники и учебно-методические пособия),
подготовиться к ответам на контрольные вопросы и выполнить тестовые задания.
Дисциплина «Безопасность объектов туристской инфраструктуры, первая
помощь и противодействие террористическим угрозам» включает _5__ тем.
Для проведения лекционных занятий предлагается следующая тематика:


26 1.
Идентификация опасностей в туризме
2.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемическое обеспечение
3.
Экспедиционное обследование безопасности ресурсов туристского пакета.
Маркетинг программ и маршрутов путешествий
4.
Виды современного терроризма. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами
5.
Правила оказания первой помощи
Лекция – форма обучения, при которой преподаватель последовательно
излагает основной материал темы учебной дисциплины. Лекция – это важный
источник информации по каждой учебной дисциплине. Она ориентирует в основных
проблемах изучаемого курса, направляет самостоятельную работу над ним. Для
лекций по каждому предмету должна быть отдельная тетрадь для лекций. Прежде
всего, запишите имя, отчество и фамилию лектора, оставьте место для списка
рекомендованной литературы, пособий, справочников.
Будьте внимательны, когда лектор объявляет тему лекции, объясняет Вам
место, которое занимает новый предмет в Вашей подготовке и чему новому Вы
сможете научиться. Отступите поля, которые понадобятся для различных пометок,
замечаний и вопросов.
Запись содержания лекций очень индивидуальна, именно поэтому трудно
пользоваться чужими конспектами.
Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателю! Чем больше у Вас будет
информации, тем свободнее и увереннее Вы будете себя чувствовать!
Базовые рекомендации:
-
не старайтесь дословно конспектировать лекции, выделяйте основные
положения, старайтесь понять логику лектора;
-
точно записывайте определения, законы, понятия, формулы, теоремы и т.д.;
-
передавайте излагаемый материал лектором своими словами;
-
наиболее важные положения лекции выделяйте подчеркиванием;
-
создайте свою систему сокращения слов;
-
привыкайте просматривать, перечитывать перед новой лекцией предыдущую
информацию;
-
дополняйте материал лекции информацией;
-
задавайте вопросы лектору;
-
обязательно вовремя пополняйте возникшие пробелы.
Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
-
Слушать (и слышать) другого человека.
-
Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно
владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема.
Существует очень полезный прием, позволяющий оставаться в творческом
напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях.
Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это
сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится
сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий
говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Прием прост –
постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-
таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в
аудитории найдутся хотя бы несколько таких слушателей, внимательно и
уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо»,
когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с


27
озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и
заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на
таких слушателей, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если
это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните
себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг
обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя.
Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на
преподавателя. Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя
своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).
-
Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил
в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием.
Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы
найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно
сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте
«про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам
преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала
подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом
случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном
случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на практическом
может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный
прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что
он «ничтожество» и т. п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть
конструктивной и доброжелательной.
-
Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то
совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои
представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя
на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо
после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав
момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно
извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным
человеком, да еще на глазах у целой аудитории?
Правила конспектирования на лекциях:
-
Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит
преподаватель. Даже если слушатель владеет стенографией, записывать все
высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные
факты.
-
Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти
заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к практическим занятиям и
экзаменам).
-
Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения,
которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому
легко было потом разобраться с этими сокращениями).
-
Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом
трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом
придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к
ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя
тем, что слушатель ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника)
и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом
немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо
того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем


28
он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие
преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и
печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны
учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую
психологическую атмосферу занятия...
Для проведения практических занятий предлагается следующая тематика:
1.
Правила оказания первой помощи
Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая
ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более
глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в
практических, прикладных целях.
Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или
профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения
конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем
преподавателя.
Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна,
слушатель должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на
лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и
справочную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность учебных
занятий.
Отличительной особенностью практических занятий является активное
участие самих слушателей в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем,
вопросов; преподаватель, давая слушателям возможность свободно высказаться по
обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая
учебная цель занятия требует, чтобы учащиеся были хорошо подготовлены к нему. В
противном случае занятие не будет действенным и может превратиться в скучный
обмен вопросами и ответами между преподавателем и слушателями.
При подготовке к практическому занятию:
-
проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах,
вынесенных на обсуждение;
-
внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на
лекции;
-
изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты
прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на занятии;
-
постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и
аргументирование его обосновать;
-
запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и
научной литературой вопросы, чтобы затем на практическом занятии получить на
них ответы.
В процессе работы на практическом занятии:
-
внимательно слушайте выступления других участников занятия, старайтесь
соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;
-
активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь
высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено
убедительными доводами;


29
-
если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните,
что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т.е. нести в себе какое-
то конкретное предложение в качестве альтернативы;
-
после практического занятия кратко сформулируйте окончательный
правильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены.
Практическое занятие помогает слушателям глубоко овладеть предметом,
способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной
литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и
приобретению навыков научной аргументации, научного мышления. Преподавателю
же работа слушателя на практическом занятии позволяет судить о том, насколько
успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.
1   2   3   4